Роль психической саморегуляции в поддержании здоровья личности

Тема 2. Роль психической саморегуляции в поддержании здоровья личности 

Формирование психического здоровья предполагает гигиену тела и психогигиену, самовоспитание, самоуправление.

Под психологическим самоуправлением (саморегулированием) понимаются сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение для поддержания или изменения характера их протекания. Психическое самоуправление и саморегуляция соотносятся между собой как целое и частное: управление включает в себя регулирование. Переход от самоуправления к саморегуляции – это переход от замысла, идеи к воплощению их в жизнь. Если саморегуляция, как правило, подчинена решению задач ближайшего будущего, то самоуправление может быть нацелено на более долгосрочную перспективу – выбор жизненного пути, постановку задач самосовершенствования, конкретизацию целей, самовоспитания.

В современных психологических исследованиях понятие «саморегуляция» трактуется по-разному. Среди основных подходов выделяются несколько. Саморегуляция – это:

  • особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения;

     

  • управление человеком своими эмоциями, чувствами, переживаниями;

     

  • целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и нервно-психических состояний в целом;

     

  • целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий;

     

  • «внутренняя» регуляция поведенческой активности человека;

     

  • взаимодействие внешнего и внутреннего в поведении и деятельности индивида, и т.д.

     

С практической точки зрения важно уяснить, что саморегуляция во многом зависит от желания человека управлять собственными эмоциями, чувствами, переживаниями, и как следствие – поведением.

В психологической науке существует множество подходов к классификации уровней психической саморегуляции. Рассмотрим уровни психической саморегуляции с позиций психофизиолога Л.П. Гримака [11]. Выделяются следующие уровни:

  • информационно - энергетический;

     

  • мотивационный;

     

  • эмоционально – волевой;

     

  • индивидуально – личностный.

     

 

 

Информационно — энергетический уровень саморегуляции

Данный уровень регуляции обеспечивает необходимую степень энергетической мобилизации физиологических систем для оптимального функционирования психики. Режим работы психики определяется той задачей, которая решается в данный момент, и ее соответствующим энергетическим обеспечением. Чрезмерная психическая активность, возникающая в результате избытка нервной энергии, приводит к ее разрядке через речевые, двигательные, физиологические реакции внутренних органов. Недостаток психической активности сопровождается включением механизмов мозга, вызывающих местное или общее напряжение скелетных мышц, которые вырабатывают большое количество нервных импульсов, поступающих в головной мозг, повышая уровень его бодрствования.

Выявлено три основных типа саморегуляции на ЭИУС:

    • Реакция «отреагирования».

       

    • Катарсис.

       

    • Ритуальные действия.

       

 

Реакция «отреагирования»

Она заключается в усилении двигательной или психической активности. Человек буквально «не находит себе места», беспрестанно двигается, ходит, стремится «излить душу» в разговоре даже с посторонним человеком. Двигательное «отреагирование» носит охранительный характер.

Своеобразным способом регуляции многих тяжелых состояний является использование возможностей реагирования на эстетическую информацию.

 

Катарсис (очищение)

Психологический смысл катарсиса в настоящее время определяется как эмоциональное потрясение, испытываемое человеком под воздействием произведения искусства, способ освобождения от отрицательных переживаний и мыслей, состояние внутреннего облегчения. Катарсис можно считать средством преодоления и вытеснения противоречивых, тяжелых, мучительных переживаний, переживаниями положительными.

 

Ритуальные действия

Этот вид саморегуляции является распространенным способом воздействия на психику через соответствующую организацию внешних условий в целях стимуляции или, наоборот, снижения избыточной ее активности. В ритуале, как типе саморегуляции, исполнение действий строго канонизируется, значение их чисто символическое. Ритуал призван что-то внушить человеку, как-то его настроить, привить определенную стереотипную реакцию.

Обряды и ритуалы отражают потребность человека в определенном психологическом настрое, эмоциональном подкреплении, воздействии на подсознание, поддержании соответствующих состояний, регулирующих психическую устойчивость в трудных условиях деятельности.

 

Мотивационный уровень саморегуляции 

Любые процессы саморегуляции начинаются с саморегуляции мотивации. В психологическом плане можно выделить три группы основных факторов, определяющих различия в мотивационной саморегуляции людей.

  1. Индивидуально- личностные факторы.

     

  2. Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой.

     

  3. Смыслообразующие факторы.

     

 

Индивидуально- личностные факторы

  1. Сила мотивации, т.е. заинтересованность человека, в чем либо, проявляющаяся в психической энергии определенной интенсивности.

     

  2. Осознанность мотивационных тенденций. В той или иной степени каждый человек осознает свои хорошие или дурные привычки и влечения, отдает себе отчет, насколько они устойчивы и в какой степени захватывают его внутреннюю сущность. Но человек может и не осознавать свои истинные жизненные потребности и стремления. В нашей мотивационной сфере немало неявных побуждений и стремлений, часто неосознанных, но оказывающих свое активизирующее действие. Некоторые привязанности, побуждения, мотивы настолько захватывают личность, что она не может взглянуть на них со стороны и осознать их смысл.

     

  3. Смысловая насыщенность мотивации характеризует индивидуальный смысл содержательной стороны жизни личности. Человек ведет либо содержательную, насыщенную жизнь, либо не имеет долговременной цели в жизни, часто занимается бессмысленном делом, «убивает время».

     

  4. Целостность мотивационных тенденций - характеристика направленности интересов личности степени ее социально – психологической устойчивости. Недостаточное развитие данного свойства проявляется в виде разобщенности жизненных планов и стремлений, их неувязанности друг с другом.

     

  5. Реалистичность мотивации.Четкость представления себе, когда и каким способом следует добиваться поставленных целей. Поведение, в данном случае, мало расходится с истинными намерениями. В противном случае человек будет часто наталкиваться на непредвиденные обстоятельства, затрудняющие осуществление его планов.

     

  6. Эмоциональная устойчивость мотивации. Человек с эмоциональной устойчивостью мотивации не склонен менять свои установки и намерения в зависимости от настроения. Постоянная импульсивность намерений и действий, неспособность долго заниматься каким- либо делом, периодическое увлечение второстепенными задачами – показатель неразвитости эмоциональной устойчивости.

     

  7. Ситуационная независимость мотивации, то есть устойчивость мотивации во времени, когда на повседневное поведение человека оказывает решающее влияние перспективные цели. Ситуационная зависимость предполагает, что человек легко проявляет импульсивность, на его поведение оказывают сильное влияние обстоятельства и внешняя обстановка.

     

 

Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой

  1. Депрессивность потребностей - мало осознаваемое смутное переживание неудовлетворенности своим жизненным положением.

     

  2. Кризис принятия мотивов –состояние, которое характеризуется тем, что человек не может сделать окончательный выбор в данной ситуации.

     

  3. Кризис реализации мотивов –обусловлен расстройством собственных планов, целей, надежд. Может сопровождаться отрицательными переживаниями, вплоть до общего снижения интереса к жизни.

     

 

Смыслообразующие факторы

  1. Внешне опосредованная регуляция. Для саморегуляции используются не прямые способы самовоздействия (самоубеждение, самоприказ и т. п.) а какое-то необязательное, отвлекающее занятие, хобби, прогулки, путешествия, общение с искусством, людьми.

     

  2. Активная смысловая регуляция. Требует прямых интеллектуальных усилий, переосмысления сложившийся ситуации, попыток с иных позиций взглянуть на свои желания и побуждения, открыть для себя новое видение жизни.

     

  3. Резервная мотивация.Необходимость в резервной мотивации возникает, когда требуются дополнительные побудительные ресурсы. Примером может быть выполнение нужной, но неинтересной работы.

     

 

Методы непосредственной мотивационной саморегуляции 

  1. Аутогенная тренировка. АТ как метод саморегуляции позволяет дополнительно использовать в качестве приема своеобразный диалог с собой, по результатам которого можно судить о прочности закрепления необходимого психического образования. Использование диалога повышает эффективность субъективного контроля психологической готовности человека к предстоящей деятельности.

     

  2. Самогипноз. Это целая система общения с собой, состоящая из трех стадий:

     

  • «Ревизия» своих мотивов. Человек мысленно смотрит на себя со стороны, оценивает свои желания, стремления, моральную чистоту своих жизненных целей. В результате выявляются слабые места. Человек корректирует систему мотивов, обновляет внутренние установки, приобретает смысл.

     

  • Предгипнотическая беседа с самим собой. Вслух, внятно и осмысленно резюмируются результаты пересмотра и переоценки своих мотивационных ценностей. На данном этапе себе могут быть заданы уточняющие вопросы, на которые должны быть даны четкие, откровенные ответы.

     

  • Действия. Стадия первоначальной реализации мотивов.

     

 

 Эмоционально-волевой уровень саморегуляции

К данному уровню психической регуляции принято относить свойства, особенности, возможности человека которые он реализует при участии волевых процессов. Другими словами, эта сфера самообладания – умение владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое самочувствие и поведение в экстремальных ситуациях. Самообладание можно рассматривать как баланс эмоционального и волевого компонентов психики при господстве воли над эмоциями, независимо от факторов времени (К.К. Платонов, 1982)

Волевое действие представляет собой конечный результат сложной «обработки самого себя», то есть результат общения с собой. Автокоммуникация лишь предпосылка к волевому, логическому поступку. Для реального поступка человек должен располагать развитыми механизмами самоконтроля и саморегуляции.

В зависимости от ситуации или задачи, существенно меняются способы и виды работы над собой. Рассмотрим основные типы психической саморегуляции на данном уровне.

  1. Самоисповедь.

     

  2. Самоубеждение.

     

  3. Самоприказ.

     

  4. Самовнушение

     

  5. Самоподкрепление.

     

 

Самоисповедь как разновидность саморегуляции

Самоисповедь – начальный и необходимый момент процесса общения с собой. Самоисповедь является, по существу, полным внутренним отчетом перед собой о самом себе, о складывающихся жизненных обстоятельствах и о своей истинной роли в них. Осознание своих опрометчивых слов, неблаговидных действий, у морально развитого и воспитанного человека вызывает чувство досады, сожаления, самоосуждения. Затянувшееся переживание такой ситуации создает предпосылку к развитию комплекса неполноценности. Поэтому самоисповедь, процесс высказывания помогает человеку лучше разобраться в том, что его волнует.

Психологическая потребность в самоисповеди реализуется в разнообразных формах: поделиться своими переживаниями с незнакомым человеком, с близким другом, членом семьи, исповедоваться в церкви, самоисповедь.

Во все времена большую психопрофилактическую роль играли дневники, записи своих размышлений, переживаний. В наши дни людям не хватает времени для душевного общения, что является причиной психического напряжения. Современный человек часто вынужден поступать вопреки собственной личностной мотивации, вследствие некритического восприятия шаблонных поведенческих установок. Формирование привычки к самоотчету будет способствовать устранению нежелательной спонтанности и импульсивности в поведении, а также задействует механизмы интеллектуального и морального контроля.

 

Самоубеждение как специфический вид саморегуляции 

Самоубеждение–это процесс коммуникативного критико-аналитического, сознательного воздействия на собственные личностные установки, ядро личностных мотивов. Основой данного процесса является логическое обоснование практической пользы того или иного действия.

Метод самоубеждения – один из самых действенных психологических инструментов самоуправления личности, отбора необходимой для этого информации, преодоления чужих, чуждых установок, собственных предубеждений, которые препятствуют адекватному восприятию действительности. Чтобы избежать неблаговидных поступков, разумно корректировать их, необходимо вовремя обращаться к собственному интеллекту. Мощный и развитый интеллект в состоянии противостоять самым невероятным жизненным обстоятельствам.

Наиболее действенным способом самоубеждения (самоутешения) будет тот, который опирается на трезвый интеллект, объективный подход к проблемам и противоречиям жизни. Активный поиск помогает найти реальные пути решения жизненных проблем, а также проверяет человека и придает ему уверенность.

 

Самоприказ как разновидность саморегуляции

Самоприказ, как элемент эмоционально – волевой саморегуляции, обеспечивает решительные действия в условиях ясной цели и ограниченного времени для раздумий. При выработке данного навыка формируется своего рода рефлекторная связь между внутренней речью и действием. Самоприказ – это «пусковой» стимул, который применяется в различных методах самоубеждения.

 

Самовнушение как особый вид саморегуляции

Самовнушение – это психорегулятор, который действует на привычном стереотипном уровне и не требует творческих усилий по анализу и разрешению затруднительной ситуации.

Эффект самовнушения известен с древних времен, но наибольшую известность получил как метод самовнушения Э. Куэ. Куэ первым предложил методы контроля мысли и подчеркивал, что позитивные мысли оказывают большое влияние на самочувствие и поведение человека.

Влияние самовнушений проявляется особенно эффективно, когда словесные сигналы сопровождаются яркими, образными представлениями.

 

Самоподкрепление и его роль в саморегуляции

Самоподкрепление относится к числу контролирующих реакций саморегуляции жизнедеятельности, т.е. базируется на механизме самоконтроля.

Реакции самоподкрепления (или самонаказания) регулируют поведение человека постоянно и непрерывно, включаясь в зависимости от ситуации.

Многие специалисты (К. Прайор и др.) считают самоподкрепление одним из наиболее полезных и действенных механизмов саморегуляции. Часто человек не получает благодарности даже от самих себя, что вызывает повышенную нервозность и депрессии. Развитая личность выбирает положительные способы подкрепления (прогулки, беседы с друзьями, чтение книг и т.п.), а не отрицательные (сигареты, пиво, пища, и т.п.).

Большое значение имеет самоодобрение. В основе методики самоодобрения лежит одобрение, каких – то своих действий, планов, итогов и результатов. Верное понимание причин собственных недостатков, страхов и неудач позволяет более спокойно и выдержанно относится к таким же недостаткам у других, что приводит к разумному отношению к себе, к окружающим, и, в конечном результате, к жизни.

Самоодобрение создает ощущение внутренней свободы и раскованности, приводит психику в уравновешенное состояние, позволяет проявится самокритичности, более ясному, честному, открытому выражению мыслей и чувств.

 

 

Индивидуально – личностный уровень саморегуляции 

Данный уровень мобилизуется, когда надо «переделывать» самого себя, свои личностные ценности и психологические установки, а не обстоятельства.

К основным методам индивидуально – личностного уровня относятся:

  1. Самоорганизация.

     

  2. Самоутверждение.

     

  3. Самодетерминация.

     

  4. Самоактуализация.

     

 

Самоорганизация и ее особенности

Самоорганизация – показатель личностной зрелости человека. Самоорганизация не свойственна инфантильным субъектам, у которых, в процессе индивидуального развития, не произошло полноценного становления механизмов саморегуляции. Самоорганизация таких личностей не приобрела четкую нацеленность, осознанность, контролируемость. Важнейший признак становления самоорганизации – активное формирование себя как личности, соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т.п.) индивидуальным особенностям личности.

Самоорганизация – это интегральная совокупность природных и социально – приобретенных свойств, воплощенных в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в организации деятельности и поведения.

 

Самоутверждение как важнейшая потребность человека

Потребность в самоутверждении неразрывно связана с фундаментальными потребностями человека в самовыражении и самораскрытии, в достижении максимальной полноты жизни, доступной в конкретных условиях существования. Понятия самовыражение и самораскрытие тесно связано с понятием «моральная сила личности», которая проявляется в способности мобилизовать в нужный момент все резервы своего организма. Люди, обладающие большей моральной силой по сравнению с другими членами общества, достигают в своей деятельности результатов, во много раз превосходящих средний уровень.

 

Самодетерминация и ее проявления

В самодетерминации человека основную роль играет смысл жизни. Данную проблему исследовал Ф. Франкл. Борьба за обретение смысла жизни – движущая сила в жизни личности. Потребности в смысле жизни проявляется часто настолько сильно, что человек способен даже умереть ради своих идеалов и ценностей. Для конкретной личности важен специфический смысл жизни в каждый данный момент времени, и потеря этого смысла часто приводит к непоправимым последствиям.

 

Самоактуализация и ее особенности

В момент самоактуализации «Я» реализует самое себя, осуществляет непрерывный процесс выбора, означающий для личности ее продвижение или отступление (лгать или говорить правду, воровать или не воровать и т.д.). Самоактуализироваться – это значит реализовать потенции внутреннего роста. Обращаться к самому себе, требуя ответа и делая выбор, - значит брать на себя ответственность, совершать очередной шаг в своем развитии.

Самоактуализация – это и умение высказать противоположную точку зрения, умение пойти наперекор своим слабостям, это накопление «приобретений», которые впоследствии могут стать крупными достоинствами личности.

 Литература 

  1. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. СПб. 1998.

     

  2. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006,-384 с.

     

  3. Ананьев В.А Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. - СПб.:Речь,2007.-320 с.

     

  4. Альбисети В. Быть счастливым, М.:Рислайн, 2000.

     

  5. Андреас К. Измените, свое мышление и воспользуйтесь результатами. СПб., 1994.

     

  6. Алексеев А.В. Я спокоен. Как защитить себя от стресса. / Серия «Здоровье нации». - Ростов-н./Д: «Феникс», 2004.-169 с.

     

  7. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, 2002. – 251 с.

     

  8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

     

  9. Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. /Ростов н./Д: Феникс, 2007.-250,(1) с.: ил. - (Психологический практикум).

     

  10. Васютин А.М. Психохирургия, или Психотехники нового поколения.- Ростов н./Д: Феникс, 2004.-560с. (серия «Психологический практикум».).

     

  11. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.,1989.

     

  12. Гладкова С. Аутотренинг. Антистрессовые методики/ Серия «Будь здоров» - Ростов н./Д: «Феникс», 2002.-320с.

     

  13. Гулина М.А. Внутренняя гармония и психическое здоровье. СПб.,1993.

     

  14. Дейноу Ш. Сам себе психотерапевт. СПБ.: Питер, 2000

     

  15. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.)/ - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 512 с.

     

  16. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания.-2-е изд., исп. и доп.-М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.-544с.

     

  17. Лидерман Х. Аутогенная тренировка. М.,1985.

     

  18. Лоуэн А. Сборник биоэнергетических опытов – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.-192 с.- (Классика мировой психологии).

     

  19. Напреенко А. К., Петров К.А. Психологическая саморегуляция. Киев, 1995.

     

  20. Обретение личной силы. Как планировать и осуществлять желаемые жизненные перемены / Владимир Евтюшкин, Андрей Серов. – М.:АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 159 с.

     

  21. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2001.-352 с.

     

  22. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой (Практическое руководство). М. Изд-во Института Психотерапии, 2001.

     

  23. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. - М.:ПЕРз СЭ,2005.-352 с.

     

  24. Пил Н. Энергия позитивного мышления. М.,1998.

     

  25. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры/ Т.В.Эксакусто.- Ростов н./Д: Феникс,2007.-339,(1) с. - (Психологический практикум).

     

  26. Рейнвальд А.С. Психологическая саморегуляция. М.,1989.

     

  27. Хохель С. О. Пробуждение новых возможностей – СПб.: Издательство «Невский проспект», 2000. – 154 с.

     



Просмотров: 577
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Казацкая Бура – народный метод психической саморегуляции
  • О психической саморегуляции.
  • Научитесь быть счастливым. Практикум эмоциональной саморегуляции
  • Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в подростковом и юношеском возрасте
  • Способность к здоровой саморегуляции* - залог счастливой жизни
  • Влияние оценки на процесс саморегуляции молодежи
  • Работа со зрительными образами в саморегуляции психических состояний; анализ психотерапевтических практик
  • «Как повысить уверенность в себе в ответственных ситуациях по методу саморегуляции «Ключ»?»
  • Процессуальные и трансовые методы как способ саморегуляции и психологической помощи.
  • Помоги себе сам или техника саморегуляции
  • Психологам и коучам. Эффективная методика саморегуляции. Чтобы не выгорать эмоционально и быть в тонусе.
  • Развитие эмоционального интеллекта с помощью методики саморегуляции
  • Роль височно-нижнечелюстного сустава в психической и физической жизни человека
  • Способы саморегуляции или как успокоиться
  • О саморегуляции, зависимости и освобождении)
  • Значение эмоций в психической жизни человека
  • Метод когнитивно-матричной саморегуляции
  • Экспресс методы саморегуляции психоэмоционального состояния
  • Техники саморегуляции на каждый день: просто и эффективно
  • Медитации, как метод психосоматической саморегуляции и релаксации.
  • Особенности личностной саморегуляции подростков, учащихся в разных профилях обучения
  • Лоскутное одеяло – «ручная работа» души (Способы саморегуляции...).
  • Йога для саморегуляции, профилактики и преодоления стрессов
  • Возвращение «потерянного Я» в практиках эмоциональной саморегуляции.
  • Одиночество как результат саморегуляции численности населения
  • Урок по саморегуляции: неправильные мысли.
  • Методы и формы обучения адаптивной саморегуляции
  • Первая любовь… Роль, значение и смысл в жизни человека.
  • Медитации как способ саморегуляции
  • Особенности саморегуляции в подростковом возрасте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь