|
Аутизм, гиперактивность, задержка психического развития-диагностикаАвтор статьи: Солодова Олеся Викторовна
Ко мне на прием привели мальчика 5 лет с д-з задержка нервно-психического развития, расстройство аутического спектра. Запрос родителей заключался в том, что у ребенка начался энкопрез (повторно). Мама объяснила, что уже полтора года ребенок самостоятельно ходил на горшок. И вот начался снова. Хочу заметить, что в первом случае это был не энкопрез, а несформировавшийся условный рефлекс. А вот когда у ребенка после периода чистоплотности начинается пачканье трусиков можно заподозрить энкопрез. Психолог на приеме всегда смотрит на выражение лица клиента, голос, позу, поведение- и это не зависит от возраста 5 лет, 25, 60 лет твоему клиенту. У ребенка на лице застыла маска страдания, уголки губ опущены. Словарный запас у ребенка: мама, банан, пока. Ну, о какой диагностике здесь может быть речь? Ребенок не рисует, не разговаривает. В такой ситуации всегда поможет телесно-ориентированная психотерапия. Ведь как известно: "Душа - это невидимая часть тела, но тело - это видимая часть души" И вот начинается сеанс холистического массажа. Это очень нежная техника прикосновений к телу клиента (клиент лежит в одежде), делается она справа налево, телесно-ориентированнный психолог движется от туловища к ногам далее опять к туловищу затем к шее, голове. Ребенок лежит спокойно. Мальчику нравится. Отмечаю для себя: сильнейшее напряжение мышц в тазовой области (блок-на языке телесно-ориентированных психологов). Постепенно подхожу к шее - и тут открытие, ребенок резко откидывает мои руки - не разрешает прикасаться к шее и голове. Продолжаю работать с телом, начинаю новый круг и опять такая же реакция-на прикосновения к голове и шее. Небольшое отступление имеющее большое значение. Так случилось, что я проходила одни интересные курсы для психологов, посвященные вопросу гиперактивности у детей. Первый день выступал доктор мануальный терапевт, реабилитолог, второй и последующие психолог.Вот что она, Ясюкова Л.А., пишет в своей статье посвященной вопросу гиперактивности Причиной заболевания не является незрелость мозговых структур - это причина поведенческих проблем. Основной причиной заболевания (около 90% случаев), то есть причиной незрелости мозговых структур, являются травмы, повреждения позвоночника (обычно получаемые во время родов), в результате которых пережимается позвоночная артерия и блокируется полноценный доступ кислорода и питательных веществ к мозгу, тем самым тормозится его созревание и ограничиваются энергетические возможности его функционирования. Позвоночник ребенка всегда травмируется при выправлении неправильного предлежания плода, обвитии плода пуповиной, в случае крупных размеров головы, при разнообразных акушерских вмешательствах (выдавливании, выправлении плечиков, вакуум-экстракции и пр.), родовой стимуляции, скоротечных родах и пр. Позвоночник может быть травмирован и в первые годы жизни. Часто в медицинской карте ребенка это никак не отражается. При неполноценном кровоснабжении мозга темп созревания его подструктур замедляется и уже не соответствует возрастным нормам, что негативно сказывается и на возможностях психического развития, в итоге восьмилетний ребенок ведет себя как пятилетний. При травмах позвоночника нарушается и отток венозной крови, что приводит к повышению внутричерепного давления, головным болям, на которые периодически жалуется ребенок. Травмы определенных отделов позвоночника, при которых ущемляются отростки блуждающего нерва, приводят к таким типичным детским проблемам, как энурез, аллергии, нарушения зрения, иннервации кончиков пальцев, то есть «плохому» почерку и пр. Любое медикаментозное лечение при травмированном позвоночнике не только бессмысленно, так как не устраняет причину осложнения в развитии ребенка, но и вредно. Все предлагаемые лекарственные препараты оказывают разнообразные негативные влияния на рост и функционирование детского организма (об этом сообщается в перечне возможных осложнений). Медикаментозное лечение нацелено на минимизацию симптомов, но не устраняет причину заболевания. Первое, что следует сделать, - это выправить позвоночник и нормализовать кровоснабжение мозга. Для этого необходима квалифицированная помощь остеопата, или мануального терапевта, или невропатолога-ортопеда. Вторая задача состоит в том, чтобы укрепить позвоночник в правильном положении. Для этого необходимо ежедневно в течение 3-4 месяцев делать соответствующий укрепляющий массаж и определенные упражнения. (Детей мы обучаем упражнениям, а родителям показываем, как делать массаж, и они сами его делают.) Если ежедневно в течение 3-4 месяцев не делать укрепляющий массаж и упражнения, то через месяц или еще раньше позвоночник вернется в свое дефектное положение, поведение и учеба ухудшатся, и лечение надо будет начинать сначала. Если дефект позвоночника не выправлен, то занятия спортом и массаж вредны, так как закрепляют позвоночник в травмированном состоянии. Естественно я не могла не рассказать папе мальчика о своих подозрениях, почему ребенок откидывает руки от головы и шеи. Папа принял решение сразу: "Мы сделаем рентген". Вот какое заключение они получили: смещение атланта, нестабильный шейный отдел позвоночника, спина Бифида, гиперлордоз шеи. Родители этого мальчика прошли многих специалистов: педиатры, неврологи, психиатры, остеопат, была у них и психолого-медико-педагогическая комиссия, после которой он попал в коррекционный садик. Но ни кто не догадался проверить шею ребенку, назначить рентген шеи в 4 проекциях (о котором я узнала на 1 лекции). Мозг не может нормально развиваться, если нарушено его кровоснабжение, отсюда и задержка нервного, психического развития. Очень хорошо описан ранний детский аутизм у Райнера Телле в книге " Психиатрия с элементами психотерапии" Вот маленькая выдержка: Диагноз и дифференциальный диагноз. В выраженных случаях диагноз довольно прост и устанавливается относительно рано( нередко до 3 лет) на основе нарушений контакта, задержки развития речи и характерного поведения. В более легких случаях установить диагноз затруднительно. Часто аутичные дети с аспергеровским типом обращают на себя внимание только с начала учебы, поскольку их своеобразие в лоне семьи остается терпимым и компенсированным. Из характерных симптомов обнаруживаются далеко не все. Тогда говорят об аутических симптомах или о психической задержке с чертами аутизма. Сходные симпотмы. хотя и менее типичные и выраженные, могут наблюдаться у госпитализированных детей и у детей с другой ранней патологией на почве дефицита контактов. Дети с выраженной познавательной слабостью, тяжелыми нарушениями моторной деятельности или даже с дефектом интересов могут одновременно проявлять и аутическое поведение, тогда как деффект интересов долгое время не распознается. На развитие картины нарушений влияет и окружающая среда.
Вопросы ко всем кто прочитает статью:
Врачи должны уметь анализировать, но наверно не все этому могут научиться.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|