Анимистический подход к применению упражнений гимнастики "Игры пяти зверей"

SWorld – 21-30 April 2015

http://www.sworld.education/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/apr-2015

Innovative views of young scientists ‘2015

Статья/педагогика, психология и социология – коррекционная и социальная педагогика

 

Скляренко В.Р., Асаулюк В.А.

АНИМИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРИМЕНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ «ИГРЫ ПЯТИ ЗВЕРЕЙ» В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ.

Общеобразовательная школа № 53, г. Мариуполь, ул. Урицкого , 79 - А.

Мариупольский технический лицей, г. Мариуполь, ул. Пушкина, 51.

SklyarenkoV.R. AsaulyukV.A.

ANIMISTIC METHOD TO THE APPLICATION OF EXERCISES GYMNASTICS "GAME OF FIVE BEASTS" IN SOLVING THE PROBLEMS OF PSYCHICAL SELF-REGULATION.

General school № 53, Mariupol, street Urickogo, 79- A.

Mariupol'skiy technical lyceum, Mariupol, street of Pushkin, 51.

 

Статья содержит общее описание особенностей и возможностей анимистического подхода к практике  упражнений китайской гимнастики «Игры пяти зверей», как метода психической саморегуляции.         

Ключевые слова: китайская гимнастика, «Игры пяти зверей», анимистический подход, анимистическое мировосприятие, шаманская практика,  психическая саморегуляция.  

The article contains a General description of features and capabilities animistic approach to practice exercises the Chinese gymnastics "Game of five beasts", as a method of psychical self-regulation.

Keywords: Chinese gymnastics, Game of five beasts", animistic approach, animistic worldview, shamanic practice, mental self-control.

   Введение. Значение народных методов в организации процесса психической саморегуляции. Решение задач психической саморегуляцииявляется важным элементом психотерапевтической и коррекционно-развивающей работы. Даже самые успешные занятия с психологом требуют последующей организации самостоятельной регуляции человеком своих состояний в текущих жизненных ситуациях. Без обретения навыков решения задач саморегуляции человек рискует оказаться в полной зависимости от психолога.

Как паказывает практика, далеко не все методы современной психологии оказываются пригодными для такой цели. Большинство людей не склонны вникать в теоретические представления классических методов психотерапии, таких как, например, гештальттерапия, психосинтез, трансактный анализ и пр. Многих отпугивает латинская терминология, академический стиль иложения в литературных источниках и необходимость  «напрягать мозги». А в условиях повышенной эмоциональной напряженности и стресса человек просто не способен к интеллектуальной нагрузке. Некоторые люди, в том числе дети, не могут воспринимать академичесий стиль в силу недостатка образования.

Опыт авторов показывает, что в большинстве случаев люди легче и с большим интересом осваивают популярные и народные методы саморегуляции, такие как Йога, Шаманская практика, Ци-гун, До-ин, Тай-цзи и пр. Психолог, имеющий в своем «арсенале» подобные методы, как правило, предлагает те из них, которые подходят человеку по его интересам и личностным особенностям (темперамент, характер, физические возможности и пр.). Однако, при освоении народных методов саморегуляции также часто возникают трудности, связанные с освоением их теоретической базы, опирающейся на древнюю китайскую  или индийскую философию. Наблюдая подобные случаи и имея свой собственный опыт аналогичных проблем, авторы применили анимистический подход к практике народных методов саморегуляции [6], [7], [8], [10]. Этот подход основан на применении этнографических данных об особенностях первобытного анимистического мировосприятия [2], [9]. 

В данной статье авторы излагают опыт применения упражнений из китайской гимнастики «Игры пяти зверей» в контексте анимистического подода. Даннный подход позволяет «обойти» сложности освоения древнекитайской философии при освоении и применении упражнений, повышая при этом способность к осознаванию смылов и эффектов их действия.

Анимистическое мировосприятие. Психологические исследования первобытных культур показали, что все древние представления строятся на особом  мировосприятии, которое называется анимизмом, от латинского слова anima – душа. Этот термин ввел английский этнограф Э.Б. Тайлор [9].

Анимистическое мировосприятие происходит из первобытного конкретно-действенного мышления. Познание мира в этом случае основывается на  непосредственном восприятии действия предметов и явлений природы. Первобытного человека при этом не интересует объяснение явления, поскольку на это нет времени в условиях постоянной борьбы за жизнь. Вместо этого человека интересует именно действие предмета или явления, поскольку именно от действия зависит опасность или полезность предмета. Основной вопрос, который ставит древний человек при встрече с предметом: «Что он делает?»  Такое мышление приводит к восприятию мира, как «мира действующих лиц», «мира живых деятелей». В нашей речи сохранилось много следов такого мышления. Например, мы говорим: «дождь идет», «солнце встает», «ударил мороз», «пришло лето», «ветер дует» и т.п.

Действенная составляющая предмета и воспринимаетя, как его жизненная «сущность» или Дух. Так появляются представления о духах и о мире духов. Американский антрополог Майкл Харнер пишет, что термин «мир духов» у шаманов является аналогичным представлению современной культуры о «мире воображения» [10].

Духи предметов и личные качества, которые помогают человеку жить, считаются духами-помощниками человека. К личным духам-помощникам человека относят все его способности к действию (плавать, бегать, танцевать, шить, охотиться и т.д.).  «Духи-помощники» могут пополняться в течение жизни при освоении новых умений и навыков [2].

 Многие из этих умений люди перенимали у животных, которые считались авторитетами в своих видах деятельности. Эти представления первобытных людей проявляются и в способе давать имена по характеру и способностям: Быстрый Олень, Хитрый Лис, Зоркий Сокол, Мудрый Ворон и т.п.

Гимнастика «Игры пяти зверей», как анимистическая практика.

Считаестся, что данный комплекс гимнастических упражнений был предложен китайским врачом Хуа То (2 в.н.э.) [3], [4]. «Игра» состоит из упражнений, имитирующих движения тигра, оленя, медведя, обезьяны и журавля.  Кадый образ связан с определенными чертами характера: тигр – сила воли и смелость, обезьяна – жизнерадостность, медведь – рассудительность, журавль – устремленность, олень – осторожность, интуитивность. Считается, что практика этих движений тренирует соответствующие личные качества. Существуют и другие варианты «набора образов», например: тигр, обезьяна, богомол, журавль и змея. С точки зрения авторов, данная практика по терапевтическому действию, аналогична практике образов животных в асанах индийской йоги [6]. При анимистическом подходе возникает возможность более гибкой регуляции применения образа животного для обретения нужного состояния, подобно тому, как это делается в трациционных шаманских практиках [1], [2], [8], [10].

Однако, следует отметить, что оформленные в конкретные движения и стандартизированные подражательные упражнения в комлексе «Игры пяти зверей» позволяют организовать более устойчивый процесс практики. Шаманские практики [1], [10], в отличии от стандартизированных движений китайской гимнастики, хотя и более гибкие в плане индивидуального подбора образа Животного Силы, в то же время, требуют от человека большего уровня творчества и энтузиазма для организации устойчивого процесса саморегуляции. Опыт авторов показывает, что китайский стандартизированный подход в некоторых случаях целесообразно дополнять творческим шаманским подходом. И наоборот, – более творческий и гибкий шаманский подход, в ряде случаев, целесообразно стабилизировать стандартизированными движениями.

 Существуют различные по форме, сложности и уровню физической нагрузки комплексы данного вида гимнастики. Опыт авторов показывает, что для решения большинства задач психической саморегуляции вполне достаточен элементарный уровень упражнений «Образы животных», представленных в пособии под общей редакцией В.А. Рыжова [3]. Однако, в ряде случаев есть смысл освоения и более сложных комлексов движений.

Движения образов животных включены и в другие виды китайской гимнастики. Так, например, источники по гимнастике Тай-цзи часто упоминают «Игры пяти зверей», как прототип Тай-цзи [4], [5]. Таким образом, гимнастику тай-цзи тоже можно практиковать в предлагаемом анимистическом контексте.

Рекомендации по выполнению упражнений. Лечебной основой упражнений «Игры пяти зверей» является вхождение в образ животного. В практике данных упражнений нужно «почувствовать себя этим животным» и искать положительные ощущения в этих движениях (в движении тигра – ощущение смелости и воли, в движении обезьяны – радость жизни и т.д.). Положительные ощущения вытесняют и заменяют негативные переживания.

  Обретение опыта получения положительных ощущений – важный элемент саморегуляции. Этот опыт позволяет человеку регулировать свое настроение, вести здоровый образ жизни, обходится без стимуляторов (без антидепрессантов, без кофе, табака, алкоголя и наркотиков).

Меняйте ритм, скорость и усилие при выполнении движений. Представьте себе, как бы сделал это движение настоящий тигр (медведь, журавль, олень, обезьяна). Если у вас не получается войти в образ или нет положительных ощущений – не расстраивайтесь, отложите на время данное упражнение и попробуйте выполнить его позже. Выполняйте данные движения регулярно. Выводы. Практика упражнений «Игры пяти зверей» заключается в искусстве вхождения в образ животного при выполнении движений.  Таким образом могут решаться задачи психической саморегуляции в обычных жизненных ситуациях. Анимистический подход при выполнении данных упражнений позволяет более эффективно осмыслить психотерапевтический процесс и расширть возможности этого вида гимнастики за счет более древного и более гибкого подхода шаманской практики  [1], [2], [6], [7]. [8], [10].

 

Литература

  1. Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях
    сознания. – Харьков: «ФОЛИО» 2000.  М.: «АСТ»,  2000. – 584 с.                     
  2. Басилов В.Н. Избранники духов. – М.: Политиздат, 1984. – 208 с.
  3. Боевые искусства Шаолиня. Вып. 1. Игры пяти зверей./Под редакцией В.А. Рыжова. – 1990. – 80 с.
  4. Гаваа Лувсван. Традиционые и современые аспекты восточной рефлексотерапии. – М.: Наука, 1992. – 576 с.
  5. Гимнастика тай-цзи цюань. Пособие по у-шу отделения физической культуры и спорта КНР (перевод с китайского), – Киев, 1990. – 94 с. 
  6. Скляренко В.Р., Асаулюк В.А. Анімістичний підхід до застосування вправ йоги у вирішенні завдань психічної саморегуляціїї.//Сборник научных трудов SWorld. Выпуск 2. Том 19. – Одесса: Куприенко, 2013. – 92 с.
  7. Скляренко В.Р., Асаулюк В.А. Казацкая Бура – народный метод психической саморегуляции.//Сборник научных трудов SWorld. Выпуск 3. Том 21. – Иваново: Маркова АД, 2013. – 94 с.
  8. Скляренко В.Р., Асаулюк В.А. Застосування вправ анімістичного світосприйняття у вирішенні завдань психологічного супроводу формування здорового способу життя.//Сборник научных трудов SWorld. Выпуск 4. Том 23. – Иваново: Маркова АД, 2013. – 94 с.
  9. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – 573 с.
  10.  Харнер М. Путь шамана. – М.: «Палантир», 1994. – 110 с.

Статья отправлена: 26.03.2015г.

© Скляренко В.Р., Асаулюк В.А.

 

 



Просмотров: 600
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Анимистический подход к применению упражнений йоги
  • Казацкая Бура – народный метод психической саморегуляции
  • 5 упражнений для эмоциональной стабилизации при стрессе и травме.
  • Ежедневная практика "комплекс ежедневных упражнений"
  • Практики саморегуляции при посттравматическом расстройстве
  • О психической саморегуляции.
  • Что нужно знать при выборе игры как психологического инструмента?
  • Сказка для девочки пяти лет о том как проводить время с теми кого приглашаешь в гости.
  • Роль психической саморегуляции в поддержании здоровья личности
  • Практика пяти улыбок. Притча
  • Несколько упражнений для организации комфортного тайм-менеджмента
  • 7 рабочих упражнений для обретения уверенности в себе и поднятия самооценки.
  • Приемы телесной саморегуляции при стрессе. На примере традиционного танца маори - Хака
  • Сексология. Фаза "плато": без пяти минут оргазм
  • Моя любимая "Школа зверей"
  • 7 навыков осознанности. Навык №6 — Однонаправленность. Примеры упражнений для тренировки.
  • Игры бессознательного, или "Кто в доме хозяин?" практика. Форуму посвещается...
  • 6 Упражнений на Внимательность, Которые Можно Попробовать Сегодня (перевод)
  • Процессуальные и трансовые методы как способ саморегуляции и психологической помощи.
  • 7 навыков осознанности. Навык №4 — Участие. Варианты упражнений.
  • Что же травмируется при психической травме?
  • «Как повысить уверенность в себе в ответственных ситуациях по методу саморегуляции «Ключ»?»
  • Комплекс упражнений для мозга.
  • О родительской агрессии. Беседа "Благослови зверей и детей"
  • Семь рабочих упражнений для отстаивания своих интересов и границ.
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Способы саморегуляции или как успокоиться
  • Как воспитать благодарность в детях: 7 упражнений
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Игры с детьми, которые не смотрят в глаза при общении



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь