Тай-чи для укрепления нервной системы

Тай-чи для укрепления нервной системы

Введение. Роль нервной системы в функционировании организма и психики человека переоценить очень трудно. Это как раз та часть организма, которая находится на «стыке» тела и психики, объединяет «материальное» с «идеальным» в жизни человека. Кроме того, в результате наиболее распространенного в индустриальной культуре материалистического представления о человеке именно нервная система считается источником психических функций. В силу «материальности» нервной ткани большинство людей в нашем обществе легче воспринимают методы коррекции психических функций, если они поданы в контексте физиологии нервной системы. И в целом ряде случаев такой подход оказывается не только уместным, но и целесообразным, а иногда и единственно возможным.

Существует достаточно много методов диагностики и коррекции функций нервной системы. Большинство из них относится к практике невропатологов и реабелитологов. Однако а работе практического прсихолога также могут ставиться задачи по укркплению нервной системы. И здесь возникает вопрос о методах. Поскольку психолог работает со здоровыми людьми (во всяком случае с формально здоровыми) и не занимается лечением то и методы должны быть не медицинскими. В данном случае удобнее применять методы физической культуры. Среди методов физической культуры тоже возможен достаточно широкий выбор вариантов. Это и плавание, и хатха-йога, и стрельба, и бег, и еще много чего. Также могут подойти методы телесной терапии.

По моему опыту, в качестве метода укрепления нервной системы, очень удобно применять движения китайской гимнастики тай-чи (тайцзицюань).

Особенности движений тай-чи.

Тай-чи – древнее китайское искусство. В наше время оздоровительный вариант гимнастики Тай-чи получил большую популярность. Гимнастические движения Тай-чи характеризуются медленностью исполнения, сложной пространственной координацией и сопряженностью с дыханием.

Теоретический подход к диагностике и коррекции нервной системы.

Для диагностики и коррекции функционирования нервной системы (далее НС) методами физической культуры удобно применить подход физиологии движений Н.А. Бернштейна. Данный подход рассматривает функционирование НС с точки зрения ее анатомии и эволюции. Так, Бернштейн Н.А. подходит к рассмотрению функций НС, как обеспечивающих решение двигательных задач, двигательных функций организма. С основными представлениями о физиологии движений по Н.А.Бернштейну можно познакомиться по его работе «О ловкости и ее развитии» (М.: «Физкильтура и спорт», 1991 г.). Эта книга написана для спортсменов и отличается достаточно доступным  языком изложения (по опыту знаю, многие психологи не любят физиологию ЦНС и ВНД).

Уровнях построения движений и обеспечивающие их структуры НС.

Физиология движений рассматривает четыре эволюционных уровня построения движений: А, В, С и D.

А – уровнь тонуса. Управляется красными ядрами среднего мозга. Красные ядра эволюционно происходят от ядер ретикулярной формации – неспецифической активирующей системы, которая регулирует общую активнорсть НС. На уровное организации движений уровень тонуса в «чистом виде» проявляется в движениях поддержания равновесия тела вне точки опоры о ощущения силы тяжести (плавание, затяжной прыжок парашутиста). В «наземных» движениях человека – в нажиме карандаша при рисовании, в осанке (ссутуливание и опускание плеч при снижении тонуса), в способности поддержания равновесия стоя на одной ноге, в «пружинистости» походки, тембре глоса и т.п.

В – уровень мышечно-суставных увязок (согласованность работы мышц-антагонистов). Управляется поллидумами (бледными шарами). В движениях человека проявляется в плавности и гармоничности движений конечностей – походка, почерк (плавность и соразмерность линий письма), дыхание, общая «грациозность»  движений и пр..

С – уровень пространства. Управляется «полосатым телом» - стриатумом. На уровне организации движений отвечает за ориентацию в пространстве и «владение пространством». Проявляется в точности движений – попадание в строчку при письме, попадание ниткой в иголку, попадание мячом в кольцо, в точности стрельбы и т.п..

D – уровень действия. Управляется корой больших полушарий. Отвечает за организацию последовательности движений для решения жизненных задач. Если коротко – тактика и стратегия деятельности  с целью реализации смыслов деятельности.

Диагностика состояния нервной системы

Существует достаточное количество методов диагностики состояния НС. Наиболее точные результаты можно получить по методу вариационной пульсометрии. Однако в работе практического психолога целесообразнее опираться на более "простые" методики. Так, например, рисуночные методики показывают уровень нервной напряженности по нажиму карандаша. Тонкая паутинообразная линия говорит об усталости, слабости, возможно об истощении НС. 

Очень удобно определять состояние НС по тесту М. Люшера. Коэффициент Вольнеффера показывает уровень отклонения от "аутогенной нормы". А еще проще - пара "- 3 - 6" как и "- 6 - 3" (красный и коричневый в конце ряда) говорит об истощении НС.

Применение упражнений Тай-чи для тренировки уровней построения движений и соответствующих им нервных стркутур

А. Для тренировки уровня А применяются упражнения на равновесие и поддержания тонуса в статическом положении. Это все варианты «Стояния столбом». При этом результатом тренировки является ощущение, что «стоять легко» и ощущение невесомости тела. Ощущение невесомости возникает периодически и заканчивать упражнение нужно по возникновению «ощущения достаточности действия».

В. Для тренировки уровня мышечно-суствных увязок применяются упражнения тао-лу и одиночное выполнение гимнастических форм. При этом работа идет над плавностью линий сложнокоординированных движений в сопряжении их с плавным и медленным дыханием.

Уровни С и D тренируются в парных упражнениях туй-шоу (толкающие руки).

 

Заключение.

Тренировка уровней С и D при помощи упражнений Тай-чи имеет ряд трудностей из-за более высокого уровня сложности освоения туй-шоу. Овсоение туй-шоу требует большого энтузиазма от занимающихся. В то же время существует достаточно большое количество упражнений на точность (стрельба, баскетбол и др.) и на тактику и стратегию мышления (практически все образовательные предметы в школе работают на развитие мышления).

Для решения задач укрепления нервной системы достаточным является применение тай-чи для первых двух уровней (А и В). Поскольку они являются «фундаментом» всех остальных нервных процессов. 

Для решения задачи укрепления НС подходит комплекс из 24 движений стиля ЯН. В минимальном варианте можно использовать третью группу движений этого комплекса "Схватить воробья за хвост". Но в любом случае, для появления укрепляющего эффекта, продолжительность практики упражнений должна быть не менее 3-4 месяцев. И желательно, чтобы разученные упражнения практиковались и после окончания "укрепляющего курса". 

Регулярные занятия тай-чи, кроме укрепления НС улучшают кровообращение, нормализуют кровяное давление, работу желудочно-кишечного тракта, развивают умственную работоспособность, память, воображение, внимание и творческое мышление.

Укрепление НС упражнениями Тай-чи снижает "повышенную напряженность" и повышает "сниженный тонус". На поведенческом уровне занятия Тай-чи воспитывают "чувство меры", "ощущение естественности" и "ощущение правильности", "ощущение гармоничности" действия. В китайской терминологии это означает "следовать Дао". Навык выполнения упражнений Тай-чи особенно помогает находить правильные решения в ситуациях с высокой степенью неопределенности и затруднения прогнозирования результата. 

По даосским представлениям следование Дао субъективно переживается, как "благая сила Дэ" (счастье).



Просмотров: 598
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Древо жизни как основа нервной системы"
  • Игрушка-раскладушка "Развитие нервной системы младенца"
  • 3 упражнения «Синхрогимнастики» для быстрого снятия стресса и восстановления нервной системы
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • На что опираться при выборе психолога "для себя"
  • Анимистический подход к применению упражнений гимнастики "Игры пяти зверей"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Портативная Психотерапия": "Аптечка" для психологической (само)помощи
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Загадки вегетативной нервной системы
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Поймай ритм-2. Ступни" (развивающая игра для взрослых и детей. 1 уровень)
  • "Поймай ритм-1. Ладони" (развивающая игра для взрослых и детей. 1 уровень)
  • Речевое развитие от "0" до "3". Для будущих и настоящих мам.
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • Психология капиталистической Системы - новая книга В.Лебедько "Живые Души"
  • Компьютерная диагностика " CARDIOPULS " для исследования состояния здоровья и ауры человека
  • "Коробочка горя" (инструмент для самопомощи из цикла "Пережить горе")
  • Обучающие сказки для дошколят "НОТЫ", "Про гигиену"
  • Почему и для кого делают "женские" и "мужские" тренинги
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Род, большая Душа, бессознательное семейной системы...Влияние на жизнь "здесь и сейчас".
  • Почему при любом самостоятельном шаге "в плюс", вас сначала унесёт в "минус"?
  • Частица "Не" Для мозга ее нет, а для подсознания - это стимул к агрессии и разрушению.
  • Наблюдение за….. «Плохое воспитание или слабость нервной системы».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь