Кто из нас не был ребенком? Кто не хотел скорее вырасти? Кто не возмущался непониманием родителями? Кто не доказывал, что он уже большой своим папе и маме? Кто не отстаивал свое право на личное мнение?
Почему-то, когда мы сами становимся родителями, мы забываем, или частично помним, те моменты, когда от бессилия перед воспитательными методами отцов своих не хотелось жить. Такие сильные эмоции носят накопительный характер и суммируются постепенно, внезапно находя выход в виде нервных срывов и истерик. Вчера, допустим, у ребенка грубо отобрали поднятую с земли палку. Сегодня – резко прервали игру с любимым мишкой, усадив за стол. А завтра – не дав досмотреть мультфильм, получили протест в виде ручья слез, оглушительного крика и битья ногами по полу (я один раз даже наблюдала, вдобавок к этому, плевок четырехлетней девочки маме в лицо).
Как бы хотелось, чтоб наши дети росли полноценными личностями и были здоровы в психическом плане! Условия для гармоничного психического развития ребенка так просты, почти банальны:
Воспринимаем ребенка на равных.
Уважаем ребенка.
Предоставляем свободу.
Любим безусловно.
Если рассмотреть, что значит каждый пункт, получается:
Воспринимаем ребенка на равных. Это вовсе не значит, что 3х месячный малыш взрослый только ростом мал. Я здесь о том, что желательно учить ребенка, как друга, личным примером. И, конечно же, учиться самому у него. Не должно удивлять, что у 2х-летнего можно чему-то научиться, сколько тут искренности чувств, исследовательского пыла, упорства в достижении желаемого и многого другого чего полезного, дефицитного для многих взрослых. Ведь учимся мы у своих друзей, учим их одновременно. Но, согласитесь, тяжело общаться с другом, который относится к нам не на равных. А если такое общение постоянно и необходимо, можно заработать себе не слабый невроз.
Один из важных моментов здесь – не приписывать ребенку качества взрослого. Младенцы, например, не умеют манипулировать и делать что-то специально, дети 1-3х летнего возраста не умеют врать и строить интриги, придумывать что-то. Важно помнить, что ребенок живет эмоциями здесь и сейчас. Наше задача помочь приобрести самоконтроль и воспитать самосознание.
Уважаем. Уважать, помимо того, что мы сами подразумеваем под этим понятием, я имею в виду чувства и желания. Люди – не роботы, и кушать точно по расписанию, ложиться спать в одно и то же время и пр. не под силу никому. Представьте ситуацию, читаете книгу, к вам подходят, забирают книгу, одевают и выводят на улицу гулять (кладут спать, моют, начинают кормить, суют в руки карандаши, что угодно). Не очень хорошо да? А что ребенку? Без меня, меня женили получается… Предоставляйте выбор!
Здесь знать и учитывать, что очень маленькие дети не могут сделать выбор в силу слабо развитой нервной системы. Им хочется все сразу и побольше. Наша помощь им будет кстати, только в демократичной форме, с их разрешения. Можно иногда использовать прием выбор без выбора («Ты пойдешь кушать сейчас или когда закончится мультфильм?»).
Свобода. Этот пункт продолжение предыдущего по сути. Плюс еще свобода в деятельности. Задача родителей обеспечить безопасность окружающего пространства, научить бытовым действиям. Очень важно сохранить и приумножить природное любопытство, которое впоследствии вытекает в познавательную деятельность и развивает интеллект.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.