|
Как построить контакт с ребенком-аутиком и развивать двусторонние коммуникативные связи.Автор статьи: Проскурина Оксана Александровна
Продолжаю тему, начатую в статье «Как может помочь психолог ребенку c аутизмом». Моя практика начиналась с работы с родителями и их нейротипичными детьми в центре помощи семье и детям. Игровая терапия по Г. Лэндрету помогает именно в работе с детьми. Пришелся по вкусу этот способ не директивной клиент-центрированной детской психотерапии. Он позволяет удачно исследовать и прорабатывать поведенческие и эмоциональные симптомы у детей. Работа в Центре дала мне возможность научиться легко устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, идти за его интересом, актуальной потребностью создавать и поддерживать пространство для отработки, проигрывания болезненной темы. В таком варианте работы акцент делается на ребенка и его проявления. Позже этот опыт очень пригодился при работе уже в медицинской организации по лечению неврологических заболеваний у детей. Там я впервые и встретилась с детьми с таким необычным диагнозом «Ранний детский аутизм». Начав работать, я переживала смешанные чувства: от растерянности, ощущения полного бессилия, надежд и иллюзий до веры в успех. Сложно было по многим причинам, но мой интерес победил. Мои трудности вначале были связаны с незнанием приемов, способов и возможностей приблизиться к такому ребенку. Проживала долгий путь нахождения тех особых предметов, игрушек и той деятельности, которая позволяла бы построить тонкую ниточку своеобразного контакта с каждым ребенком. Со временем пришло осознавание того, как трудно переживать возникающее ощущение ненужности и отсутствие обратной эмоциональной связи при работе с таким ребенком. Здесь очень важно понимать, что в такой работе продвижения вперед небольшие и растянутые по времени. Психологу также предстоит научиться встречаться и переживать возможные откаты назад в развитии ребенка и частичную потерю приобретенных навыков. Поэтому, еще одной важной задачей для меня была способность замечать и находить источник удовольствии от проведенной работы. Стараюсь всегда сочувствовать родителям, которые часто испытывают безнадежность и беспомощность. Сложно принять такой диагноз, а особенно информацию о том, что ребенок не может сам вступать в контакт, понимать мимику и чувства других людей, сам инициировать общение и мыслить творчески. Всегда остается надежа, что все возможно исправить. Некоторые родители испытывают непринятие и отвержение. У других много ожиданий и надежд, что эту проблему можно быстро решить. За один курс лечения и несколько занятий сделать ребенка обычным. Но - увы, это не так. Заниматься с таким ребенком без медицинского сопровождения и лечения малопродуктивно. В моем опыте есть примеры, когда на фоне лечения микротоковой рефлексотерапией и проведением долговременной комплексной коррекционно-развивающей работы дети показывали хорошую динамику. То есть, у них стал возможен переход из первых двух сложных групп по состоянию и уровню развития психических функций в более адаптивные группы такие, как 3 и 4. Существует стандартная классификация этих нарушений Никольской О.С и Лебединской К.С. Среди типических случаев детского аутизма выделяют четыре основные модели поведения, различающиеся своими системными характеристиками:
У детей I группы речь будет идти об отрешенности от внешней среды, II - ее отвержения, III - ее замещения и IV сверхтормозимости ребенка окружающей его средой. Но совсем избавить ребенка с РДА от проявлений болезни, каких-то особенностей его поведения наверное не сможет ни кто…. В поиске способов и вариантов работы с детьми этой категории мне встретился и очень понравился метод выдающегося американского доктора медицинских наук, профессора педиатрии и психиатрии Стенли Гринспена. В его книге «На ты с аутизмом. Использование методики FLOORTIME для развития, отношений общения и мышления»** хорошо, понятно и доступно описан метод терапевтической работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, и в частности – нарушения аутического спектра. Этот метод направлен не на отдельные симптомы этих расстройств, а на проблемы, которые лежат в их основе. Близка и понятна мне эта идея про «время -на полу», в отличие от поведенческих подходов, где работают в основном с внешней стороной поведения. Официальное название этого подхода, учитывающего особенности развития, индивидуальные способности, систему отношений - концепция DIR (Developmen , Individual-difference, Relatioship-based).*** Эту концепцию также часто именуют методикой FLOORTIME.**** Цель терапии в рамках концепции DIR и методики FLOORTIME – это создание в естественных условиях фундамента для здорового развития. При помощи этой методики дети овладевают ключевыми способностями, отсутствующими или нарушенными в процессе их развития: способностью к приятным и теплым отношениям с окружающими, целенаправленному и полноценному общению (поначалу жестами, потом нередко и словами) и, в различной степени, логическому и творческому мышлению. Для детей, занимающихся по этой методике, открываются новые возможности. Уникальные приемы, предлагаемые автором методики FLOORTIME, опираются на естественные интересы и эмоции ребенка. Взаимодействие строится спонтанно. Способы подбираются в соответствие с сенсорным профилем ребенка. У ребенка с нарушениями они бывают специфическими (раскачивание, рассматривание и перебирание пальцев, необычные действия с предметами и игрушками, интонирование, вокализации и т.п). Устанавливается межличностный контакт с ребенком посредством использования любых, даже необычных или странных предпочтений ребенка. Например, ребенку нравится открывать и закрывать дверь. Терапевт, использующий методику «время-на полу» не запрещает ребенку этого делать. А находит варианты - как можно использовать и развить любое действие ребенка в его интересах. Экспериментальное и мягкое создание препятствий взрослым для этого действия, или других неожиданных, непривычных действий во время выполнения ребенком любимого дела наверняка заинтересует и привлечет его внимание. Так, в этом примере можно попробовать подложить, а потом убрать незаметно маленький валик, препятствующий закрытию двери, что как раз и поможет привлечь внимание ребенка. Дальнейшее развитие действий около любимого объекта позволит зародиться так называемому « ценному совместному вниманию». Главное условие - чтобы при этом ощущения, эмоции ребенка были позитивными и приносили ему удовольствие. С.Гринспен описывает шесть явных стадий развития обычного ребенка. Первая связана с развитием интереса к окружающему миру, вторая- с привязанностью (примерно шестимесячный возраст), третья- с началом двусторонней коммуникации (девять месяцев), четвертая- с осознанием себя как личности, пятая- с выражением эмоциональных идей (два с половиной года), шестая - стадия эмоционального мышления (четыре года).
Авторы методики, опираясь на проведенные обследования, убеждены, что первичная проблема при расстройствах аутического спектра - это отклонение биологического свойства, которое влияет на связь между эмоциями и двигательной системой и, далее, на способность использовать символы. В силу вышеупомянутых причин ребенок-аутик лишен возможности пройти в развитии все эти стадии. И обычно имеет тенденцию «зацикливаться» на одной из них. Принципы и способы методики DIR дают шанс выйти из этого застоя, продолжить движение и начать двустороннюю коммуникативную связь. Каждый опыт установления связи закрывает один из коммуникативных кругов. При этом взрослый идет вслед за ребенком, он не задает условия игры, а помогает установить ему новые связи и правила. Развивающееся эмоциональное мышление позволяет закрывать одни круги коммуникации и у психолога появляются возможности предлагать ребенку новые идеи. Таким образом, методика предлагает в работе с детьми, имеющими нарушения выстраивать фундамент здорового социального развития снизу вверх. Достигнув задачи каждой из шести стадий развития, описанных выше, ребенок сможет интегрировать полученный опыт и продвигаться дальше в эмоциональном и интеллектуальном развитии. То есть невозможно упросить, или заставить такого ребенка, например, играть с куклой по назначению или кидать мяч в коробку без прохождения вначале таких этапов, как совместное внимание, контакт, общение, совместное решение проблем, творческое и спонтанное использование идей. В следующей статье я опишу часть практического опыта своей работы с девочкой с диагнозом «аутизм», где я опиралась на базовые принципы этой методики. ______________________________________________________________________
*Лебединская К.С., Никольская О.С., др. «Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм. М: Просвещение, 1989.. ** Степли Гринспен, Серена Уидер « На ты с аутизмом: Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления».- М,: Терефин, 2013.. ***Анг: Developmental- связанный с развитием, Individual-differenc-индивидуальные различия, Relationship-based- основанный на отношениях. ****FLOORTIME (произносится – флортайм, флотайм )- образованно от анг. Floor - пол, time-время. В русских переводах встречаются варианты названия методики: «время на полу», «игровое время», «время общения» и др.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|