Опыт долгосрочной работы с ребенком, имеющим диагноз " аутизм".

Опыт долгосрочной работы с ребенком имеющим диагноз аутизм 

Продолжение статьи «Построение контакта  с ребенком - аутиком  и развитие двусторонних коммуникативных связей» (мой опыт такой  долгосрочной  работы).

   Впервые я познакомилась с  Дашей  (имя изменено) три года назад. Это была досточно нервозная, погруженная в себя  восьмилетняя девочка. Постоянно теребила и брала в рот крестик, висящий не шее.  Она не разговаривала, но понимала  большую часть обращенной к ней речи. Иногда исподлобья она мельком окидывала взглядом происходящее вокруг. Могла иногда  на инициативу другого человека издавать  громкие звуки,   бурно и агрессивно отреагировать криками, стукать  себе по голове, кричать, быть руками по столу. Девочка без родителей терялась,  с  трудом переживала новые обстоятельства,   была  очень зависима от них. В 7 лет была признана областной  ПМПК не обучаемой. Большую часть времени проводила дома в полной семье, сестре 2 месяца. Заниматься начали с двух раз в неделю по 30 минут. Чуть позже время  одного занятия увеличилось и сейчас составляет 60 минут. К настоящему моменту проведено более 250 часов терапии.

В анамнезе ее развития примерно в 3 года - потеря речевых навыков, остановка развития речи, откат назад психо-эмоционального развития. В 5 лет был поставлен диагноз РДА, снижение интеллекта.

    Первый этап в работе  всегда  нацелен на  поиск внимания ребенка. Это возможность  его спокойно сосредотачиваться и осознавать свои физические ощущения. Здесь психологу  фактически нужно быть некоторое время безопасной для ребенка частью игрового пространства. То есть – стать интересной  игрушкой, найти -  отчего у этого ребенка горят глаза и что его заводит.  Игровая деятельность и интересы девочки вначале были очень просты и  ограничены. Даша  любила катать грузовики. Это и стало отправной точкой. Сначала  я была рядом со своим грузовиком. Постепенно стало возможным совершать действия – положить предметы и возить их. Девочка стала спокойнее принимать мою инициативу, позволяла манипулировать мне ее машиной. Вот здесь можно и появилось  это, так называемое,  «совместное внимание». Это способность ребенка  держать в поле зрения игрушку, взрослого и действовать с ними обоими.  Также совместное внимание  девочки вызывали простые занятия  для  детей раннего возраста  (пирамидки, матрешки,  игры с водой, с природными материалами и т.д).

Второй этап - это контакт. Здесь следует развивать  то взаимодействие, которое приносит ребенку удовольствие. В моем случае визуальная сфера у девочки была  сохранной, поэтому стимулы из этой серии вызывали интерес. Постепенно, перебирая визуальные стимулы,  я обнаружила, что Даше нравится взаимодействовать с буквами, изображенными на кубиках.  Сначала меня  удивил и обрадовал тот факт, что она переворачивает кубики  и ставит буквы в правильное положение.   Она смогла соотносить  называемые мною звуки  с графическим изображением почти  всех букв. (Позже у родителей выяснила, что  с девочкой в раннем возрасте, до трех лет учили буквы.) Предложив выбрать  ей свое имя,  из двух  имен, написанных  на двух карточках девочке, я убедилась, что эта идея ей доступна. Постепенно проявился интерес к  занятиям с буквам и  цифрам. Даша могла  из кубиков с буквами  составлять свое имя, простые слова по образцу. Эта деятельность ей очень нравилась. Появился интерес к  нашим занятиям, шла  на них с желанием. Параллельно с этим я предлагала задания девочке, где в случае ее  успеха -  я хлопала в ладоши, одобряя и  проявляя радость. Девочка стала хорошо копировать эти действия, могла иногда даже улыбаться. Это являлось очень хорошим признаком для такого ребенка, появились так называемых синхронные эмоции. Такое своеобразное одновременное переживание обоюдных эмоций со взрослым,  помогает укрепить контакт с ребенком и одновременно повышать его имитационные возможности.   Для минимизации агрессивных вспышек,  при неудачах, в трудных новых местах я также ввела жетоны и  применяла пищевое поощрение  ( т.е. использовала отдельные  элементы АВА- терапии). Девочка хорошо их приняла, вспышки негативизма снизились. Это позволило повысить ее мотивацию выполнять более разнообразные  и новые задания.

