Как построить контакт с ребенком-аутиком и развивать двусторонние коммуникативные связи.

 

  Как построить контакт с ребенком аутиком и развивать двусторонние коммуникативные связи  Продолжаю  тему, начатую   в статье «Как может помочь психолог ребенку c аутизмом».  Моя практика начиналась с работы с родителями и  их нейротипичными детьми в центре помощи семье и детям. Игровая терапия по Г. Лэндрету помогает именно в работе с детьми. Пришелся по вкусу этот способ не директивной клиент-центрированной детской психотерапии. Он позволяет удачно исследовать и прорабатывать  поведенческие и эмоциональные симптомы у детей. Работа в Центре дала мне  возможность   научиться легко  устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, идти за его интересом,  актуальной потребностью   создавать и  поддерживать пространство для отработки, проигрывания болезненной темы.  В таком варианте работы акцент делается на ребенка  и его проявления. Позже этот опыт очень пригодился при работе уже в медицинской организации по лечению неврологических заболеваний у детей. Там я впервые и встретилась с детьми с  таким необычным диагнозом «Ранний детский аутизм». Начав работать,  я переживала смешанные чувства: от растерянности, ощущения полного бессилия, надежд и иллюзий  до  веры в успех.  Сложно было по многим причинам, но мой интерес победил.   Мои трудности  вначале были связаны с незнанием приемов, способов и возможностей приблизиться к такому ребенку. Проживала долгий путь нахождения тех особых предметов, игрушек и той  деятельности, которая позволяла бы  построить тонкую  ниточку своеобразного контакта с каждым ребенком.  Со временем пришло осознавание того, как трудно  переживать возникающее ощущение ненужности и отсутствие обратной эмоциональной связи при работе с таким ребенком.  Здесь очень важно понимать, что в такой работе  продвижения вперед небольшие и растянутые по времени. Психологу также  предстоит научиться встречаться и переживать возможные  откаты назад в развитии ребенка  и частичную потерю приобретенных навыков.  Поэтому,  еще одной важной  задачей для меня была способность  замечать и  находить источник   удовольствии от проведенной работы.

Стараюсь всегда сочувствовать родителям,  которые часто испытывают безнадежность и беспомощность.  Сложно принять такой диагноз,  а особенно информацию о том, что ребенок не может сам вступать в контакт, понимать мимику и  чувства других людей, сам инициировать общение и мыслить творчески. Всегда остается надежа, что все возможно исправить.  Некоторые  родители испытывают  непринятие и отвержение. У других много ожиданий  и надежд,  что эту проблему можно быстро  решить.  За один курс лечения и  несколько занятий сделать ребенка обычным. Но - увы,  это не так.   Заниматься с   таким ребенком без медицинского сопровождения  и лечения малопродуктивно. В моем опыте есть примеры, когда на фоне лечения   микротоковой рефлексотерапией  и проведением долговременной комплексной коррекционно-развивающей работы  дети показывали хорошую динамику.

То есть,  у них  стал возможен переход  из первых двух  сложных групп по состоянию и уровню развития психических функций в  более  адаптивные группы такие, как 3 и 4.  Существует стандартная классификация этих нарушений  Никольской  О.С и Лебединской  К.С.  Среди типических случаев детского аутизма выделяют четыре основные модели поведения, различающиеся своими системными  характеристиками:

  1. Уровень полевой реактивности.
  2. Уровень аффективных стереотипий.
  3. Уровень аффективных экспансий.
  4. Уровень эмоционального контроля.

У детей I группы речь будет идти об отрешенности от внешней среды, II - ее отвержения, III - ее замещения и IV сверхтормозимости ребенка окружающей его средой.

 Но совсем избавить  ребенка с РДА от проявлений болезни, каких-то особенностей его  поведения наверное не сможет ни кто….

  В поиске способов и вариантов работы с детьми этой категории  мне встретился и очень понравился   метод выдающегося  американского доктора медицинских наук, профессора педиатрии и психиатрии Стенли Гринспена. В его книге  «На ты с аутизмом. Использование методики FLOORTIME для развития, отношений общения и мышления»**   хорошо, понятно  и доступно описан метод терапевтической работы с детьми, имеющими нарушения в развитии,  и в частности – нарушения аутического спектра.  Этот метод  направлен не на отдельные  симптомы  этих расстройств, а на проблемы, которые лежат в их основе. Близка  и понятна мне эта идея про «время -на полу», в отличие от поведенческих подходов, где работают в основном с внешней стороной поведения.   Официальное название этого подхода, учитывающего особенности развития, индивидуальные способности,  систему отношений - концепция DIR (Developmen , Individual-difference, Relatioship-based).*** Эту концепцию также часто именуют методикой FLOORTIME.****  Цель терапии в рамках концепции DIR и методики  FLOORTIME – это создание в естественных условиях фундамента для здорового  развития. При помощи этой методики дети овладевают ключевыми способностями, отсутствующими или нарушенными в процессе их развития: способностью к приятным и теплым отношениям с окружающими, целенаправленному и полноценному общению (поначалу жестами, потом нередко и словами) и, в различной степени, логическому и творческому мышлению. Для детей, занимающихся по этой методике, открываются новые возможности.

 Уникальные приемы, предлагаемые автором методики FLOORTIME,  опираются на естественные  интересы и эмоции  ребенка.  Взаимодействие строится спонтанно. Способы подбираются в соответствие с сенсорным профилем ребенка. У ребенка с нарушениями они бывают специфическими (раскачивание, рассматривание и перебирание пальцев, необычные действия с предметами и игрушками, интонирование, вокализации и т.п). Устанавливается межличностный  контакт с ребенком посредством использования любых, даже  необычных  или странных предпочтений ребенка. Например, ребенку нравится открывать и закрывать дверь. Терапевт, использующий методику «время-на полу» не запрещает ребенку этого делать. А находит варианты - как можно использовать и  развить любое действие  ребенка в его интересах. Экспериментальное и мягкое создание препятствий взрослым для этого действия, или других неожиданных, непривычных  действий во время выполнения ребенком любимого дела наверняка заинтересует и привлечет его внимание. Так, в этом примере  можно попробовать подложить, а потом убрать незаметно  маленький валик, препятствующий закрытию двери, что как раз и поможет привлечь внимание ребенка. Дальнейшее развитие действий около любимого объекта позволит зародиться так называемому « ценному совместному вниманию». Главное условие - чтобы  при этом ощущения, эмоции ребенка были позитивными и приносили  ему удовольствие.

С.Гринспен описывает  шесть явных стадий развития  обычного ребенка.

Первая связана с развитием интереса к окружающему миру,

вторая- с привязанностью (примерно шестимесячный возраст),

третья- с началом двусторонней коммуникации (девять месяцев),

четвертая- с осознанием себя как личности,

пятая- с выражением эмоциональных идей (два с половиной года), шестая - стадия эмоционального мышления (четыре года).

 

Авторы методики, опираясь на проведенные обследования, убеждены, что первичная проблема при расстройствах аутического спектра - это отклонение биологического свойства, которое влияет на связь между эмоциями и двигательной системой и, далее,  на способность использовать символы.

В силу вышеупомянутых причин ребенок-аутик  лишен возможности пройти в развитии все эти стадии. И обычно имеет тенденцию «зацикливаться» на одной из них.  Принципы и способы  методики DIR дают шанс  выйти из этого застоя,  продолжить движение и начать двустороннюю коммуникативную связь. Каждый опыт установления связи закрывает один из коммуникативных кругов. При этом взрослый идет вслед за ребенком, он не задает условия игры, а помогает установить ему новые связи и правила. Развивающееся эмоциональное мышление позволяет закрывать одни круги коммуникации и  у психолога появляются возможности предлагать ребенку новые идеи.

  Таким образом, методика  предлагает в работе с детьми, имеющими нарушения   выстраивать фундамент здорового социального развития  снизу вверх. Достигнув задачи каждой из шести стадий развития, описанных выше,  ребенок сможет интегрировать полученный опыт и продвигаться  дальше в эмоциональном и интеллектуальном развитии. То есть невозможно упросить, или  заставить такого ребенка, например, играть с куклой по назначению или   кидать мяч в коробку без прохождения  вначале таких этапов, как совместное внимание, контакт, общение, совместное решение проблем, творческое и спонтанное использование идей.

В следующей  статье я опишу  часть практического опыта  своей  работы с девочкой с диагнозом «аутизм», где я опиралась на базовые принципы  этой методики. 

 ______________________________________________________________________

 

*Лебединская К.С.,  Никольская О.С.,  др. «Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм. М: Просвещение, 1989..

** Степли Гринспен, Серена Уидер « На ты с аутизмом: Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления».- М,: Терефин, 2013..

***Анг: Developmental- связанный с развитием, Individual-differenc-индивидуальные различия, Relationship-based- основанный на отношениях.

****FLOORTIME (произносится – флортайм, флотайм )- образованно от анг.    Floor - пол, time-время. В русских переводах встречаются варианты названия методики: «время на полу», «игровое время», «время общения» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 560
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • Арт-терапия. Диагностика привязанности ребенка с использованием методики «Рисунок птичьего гнезда»
  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Телесность и контакт в развитии ребенка.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Этапы развития ребенка. №1 - Стадия существования, 0-6 месяцев.
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • В чем суть методики раннего развития Г.Домана?
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Особенности развития ребенка 4-5 лет
  • Особенности развития ребенка 6-7 лет
  • Особенности развития ребенка 5-6 лет
  • Опыт долгосрочной работы с ребенком, имеющим диагноз " аутизм".
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • Основные вехи развития ребенка 4-5 лет
  • Основные вехи развития ребенка от 2 до 3 лет
  • Любовь – обязательное условие для нормального развития ребенка!
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • Особенности работы с детьми, имеющими в своей судьбе опыт покинутости
  • Упрямство- этап развития личности ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь