Привет, друзья-товарищи. Вы уж простите меня за столь невнятное вступление: просто недавно я наводила порядок в своей головке и, внезапно решив влезть на антресоль (если вдруг кто-то не в курсе - это такое воистину загадочное пространство под потолком преимущественно старых хрущевок, предназначенное для хранения всякого хлама по типу протухших солений, которые никто никогда не съест, старых изъеденных молью зимних сапог, огромного вонючего чемодана с елочными игрушками, бюста Ленина, трупа девственницы-еретички и т.д.), наткнулась на коробку с названием "феминизм третьей волны". Вы спросите: а) зачем я туда полезла, и бэ) как эта коробка вообще оказалась в моем доме.
Ваш праздный интерес для меня - закон. По сему - отвечаю.
Зачем полезла: достать из глубин памяти давно переставшее быть хайповым (как и само слово "хайповый"), но упорно не желающее спокойно прописаться на кладбище устаревших социальных феноменов слово "виктимблейминг";
Что эта коробка делает в моем доме: в далеком 2016 году через слово "виктимблейминг" и историю Дианы Шурыгиной я познакомилась с феминизмом .
"Ват зэ фак! О, щет! Мать честная! Опять это имя! Господи, автор, ну куда ты? Может еще Диму Билана вспомнишь?! Певец есть такой, Евровидение в Россию привез между прочим! Ну камон!!!", - возмутитесь вы.
Ой, да ладно вам! - отвечу я. Просто так вышло, что Диане суждено было родиться под созвездием символичности, испытывающем влияние планеты гротескной карикатурности: настолько ее пример показателен во многих отношениях.
Жертвы изнасилований часто оказываются в центре общественных скандалов. Какие-то из девушек побывали на донышке. Какие-то - это донышко и вовсе пробили. Но пример Дианы - это инцидент, из которого лично я узнала о таком явлении, как виктимблейминг - обвинение жертвы.
Для тех, кто, как и я, не силен в способности допетрить до значения англицизма, всего лишь две секунды подумав над его переводом, и тех, кого, как и меня 4 года назад, пугают все эти заимствованные странные словечки, приведу примерное описание феномена виктимблейминга:
...еще в 1966 году американский социальный психолог Мелвин Лернер в серии экспериментов доказал, что вне зависимости от личностных качеств и моральных ориентиров людям в целом свойственно верить в справедливость окружающего мира и, как следствие, приписывать жертвам различные качества, оправдывающие насилие над ними. Лернер считал, что эта вера, несмотря на свою наивность, несет в себе определенную пользу, так как она помогает людям в тяжелые моменты жизни не проваливаться в беспомощность и сохранять веру в свою способность действовать, планировать будущее и достигать целей.
Иными словами, виктимблейминг — это психологическая защита от переживания беспомощности. Когда человек встречается с проявлениями насилия над другими, его вера в собственную безопасность существенно расшатывается, и если у него недостаточно внутренней устойчивости для того, чтобы это переварить, то он незаметно выдумывает себе какую-нибудь теорию о том, что насилие было заслужено или каким-то образом спровоцировано самой жертвой. Беспомощность отступает и сменяется новым ощущением: «Уж со мной-то такого не случилось бы, я-то ведь хороший и умный, никого не провоцирую!»
https://psy.systems/post/cho-takoe-viktimbleiming
Тогда, в не таком уж и далеком 2016 году, общество раскололось на два лагеря: одни накинулись на Диану и всю ее семью, обвиняя девушку во всех смертных грехах, включая клевету, провоцирование своим легкомысленным поведением мальчика на изнасилование и т.д., а другие, тоже, в общем-то, мало разобравшись в вопросе, яростно схватились за мантру "виноват всегда насильник" и, в отрыве от контекста и особенностей ситуации, стали защищать жертву.
Справедливости ради, надо сказать, что представителей первого лагеря было куда больше, чем второго. Наверно оттого и оказался так силен "эффект взорвавшейся фемки": пролевацкими изданиями по типу Вандерзина, Медузы и пока еще не определившегося, на какой идеологический стул присесть, Космополитана из небытия в который раз было извлечено слово "виктимблейминг". Его обмыли, приодели, раскрыли ему веки, водрузили на голову корону и повесили эмблему "священная корова": в общем, идеологическое меньшинство возмутилось творящимся в обществе ужасом.
Сегодня я предложу вам сделать кое-что страшное: например, поразмыслить адекватно и не предвзято. И сделаю я это на примере риторики представителей второго лагеря. Нет, не потому что я не люблю феминисток и собираюсь в очередной раз их закапывать: это и так делается постоянно и спокойно обходится без моего участия. Просто если логику представителей первого лагеря адекватные люди уже тысячу раз подвергли сомнению, и на этот счет существует достаточное количество исследований, то логика членов служителей второго культа выглядит как будто бы адекватной и менее уязвимой для критики. И оттого - более опасной.
В чем ее опасность? А) В своих рассуждениях она иногда доходит до крайности; бэ) Она очень узколоба в своем взгляде на психологию самих жертв.
Да и вообще: я абсолютно убеждена, что если между двумя стульями вам непременно нужно выбрать какой-то один - лучше постоять.
Итак, самым интересным здесь является пункт бэ. Товарищи противники виктимблейминга, скажите мне, вам действительно кажется, что, снимая ответственность с жертв, вы облегчаете их страдания? Любому человеку - а в особенности - человеку, пережившему трагедию, необходимо создать для себя иллюзию хоть какого-то контроля и предсказуемости происходящего. Об этом писала Л. Арнхильд в небезызвестной книге "Завтра я всегда была львом":
Если страшное событие произошло из-за совершенной ими [женщинами, пережившими насилие - прим.ав.] ошибки, сознательного поступка, который можно было сделать иначе или избежать в другой раз, они все же сохраняли ощущение контроля над своей жизнью. Если же это не так, если они действительно не могли ничего сделать или сказать для того, чтобы избежать случившегося, тогда - да, тогда они действительно превращаются в беспомощных жертв игры случайностей и мир превращается в страшно мрачное и непредсказуемое место.
В подтверждение своих рассуждений Арнхильд приводит несколько исследований и описание одного из них представлено ниже:
Психологи Гласс (Glass) и Зингер (Singer) изучали вопрос о том, как важно для нас сохранять представление о контроле над ситуацией даже в условиях, когда мы на самом деле ее не контролируем. Двум группам они дали выполнить одинаковое задание, состоявшее из совершенно несложных математических и лингвистических задачек. Одной группе во время выполнения задания все время мешали непредсказуемо возникавшие интенсивные и неприятные шумовые помехи, в то время как другая группа работала в спокойной обстановке. После короткого перерыва обеим группам были выданы новые задания, но на этот раз обе работали в спокойной обстановке, в условиях тишины, не прерываемой никакими шумами. При сравнении результатов второго задания оказалось, что группа, которая все время работала в спокойной обстановке, показала гораздо лучшие результаты. Это указывает на то, что на самом деле условия у них были неодинаковые. И та группа, которая начинала работу в условиях непредсказуемых и неконтролируемых помех, перенесла это впечатление на новую ситуацию, и это не позволило ей добиться более успешных результатов. Эта группа была лишена контроля над ситуацией, и у нее не было уверенности, что это не повторится снова, поэтому ее участники не могли полностью сконцентрироваться на решении полученных задач. В следующем эксперименте Гласс и Зингер пошли еще дальше. Они снова взяли две группы случайно подобранных испытуемых и предложили им решать языковые задачи. На этот раз обе группы были подвергнуты воздействию шума, такого же интенсивного, неприятного и непредсказуемого, как в предыдущем эксперименте. Но в одной группе у всех участников эксперимента на кресле имелся выключатель, и им было сказано, что если они нажмут на кнопку, шум прекратится. Одновременно их предупредили, что руководитель эксперимента предпочел бы, чтобы они не трогали эту кнопку, и был бы очень рад, если бы они прислушались к этой просьбе, однако, они могут поступать по своему усмотрению. Никто из подопытных не нажал на кнопку. Но они хорошо знали, что могут это сделать. Когда их потом спросили, как они воспринимали ситуацию, они отвечали, что, по их ощущению, ситуация была у них под контролем. Шумовое воздействие, которому подвергались обе группы, было одинаковым по интенсивности и продолжительности. Однако их результаты заметно различались. Группа, которая считала, что она может что-то сделать, чтобы улучшить свою ситуацию, гораздо лучше справилась с заданием, чем та, которая чувствовала себя бессильной перед непредсказуемыми помехами. И это притом, что со стороны их ситуация выглядела совершенно одинаковой, и никто не нажимал кнопку. В этом не было необходимости. Достаточно было того, что она есть.
Итак, рассуждения о виктимблейминге не зря стали одним из наиболее удачных орудий феминисток: это своего рода палка, которой феминистки тычут в каждого неугодного идиота, указывая на его логические, этические и еще бог его ведает какие искажения. Но мало кто в этой ситуации вообще подумал о жертвах: противники виктимблейминга споткнулись на том же, на чем и его защитники. В столь сложной жизненной ситуации у жертвы забрали едва ли не единственное, что могло бы вытащить ее из переживаемого ей тяжелого состояния - контроль над ситуацией и над своей жизнью.
А ведь жертва - как раз тот человек, о котором мы должны думать в первую очередь, прежде чем предлагать свои офигительные идеи по ее спасению.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.