Третий этап - общение. Это этап развития длинных цепочек взаимодействия (игровых циклов), где идет обмен жестами звуками. Под «игровым циклом» здесь имеется в виду  выполнение  одного законченного действия. Например, моя просьба к девочке достать  из шкафа кубики, принести их на стол и сложить свое имя и есть игровой цикл. Или - любимая игра девочки  «Покатай меня»  в завершении занятия. Даша катит стул на свободное пространство, показывает жестом на меня, на себя и стукает по стулу – что невербально означает -  «Оксана, покатай меня». После катания и кружения на стуле катит и ставит сама  его на место. Еще один игровой цикл.  Чем больше таких цепочек действий доступно ребенку, тем больше он понимает вас, научается планировать свои действия. Здесь стоит развивать любопытство, интерес, настойчивость ребенка.   Также путем длительных моделирований ситуации согласия,  использования карточки со словом «Да» и   поощрений девочка научилась кивать головой.  Нравились девочки песенки (пальчиковая гимнастика Е.Железновой). Она оживлялась, улыбалась. Научилась выполнять на своем уровне длинные цепочки достаточно быстрых действий под слова песенок. Применение отдельных методов психологической  нейрокоррекциии позволило акцентировать и развивать  понятия «левая и правая рука» через телесные маркеры. Доверие и   желание  заниматься к этому времени у девочки было на очень высоком уровне.  Со слов родителей на занятия ко мне она просто бежала. После -  находилась в хорошем расположении, некоторые  наши игры  начала копировать дома. Да, здесь  стоит отметить, что с  родителями   параллельно проводилась консультационно-обучающая работа  по вопросам воспитания,  взаимодействия и обучения дочери. Вспышки негативизма и агрессии у девочки снизились и дома, к этому времени  на наших встречах фактически не проявлялись. Улучшился жестовый контакт, покладистость девочки.

Четвертый этап - совместное решение проблем. Начало более сложных социальных переговоров. Выстраиванием препятствий  для достижения цели в нашей работе стало получение пищевого поощрения. К этому времени девочка научилась хорошо  понимать написанные отдельные, часто используемые слова. Поэтому  ей предлагались карточка с фразой «Я хочу» и отдельные карточки  со словами  - «шоколад», «рис», «поп-корн» и т.п. в разном порядке. Даша складывала фразу «Я хочу шоколад». И получала кусочек любимого лакомства за правильно выполненную задачу. К этому времени стала хорошо понимать и выполнять вербальные знакомые инструкции «Принеси..»,  «Покажи, где  живот, ущи..» , «Дай правую руку», «Постучи левой рукой по столу» и т.п. Стала различать и правильно одевать сама обувь на  левую и правую ногу. Дома  сама начала есть в отведенном месте с помощью столовых приборов. Сложность сохранялась с пониманием новых  просьб и инструкций, а также со спонтанными действиями самой девочки.

Пятый этап – творческое и спонтанное использование идей. Даше характерны трудности с произвольными мелкими и крупными моторными действиями. Письмо и рисование очень затруднено, фактически невозможно.  Моя идея предложить девочке набирать слова на клавиатуре и видеть их на мониторе компьютера превзошла все ожидания. Даша смеялась,  сначала с опаской, потом с осторожность осваивала набор букв, известных ей простых слов. Она могла выполнять мои  такие помогающие инструкции во время набора букв, как  «пробел», «другая строка», «стирай». Сейчас может набирать  по моей словесной инструкции - свое имя, фамилию, возраст, имя мамы, папы, сестры, мое имя.  Здесь можно было бы  предположить, что это выполняется за счет автоматизма, хорошей зрительной памяти. Но  пересчет и выполнение простых математических операций с предметами на сложение  в пределах 10 также доступны ей. Этот факт подтверждает сохранность визуального и простого логического мышления. Но,  к сожалению,  написание спонтанных  фраз не доступно  из-за отсутствия внутренней речи. Сидя перед компьютером девочка сидит и ожидает заданий.

Таким образом, как видно из описанного примера у каждого ребенка  могут  быть свои цели, задачи и возможности в терапии. Поэтому игры, задания и игровые циклы будут у каждого свои. Но восстановление онтогенеза ребенка с его уровня значительно повышает его адаптационные возможности.

 Авторы методики освоили, опробировали  методику FLOORTIME и рекомендуют интенсивные занятия в количестве 9 часов в неделю в течение 2-5 лет с одним ребенком. При успешном течении терапии большинство детей смогли обучаться в школе.

Таким образом, основными целями  этой динамической терапевтической модели можно назвать следующие:

- поддерживать у ребенка ощущения эмоциональной связи с другим человеком (педагогу и родители здесь важно научится «читать » эмоциональные сигналы  нервной системы ребенка, и уметь  подстраиваться, присоединяться к ним);

-провести ребенка через последовательность стадий эмоционального и интеллектуального развития до максимально доступного ему уровня;

-развивать ключевые способности, выявить максимум возможностей ребенка.

Каким образом эти цели можно достигать. Что мы делаем?

1.Наблюдаем за ребенком (зачем он совершает действия, что они ему дают).

2. Распознаем  его сенсорные компоненты.

3.Действуем вместе с ребенком, вступаем в контакт,

4.Развиваем это взаимодействие, когда ребенок входит во вкус.

5.Переходим к совместному решению задач, усложняем совместную задачу.

Встреча и работа с каждым таким  ребенком очень своеобразна и уникальна. Многое определяется здесь уровень нарушения психики, который имеет ребенок.

  В заключении мне очень хочется поделиться  своей радостью. В результате нашей работы  стало возможным обучение Даши   в образовательном учреждение.  ПМПК дало согласие на обучение девочки в интернате для детей с ОВЗ. Пока в классе из 5 человек  по индивидуальной программе. Если возникнут  трудности – в дальнейшем возможно  на домашнем обучении.

Наши занятия продолжаются. Есть еще много полезных и непростых  задач.  Так, сейчас продолжаем  понимать и осваивать жест «Нет» в ответ на вопросы.  А также стараемся  поддерживать в союзе с  родителями спонтанную и личную  инициативу девочки.

 

сентябрь 2016г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 661
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Хочу здесь и сейчас! Сказка про ребенка, который не повзрослел.
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Багаж очень послушного ребенка. Формирование ложного Я. Я – не Я, а тот, кем вы хотите меня видеть.
  • Как хорошей девочке быть мамой плохого мальчика? (Полезно и родителям девочки)
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • Как построить контакт с ребенком-аутиком и развивать двусторонние коммуникативные связи.
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • История Девочки, которая не могла стать взрослой
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Девочка, девушка, женщина: где ты потерялась?!... Мама, а ты, что здесь делаешь?!
  • Почему идея “здесь и сейчас” так важна в гештальт терапии?
  • Горести и радости небиологических родителей в ЛГБТ-семьях: есть ли для меня здесь место и какое оно?
  • Виктимблейминг или жила-была девочка, сама виновата
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Сказка для девочки, которая огрызалась и была всем недовольна
  • Как выражать эмоции здесь и сейчас экологичным образом?
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Использование в гештальт-терапии «здесь и сейчас»
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Время через призму принципа "здесь и сейчас"
  • Работа с внутренним ребенком с помощью ТДТ. Конспект занятия.
  • Что такое осознанность? Она была не здесь...
  • Девочки, такие девочки
  • В Контакте с ребенком до 5 лет. Курс для родителей. Вводные занятия
  • Мама, не хочу на занятия, хочу поиграть дома в свои игрушки!
  • Хорошо там, где мы «здесь и сейчас». Или психологическая адаптация при переезде.
  • Жила была девочка и она любила мальчика...
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь