Виктимблейминг или жила-была девочка, сама виновата

Термин «обвинение жертвы» (victim blaming) впервые использовал Уильям Райан в одноимённой книге (Blaming the Victim), опубликованной в 1971 году. "Обвинение жертвы" основано на вере в справедливый мир, при котором человек верит в то, что любое действие вызывает закономерные и предсказуемые последствия. Первооткрыватель феномена веры в справедливый мир Мелвин Лернер, указывал на то, что люди реинтерпретируют несправедливое событие, связывая его с поведением или свойствами жертвы, и тем самым одновременно обвиняют и принижают её, чтобы избежать признания ошибочности своих представлений о справедливом устройстве мира. 

Виктимблейминг или жила была девочка сама виновата

Виктимблэйминг простыми словами, это когда вы слышите в быту:

"Жертва изнасилования виновата сама", "Родители ребенка виноваты в том, что у него врожденное заболевание", "Нечего было возвращаться домой поздно, поэтому сумку украли", "Нечего реветь, сама виновата в том, что случилось", "Подумай, что привлекло в твоем поведении насильника" и т.д.

Некорректное и неуместное поведение работников социальных и медицинских служб может повлечь за собой ретравматизацию пострадавшего и относится к одной из форм виктимблейминга.

Но как не допустить этого процесса в своей работе? Особенно начинающему специалисту. Ведь такие фразы как: "Тебе нравится быть жертвой", "Ты получаешь выгоду, создавая себе подобные ситуации" тоже могут быть отнесены к одному из видов виктимблэйминга.

Важно помнить (или знать), что при столкновении с травмирующим событием, которое выходит за рамки обычного человеческого опыта, человек проживает ряд стадий. В литературе их рассмотрено достаточно много, и последняя стадия обычно называется "адаптация», «принятие произошедшего", "ассимиляция". После чего у человека наступает облегчение. И на ранних стадиях важны:

1. Создание ощущения безопасности и ясных терапевтических отношений: доверительная атмосфера, хороший клиент-терапевтический альянс, безопасное пространство и т.д.

2. Создание у клиента ресурсов для дальнейшей работы с переживанием. Мне очень нравится термин Питера Левина "Контейнирование переживания".

3. Помощь в принятии факта произошедшего. Возможность делиться произошедшим (в быту это чаще всего распознают за жалобы и человека тут же подвергают "эмоциональной порке"). Обучение методам совладания с последствиями травмы.

И только после этих стадий уместны все интервенции на принятие ответственности за свое поведение в экстремальной или травматической ситуации. В том числе работа с повторяющими травматическими сценариями, границами и прочим.

В моем понимании при попытках вернуть жертве ответственность на первых же стадиях проживания травматического события, у клиента возникает "сопротивление", что вполне закономерно. И, может быть, попытка вернуть ответственность за происходящее идет у специалиста от чистого сердца, но чаще всего клиентами она не принимается. Более того, это часто приводит к тому, что хорошо внушаемые люди, начинают предаваться самообвинениям. А самообвинение и адаптация - это совсем разные вещи. 

P.S. Почему человек не заметил чего-то и попал в беду? Ну, это же так очевидно, туда не надо было ходить!

Ответ прост: Потому что мир не идеален, все совершают ошибки. У человека совсем другой жизненный опыт, другие родители, которые, скорее всего, использовали авторитарный стиль воспитания и т.д.

P.P.S. Жертв не надо жалеть, это может создать треугольник жертва-спасатель-тиран. Я могу стать спасателем, если буду жалеть жертву.

Спасать и помогать проживать человеку стадии шока, отрицания, гнева, депрессии -  это совсем разные вещи. Если это делать бесплатно и 24 часа в сутки, преследуя какие-то корыстные цели, то это - спасение.

А молчаливое присутствие рядом, теплый чай и плед для друга - это близость и человечность.

Берегите друг друга!

Копирование этой статьи без указания автора и ссылки на оригинал статьи на сайте psyoffice.ru запрещено автором! Ст.1229 ГК РФ гласит о том, что "Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением)".



Просмотров: 776
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • А может все-таки "сама виновата"? Обвиняем жертв изнасилований из соображений заботы
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Дверь в спальню."Охотники"и"жертвы"как способ существования партнеров в браке.Часть1
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Дверь в спальню. "Охотники" и "жертвы" как способ существования в браке. Часть 2.
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "Мы продолжаем зависеть от "пятерок", но хотим совсем другого!"
  • "Мамина дочка", или совсем немного о "замёрзших" чувствах
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь