В этот момент внутри меня возникают разные умные и весомые возражения:
целый день провел в помещении, сейчас полезнее погулять;
поиграть в футбол в спортивной секции полезно для здоровья и для общения и т.п.
Когда такие просьбы стали систематическими, я осознала, что ребенку не достаточно времени на свободную игру, которое отводится в садике в перерыве между занятиями, ведь там проводится "непрерывная образовательная деятельность". При этом игра - ведущий вид деятельности у дошкольников. Ведущий" означает, что в такой форме ребенок познает многообразие окружающего мира и человеческих отношений. Наряду с развитием эмоционального интеллекта, игра является фактором успешности ребенка во взрослой жизни. Сумеет ли он справляться с переработкой большого количества информации, сможет ли научиться гибкости поведения в зависимости от ситуации - все это постигается через игру.
С одной стороны, я - "ТыЖпсихолог", и должна все это понимать. С другой стороны, я тоже оказалась в плену стереотипа, согласно которому ребенок развивается не сам по себе, а только благодаря обучающим программам. Из-за этого мне с большим трудом удается услышать ребенка с его потребностью свободно поиграть. Вместо этого я слышу собственные страхи, которые предательски нашептывают: "не будешь ходить на кружки и развивающие занятия - станешь лузером, будешь дворником и у тебя никогда ничего не получится".
На самом деле, эти представления не реалистичны. Они субъективны, не опираются на реальные факты, а именно: каждый из нас может найти достаточно примеров, когда у хорошо образованного человека профессиональная и личная жизнь не складывается, а человек без высшего образования нашел себя и хорошо устроился в жизни.
Не кружки определяют успешность ребенка во взрослой жизни, а здоровая, без невроза психика.
Научится ли он чувствовать свои эмоции и потребности? Сможет ли самостоятельно ставить себе цели? Сформируются ли у него навыки тайм-менеджмента, т.е. планирования и организации своего времени? Получится ли у него добиться желаемого или проявить терпение и отложить реализацию до более подходящего момента? Научится ли он распоряжаться свободой и властью без ущерба для других людей?
Вот эти навыки, на мой взгляд, важны для развития личности ребенка, т.е. формирования его успешности, самостоятельности и независимости от родителей в будущем.
А в нашем обществе происходит парадоксальная ситуация - мы пытаемся вырастить эффективного и успешного в будущем человека, который не имеет возможности соприкоснуться с опытом планирования своего дня и самостоятельной постановки целей. Вся жизнь ребенка подчинена расписанию садика, школы, кружков и секций. Он не может распоряжаться своим личным временем, потому что его просто нет. Мне думается, что в результате такой "взрослый ребенок" не сможет принимать самостоятельных решений и добиваться поставленных целей. Да и самому ставить цели тоже не захочется, ведь привычка сформировалась, а менять ее лениво, тяжело и даже страшно. По этому поводу уже бьют тревогу психологи и родители детей, родившихся 2000-х годах - нынешних выпускников..
Мне самой сейчас очень сложно даются решения, касательно дополнительных занятий с ребенком. Есть разные мнения, которые спорят между собой и не могут договориться. Решение сложно принимать, потому что нет однозначных доказательств в правильности или неправильности каждого подхода. У каждой стороны есть свои плюсы и минусы.
Выходом я вижу: индивидуальный подход, здравый смысл внимательное отношение к тому, что говорит ребенок и чувствует родитель по этому поводу.
Например, я не рассматриваю в качестве варианта кружки, которые проходят в выходной день, потому что моим детям нужно отдохнуть и выспаться. Они устают в садике так же, как и родители на работе. Я скорее откажусь от кружка, чем соглашусь, если понимаю, что мне физически сложно будет на него успевать, я буду нервная и злая по этому поводу. Я считаю, что в дошкольном возрасте ребенку полезнее спокойная уравновешенная мама, чем развивающее занятие.
Мне пока тяжело привыкнуть к мысли, что ребенок растет и развивается сам из точки покоя. Но я стараюсь думать в этом направлении и отлавливаю моменты, в которых мыслю стереотипно и просыпаются мои личные непроработанные страхи .
Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, как в вашей семье обстоят дела с посещением кружков и секций для ребенка?
--- Чтобы расширить взгляды по данной теме, рекомендую к прочтению статью психолога Екатерины Бурмистровой " Кружки и секции для ребенка: польза и вред.Что делать с нагрузками?" (можно легко найти в интернете).
Ниже опубликую две цитаты из статьи Е.Бурмистровой:
Отсутствие мотивации: на что оно влияет?
Мы, родители, подвергнув ребенка системным перегрузкам, можем, сами того не желая, включить у него "автоматически срабатывающую систему предохранения" — выключение мотивации к обучению, отсутствие интереса к новым знаниям. А если подобная система не включится, а перегрузки продолжатся, ребенок рискует приобрести невротические симптомы или соматическое заболевание.
Нагружать или не нагружать?
В целом известно, что:
если у ребенка нет времени на игру, то он будет склонен к истеричному поведению или замедленным реакциям (в зависимости от темперамента);
уровень и характер нагрузки должен соответствовать возрасту, темпераменту, характеру ребенка, а главное — его образовательным способностям и потребностям;
составляя паззл учебной и неучебной нагрузки ребенка, полезно понимать, насколько вы "проецируетесь", то есть ожидаете, что ребенок выполнит и реализует то, что вам в свое время не удалось.
- С любовью к своему Делу и заботой о Вас Анна Колесова Психолог, онлайн консультант (Спб, скайп, whatsapp)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.