|
Медитации, как метод психосоматической саморегуляции и релаксации.Автор статьи: Эрика Картвели
Медитации, как метод психосоматической саморегуляции и релаксации. Стрессовые ситуации, психосоматические болезни, информационные перегрузки, быстрый темп жизни и экологические проблемы - этому мы обязаны научно-технической прогрессу. К сожалению духовный рост современного человека отстаёт от технократического характера современной цивилизации. Поэтому становится понятным интерес к медитативным практикам, который в западном обществе появился в эпоху хиппи, "детей цветов". Медитация активно входит в нашу жизнь. Мастера приглашают на занятия йоге, цигун и другим направлениям восточной философии. Медитации- это психотехники расширяющие сознание, позволяющие выйти за рамки обычных представлений о себе и мире. Все больше людей привлекает возможность обнаружить и развить скрытые возможности, выходящие за рамки обыденности. Медитация - происходит от латинского meditor (размышляю, обдумываю) Медитация - европейский термин, охватывающий одновременно три разных понятия, всегда четко разграничиваемых буддистами: то есть внимательность, сосредоточенность и мудрость (СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, профессор С.Г. Гагонин) 1. Медитация в индуизме. Подавляющее большинство населения Индии исповедует индуизм. Как религия индуизм сформировался к середине 1-го тысячелетия до н.э. на основе ведийской религии и брахманизма. В основе системы индуизма лежат Веды. Центральное место в системе ведийских представлений имеет концепция Брахмана - высшей объективной реальности, безличного духовного начала, из которого возникает мир со всем в ним находящимся. Для восстановления человеческого единства необходима практика йоги.. Большое влияние на развитие теоретико-философского фундамента йоги оказал трактат "Йогасутра" Патанджали. Патанджали определяет сущность йоги в прекращении деятельности ума, в устойчивом сохранении чистоты ума. Достигнуть этого можно с помощью упражнений, умственно-духовных усилий, достигаемых сосредоточением и медитацией. Согласно Патанджали, для того, чтобы выявить духовную составляющую человека, необходимо мысленно отказаться от восприятия зрительных, слуховых и чувственных образов. Большая заслуга Патанджали заключается и в том, что он сформулировал концепцию "восьмеричного пути", отражающую последовательность ступеней практики, позволяющую занимающимся в полном соответствии с природными принципами достичь высших уровней физического и духовного развития. Можно выделить несколько способов и уровней медитативной практики. Традиционно их подразделяют на 2 больших группы: "медитация с формой" и "медитация без формы". В первом случае медитирующий направляет сознание на работу с объектом, имеющим определённую форму (цветок, пламя свечи и т.д.), во втором случае объектом медитации становятся не имеющие формы объекты (понятия, идеи и т.д., например, понятие Брахмана). Мантра-йога определяется как искусство достижения духовного прогресса при помощи контроля звуковых вибраций специальных форм - мантр. Модификация умственно-психического состояния человека посредством мантр может привести к возбуждению или успокоению, к возникновению молитвенного настроя и т.д. Мантра может состоять как из нескольких звуков, так и из нескольких слов. Непрерывное произнесение мантр в йоге практикуется в джапа-медитации. истоки мантра-йоги коренятся в древнем представлении о вселенских вибрациях. В янтра-йоге объектами медитации становятся особые изображения. В надо-йоге объектами медитации являются внутренние звуки. В кундалини-йоге эффект погружения в состояние транса обусловлен соответствующими приёмами управления скрытой энергии организма. Триада "мысль - слово - действие" признавалась нераздельными гранями всеобъемлющего единства Вселенной. Все основные положения в тантризме подчинены идее теснейшей связи макро- и микрокосмоса. Согласно представлениям тантризма, звучание мантр вызывает в теле вибрационные колебания, обуславливающие те или иные состояния разума и сознания. Истинное значение каждой мантры познаётся в процессе медитации над ней; тем самым устанавливается тесное единство мысли и слова. В практике тантризма, как и в других учениях, большое внимание уделяется высшим способностям человека ("сиддхи"). 2. Буддистская медитация как метод духовного развития. Медитативные традиции буддизма не были предназначены простым людям (разделение на кзотерическое/эзотерическое учение). Методика буддийской медитации имела значительно больше сложных элементов и прямо связана с другими эзотерическими традициями Востока. Например, широко распространена была концентрация на цветных кругах, медитация над отражением Луны над поверхностью водной глади, а также представление себя размером с насекомое. После того, как удавалось добиться ощущения окружающего мира с точки зрения мелкого насекомого, следовало в процессе медитации представить себя величиной с гору. Считалось, что благодаря такой практике достигается космическое расширение сознания.Созерцание движущихся вод, волнистой поверхности гор в чём-то было аналогично действию музыки, танца, ритму произнесения мантр - оно вырывало человека из-под власти реальности, погружая в состояние транса.. Процесс медитации осуществлялся в специальных сидячих позах (дза-дзэн). Позвоночник при этом должен быть выпрямленным, находясь на одной линии с головой. Одна из школ дзэн (сото), использует способ медитации сидя лицом к стене, когда медитирующий стремится забыть всякие собственные переживания, отделиться от самого себя. Сначала практикующий сосредотачивается на мышечной релаксации, затем - на ритмике дыхания, наблюдая за ним. Постепенно внимание переносится на умственную деятельность. По ходу времени умственная деятельность теряет логическую последовательность и ассоциативность. После систематических тренировок достигается способность вызывать состояние, при котором сознание практикующего освобождается от посторонних мыслей, при этом ощущается внутреннее спокойствие и уверенность. Опираясь на это состояние, практикующий может осуществлять сознательный психический процесс с большой глубиной концентрации на реальных или абстрактных объектах. 3. Медитативные практики в христианстве. С установлением и всеобщей победой христианства в Европе основной акцент медитативной практики сместился в сторону длительных молитв и схоластических рассуждений. Молитвы длились иной раз несколько часов, что представляло собой вид медитации. Более сложные медитативные практики существовали в закрытых духовных орденах (доминиканцев, тамплиеров, госпитальеров). Вывод о наличии специальных упражнений можно сделать, исходя из некоторых высказываний (например: "Ищи сокровище в сердце своём" у тамплиеров, что полностью соответствует многим восточным учениям), существования "Логосмедитации", православной "Иисусовой молитвы", иезуитских "экзерциций". Есть существенные совпадения между основными элементами этих упражнений и практикой йогической медитации. То же можно сказать о продолжительных молитвах преподобного Серафима Саровского. "Иисусова молитва" повторялась им многократно, подобно практике беспрерывного чтения мантр в джапа-медитации.Многие христианские мыслители выходили за тесные рамки учения, например, Мейстер Экхарт. По Экхарту, человек способен познать Бога благодаря тому, что в самом человеке заложена "искорка", единосущая Богу. Отрешаясь от своего "Я", соединяясь с Божественным "ничто", душа человека является средством порождения Богом самого себя. 4. Медитация в исламе. Основные положения суфизма сводятся к следующему. Абсолютная Реальность имеет превосходство над миром ощущений. Главная задача - найти Бога в себе, развивать любовь к нему, превратить всё личное и социальное в инструмент Аллаха. Единственный путь к Аллаху - медитация, интуитивные поиски, аскетическая практика и т.д. В духовном развитии человека выделяется несколько ступеней (от 3 до 12). В учении суфизма особую роль занимают медитативные техники. Религиозно-философское учение о свете и мистическом озарении (ишрак) рассматривалось в суфизме как истинный путь и спасение и восходит к зороастризму и манихейству. Ишрак это интуитивное мышление, достигаемое аскетизмом и медитацией, дающее полное и истинное знание в исламе: суфизм. Психосоматическая саморегуляция и релаксация. В процессуальном плане медитация - длительное и систематическое размышление о каком-то предмете или объекте, явлении или процессе, происходящее в состоянии полной психической и физической релаксации, устойчивой произвольной концентрации внутреннего внимания на каком-либо предмете, в результате чего поле сознания субъекта сужается настолько, что все другие посторонние предметы или объекты мысли выводятся за границы этого поля и не проявляются в сознании медитирующего. Психологическим результатом этого процесса является очищение сознания от информационных шумов, неэкологичных, насильственных и мешающих мыслей. В результате систематического медитирования у человека возникает качественно новый уровень мышления, максимально обостряющий интуицию и экстрасенсорику субъекта (Это один из популярных методов формирования состояния для достижения успеха.) Исследования доказали, что медитация избавляет от стресса и дистресса, улучшает память и повышает способность взрослых людей к обучению, обеспечивает прилив энергии, избавляет от бессонницы и невротических конфликтов, дает ощущение полноты жизни и счастья, снимает депрессию при трагических и иппохондрических переживаниях, улучшает взаимоотношения с людьми и общее состояние здоровья, снижает биологический возраст и другое (R. Roth. Transcendental Meditation. - N.Y.-Mosсow, 1992). Процесс медитации может быть очень эффективным терапевтическим подходом. При чрезмерном стрессе наилучшие результаты получают в тех случаях, когда пациенты применяли до начала медитации несколько приемов нервно-мышечной релаксации.. Сеанс медитации продолжительностью не менее 10-15 мин рекомендуется проводить утром, сразу после пробуждения, либо в любое другое удобное время суток. Лучшее положение - сидя в позе "Лотоса" со скрещенными ногами, но возможно также лежа, стоя, сидя на обычном стуле за столом в аудитории, в процессе ходьбы или бега. Медитация в неподвижной позе называется статической, а в движении - динамической. Методики медитации классифицируются по разным признакам: предметно-образная медитация (на янтре), медитация на идее (мысли - ценностная медитация), медитация на звуке (на мантре) и др. По форме организации занятия медитацией могут быть индивидуальными и групповыми, с учетом учителя (обучающие сеансы) и без его участия (самостоятельные занятия). Желательно обеспечить такие условия занятий, когда занимающимся никто не мешает. Инструкция занимающимся медитацией рекомендует: развивать беспристрастное самонаблюдение за собственной психикой, делать во время медитирования так называемые "ментальные отметки" - фиксировать в сознании только доминирующие образы, концентрировать внимание на состоянии осознанности медитирования, стараться по возможности осознавать процесс дыхания, не пытаться оценивать свое эмоциональное состояние в терминах "хорошо - плохо", переживая его по гештальтскому принципу какое оно есть, т.е. "здесь и теперь". Осознанность ритмического дыхания во время медитирования - важнейший элемент достижения медитативного состояния. Оно достигается путем удержания внимания на ритмичных движениях передней брюшной стенки живота в такт фазам дыхания (вдох, выдох, пауза). Дальнейшие исследования медитации в спорте позволят, по нашему мнению, использовать этот метод для самовоспитания и самосовершенствования личности спортсмена. Медитация - это, с одной стороны, высшее трансовое состояние внутренней интеграции психики, сконцентрированной на каком-то образе или идее, с другой - это достижение единства духа (волевая сфера) с душой (эмоциональная сфера) и телом (физическая сфера самоощущения). Неврологическая концепция сознания - это состояния активности всей нервной системы и в особенности мозга, который качественно изменяется от максимума ментального действия до полного отсутствия активности, как это бывает в коме или при общей хирургической анестезии. И хотя все части мозга при пребывании человека в сознании могут участвовать в мыслительных (психических) процессах, оказывается, что разного рода мыслительная (психическая) активность зависит от нормального (обычного) функционирования групп нейронов в примитивном промежуточном мозге (то есть гипоталамусе). Обычные циклы сна и бодрствования являются доказательством физиологической активности этого механизма. Воздействие медитации на человека. Существуют многочисленные публикации, в которых изучается, какое психологическое и физиологическое влияние оказывает медитация, как она может помочь человеку в повышении уровня работоспособности, в регулировании своих психических состояний. Различные техники медитации, в чём то совпадая друг с другом, могут давать разный эффект. Спектр переживаний, которые возникают при медитации, широк: они могут быть приятными или нет, может происходить чередование сильных эмоций типа любви или гнева с состоянием покоя и уравновешенности. В ходе практики медитативные состояния начинают тяготеть к большему покою, положительным эмоциям, к большей чувствительности в восприятии и интроспекции, в дальнейшем доходя до таких, как глубокая умиротворенность, концентрация, положительные эмоции радости, любви и сострадания, глубокое проникновение в природу ума и даже различные трансцендентные состояния. Улучшение способности к восприятию даёт возможность рассмотреть собственные привычки и психологические процессы. Медитирующий обнаруживает, что обычное состояние ума бесконтрольно, бессознательно и наполнено фантазиями, представлениями. Медитация положительно влияет на творческие способности (креативность), увеличивает чувствительность восприятия, эмпатию, чувство самоконтроля. Также медитация способна ускорить достижение зрелости, что подтверждается измерениями по шкалам развития "эго", морального и когнитивного развития, умственных способностей, академических достижений, самоактуализации и состояний сознавания. Медитация позволяет дистанцироваться от актуальной проблемы, отстранённо наблюдать себя и своё поведение в сложной ситуации, в некоторых случаях - понять причины возникновения и развитие этой ситуации, эмоционально отреагировать её, изменить отношение к ней и найти новые способы её решения.Как составная часть медитация входит в аутогенную тренировку в различных её модификациях, в технику комплексной аутогенной тренировки, используется в самогипнозе и некоторых других методах психической саморегуляции. Медитация способна оказывать благотворное воздействие на человека и весьма успешно используется для « включения» психосоматического саморегулирования и релаксации. Разнообразное воздействие на людей, в частности, её действие отражается на общем улучшении психического и физического здоровья. По сравнению с другими методами практика медитации является более осмысленной, приносит больше радости, легче поддерживается и способствует развитию интереса к самопознанию. Конечно, медитирующие, как и все обычные люди, могут переживать психологические трудности на различных стадиях. "Продвинутые" практики также могут испытывать трудности, хотя и более утончённые, включающие экзистенциальные или духовные проблемы. Подводя итог, можно сказать, что людям, которые продолжительное время и с успехом практикуют медитацию, свойственны некоторые общие черты: повышенный интерес ко внутреннему опыту, открытость к необычным переживаниям, самоконтроль, способность к концентрации, уменьшенная склонность к неврозам и большая открытость к принятию неблагоприятных характеристик личности. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов: http://psychology.net.ru/ http://lib.sportedu.ru/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|