Психологам и коучам. Эффективная методика саморегуляции. Чтобы не выгорать эмоционально и быть в тонусе.

Автор статьи: Олег Сухарев

Результаты исследования эффективности методики ДФС как средства произвольной саморегуляцииНаше исследование завершилось и я хочу поделиться с вами его результатами.

Актуальность исследования эффективности средств произвольной саморегуляции связана с вопросами решения прикладных задач, путём оптимизации текущего функционального состояния и повышения работоспособности в трудовой деятельности. Решение данных задач обусловлено поиском эффективных методик саморегуляции, применение которых способствует успешному развитию современного человека, профилактики последствий утомления (эмоционального выгорания) и стрессовых состояний.

Когда человек работает и естественным образом устаёт ему необходимы перерывы для восстановления сил и если овладеть соответствующими методиками саморегуляции то можно не делать этот перерыв а восстанавливать силы в процессе работы.

Методика дифференцированных функциональных состояний И.Н. Калинаускаса (сокращённо, методика ДФС) как раз предполагает такое восстановление сил в процессе работы. Методика ДФС предлагает пользователю средства для произвольной регуляции психического состояния посредством вхождения в функциональные состояния с заранее заданными характеристиками. Используя методы психологической диагностики, нам представляется важным доказать что, те состояния, которые предполагаются методикой ДФС, действительно возникают у пользователя данной методики.

Цель исследования: изучить изменения функционального состояния при применении методики ДФС.

Объект исследования: психические состояния.

Предмет исследований: функциональные состояния.

Гипотеза исследования: Средства саморегуляции методики ДФС эффективны для формирования заданного функционального состояния.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Современные психологи определяют психическое состояние как осознаваемую или не осознаваемую реакцию организма на ситуацию, преломляющуюся через субъектность и связанную с качеством функционирования психики [Шмелёва, 2018].

Примеры психических состояний: бодрость, усталость, азарт, волнение, апатия, агрессия, доверие, терпение, сочувствие, открытость и т. п.

Классификация психических состояний:

1) нейтральные (состояния спокойствия, безразличия, спокойной уверенности);

2) активационные (апатия, возбуждение);

3) тонические:

–эмоциональные (настроение, счастье, аффект, депрессия, стресс, паника, и др.);

функциональные (оптимальные и неблагоприятные);

–психофизиологические (бодрствование, сон, боль, гипноз)

Отдельным классом психических состояний являются функциональные состояния. Они определяют эффективность деятельности человека.

Оптимальными функциональными состояниями являются готовность к действию и оптимальный уровень работоспособности, степень необходимой напряженности волевых усилий. В таких состояниях внимание субъекта сосредоточено на процессе или его результате и поэтому деятельность обеспечена внутренними ресурсами и может быть выполнена легко и быстро.

Как отмечают исследователи, изучение психических состояний закономерно приводит к проблеме их регуляции [Прохоров, 2017]. Нами были рассмотрены современные концепции и способы произвольной саморегуляции.

Анализируя различные исследования применения средств произвольной регуляции состояний человека, мы обнаружили что можно рассматривать данную область как отдельное направление, сложившееся из теоретических и практических разработок [Дикая, 2003; Кузнецова, 2019; Моросанова, 2007; Прохоров, 2017].

Выводы по результатам теоретического исследования:

1) в работах, посвященных исследованию проблем психических состояний отмечается что функциональные состояния в наибольшей степени определяют эффективность деятельности человека. В этой связи, нам представляется актуальным использование в профессиональных сферах деятельности специализированных средств саморегуляции, эффективно изменяющих функциональное состояние человека;

2) в настоящее время отсутствует единый подход к решению проблем саморегуляции психических состояний. В части произвольной саморегуляции функциональных состояний очень мало исследований, по результатам которых можно составить мнение о эффективности применяемых средств саморегуляции;

3) в отечественной психологии при исследовании средств саморегуляции остаются малоизученными ключевые аспекты данной области:

 

  • результативность спонтанно сложившихся средств саморегуляции;
  • обладают ли специально разработанные средства саморегуляции функциональных состояний большим эффектом по сравнению со спонтанно сложившимися средствами саморегуляции;
  • каковы психологические механизмы действия средств саморегуляции обеспечивающих достижение желаемого результата, позволяющего формировать необходимый уровень актуального функционального состояния. Экспериментальные исследования в данной области встречаются крайне редко;

4) проблемы стресса и эмоционального выгорания в профессиональной трудовой деятельности могут быть эффективно решены в том числе применением специальных методик саморегуляции, обладающих большим эффектом по сравнению с спонтанно сложившимися средствами саморегуляции;

5) на основании изученных данных мы полагаем что средства саморегуляции методики ДФС, позволяющие формировать функциональное состояние с заданными параметрами будут способствовать профилактике стресса и эмоционального выгорания в трудовой деятельности.

Тема произвольной саморегуляции функционального состояния слабо изучена и поэтому представляется интересной для изучения в нашей работе.

 

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

По нашему мнению, потенциальный пользователь методики саморегуляции должен понимать насколько эффективны будут, применяемые им средства саморегуляции. На основании этого нами была сформулирована гипотеза исследования: средства саморегуляции методики ДФС эффективны для формирования заданного функционального состояния.

В исследовании приняли участие 18 человек, практикующих методику «Дифференцированных функциональных состояний» (ДФС); возраст от 31 до 61 года; 7 мужчин и 11 женщин. Все участники исследования ранее проходили обучение средствам саморегуляции на основе методики ДФС [Калинаускас, 2009]. Стаж владения методикой у участников составляет от 1 года до 29 лет.

В данном исследовании были использованы приёмы активации функциональных состояний входящие в набор приёмов содержащихся в методике ДФС. Эти состояния можно кратко охарактеризовать так:

• «»–слитность с живой природой, целостность, мудрость;

• «»–жизнеутверждение, глубина, безграничность;

• «»–внутренняя собранность, целеустремленность;

• «4D»–деструкция, гнев, разрушение, боль.

Общей особенностью данных средств является преобразование исходного функционального состояния в состояние, которое охватывает все уровни активности субъекта,–когнитивный, эмоционально–чувственный, физический.

Сеансы психологической регуляции проводились индивидуально, отдельно по каждому функциональному состоянию с тестированием по двум психодиагностическим методикам.

Тестирование проводилось сериями, всего было использовано пять серий. Первая серия исследования была связана с диагностированием текущего (базового, привычного для участника) функционального состояния. В последующих четырёх сериях испытуемые, используя навыки методики ДФС [Калинаускас, 2009] применяли средства психологической регуляции функционального состояния и входили в выбранные для эксперимента состояния (4В, 4А, 4С, 4D). В каждой серии, проводилось психодиагностическое исследование двумя методиками.

1) Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера [Собчик, 2001].

Выбор методики был обусловлен методологией структурно–интегративного подхода, согласно которой, функциональное состояние является целостной системой а её проявление можно обнаружить на разных уровнях [Леонова, 2015]:

  • физиологическом и психофизиологическом,–оценка уровня напряжённости;
  • психологическом,–посредством оценки субъективных проявлений, основанных на понимании (осознании) субъектом своего текущего состояния, осознание проблематики текущего состояния, вытесненных проблем и насущных потребностей как источников текущего состояния;
  • поведенческом, с оценкой результатов активности в рамках конкретной деятельности.

 

2) Методика семантического дифференциала, вариант И.Л.Соломина [Соломин, 2013].

Выбор методики семантического дифференциала обусловлен тем, что методика позволяет изучить восприятие семантических пространств, в разных функциональных состояниях. Методика структурирует восприятие оцениваемых объектов (понятий) по трём направлениям (факторам):

  • активность объекта;
  • сила объекта (потенциальность);
  • оценка, отношение к объекту со стороны респондента.

В случае диагностики восприятия объектов испытуемыми, находящимися в разных функциональных состояниях, можно увидеть оценку по данным показателям каждого семантического пространства каждым испытуемым, всеми испытуемыми, корректное сравнение индивидуальных и общих восприятий. Семантический дифференциал применён нами как инструмент диагностики восприятия ценностно-значимых семантических пространств, испытуемыми находящимися в разных функциональных состояниях.

Результаты полученных оценок помогут нам определить текущие характеристики психического состояния испытуемого. Сравнение характеристик полученных в разных функциональных состояниях позволит сделать выводы:

  • о том как меняется психическое состояние при вхождении в определённое функциональное состояние;
  • достигает ли пользователь методики заданного функционального состояния.

Участникам исследования были предложены бланки ответов с оцениваемыми понятиями и критериями их оценки. Всего применялось 18 понятий и 18 критериев по семибалльной шкале.

Для анализа результатов исследования были использованы методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена [Сидоренко, 2001].

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДОМ ЦВЕТОВЫХ ВЫБОРОВ [Собчик, 2001]

В качестве результатов психодиагностического исследования методом цветовых выборов можно отметить следующее:

а) в целом, после формирования средствами методики ДФС заданных функциональных состояний у испытуемых происходят изменения их функционального состояния;

б) изменения, наблюдаемые у испытуемых в одних и те же состояниях ДФС имеют, в различной степени, схожие характеристики.

Общность, полученных в ходе исследования характеристик, достигает 95% что можно увидеть на графике (рисунок 1).


Психологам и коучам Эффективная методика саморегуляции Чтобы не выгорать эмоционально и быть в тонусе


 

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДОМ СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА [Соломин, 2013]

В соответствии с целью исследования было выполнено:

1) тестирование испытуемых методом оценки семантических понятий методики семантического дифференциала [Соломин, 2001], получение исходных данных, их анализ и интерпретация;

2) сравнение показателей базового функционального состояния с показателями состояний полученных с использованием средств саморегуляции методики «ДФС» (состояния 4А, 4В, 4С, 4D), анализ изменений;

3) анализ на общность изменений у разных испытуемых в одних и тех же функциональных состояниях реализуемых ими с использованием средств психологической регуляции методики «ДФС» (состояния 4А, 4В, 4С, 4D).

Применяемые семантические понятия по своему содержанию и смыслу отражают описания состояний методики ДФС. Подразумевается, что испытуемые, находясь в состоянии сформированном средствами методики ДФС дадут соответствующие оценки выбранным нами понятиям.




Из таблицы видно что применяемые в методике семантического дифференциала понятия, по своему содержанию коррелируют с описанием функциональных состояний ДФС. Это позволило нам сделать оценку функциональных состояний ДФС.

Было проведено суммирование цифровых значений выборов, выполненных в каждом из пяти состояний, по каждому оцениваемому понятию с структурированием по трём факторам, – «оценка», «сила», «активность».

На основании анализа полученных данных мы увидели что, есть общее, которое одинаково проявляется у всех испытуемых:

  • оценка понятия «Я» меняется мало во всех состояниях;
  • оценка понятия «Моё настоящее» повышается в состояниях «4А;В;С» и резко снижается по отношению к базовому состоянию в состоянии «4D»;
  • оценка понятия «Тревога» в состояниях «4А;В;С» резко снижается по отношению к базовому состоянию а в состоянии «4D» резко повышается;
  • оценка понятий «Спокойствие», «Независимость», «Удовлетворённость», «Мир в котором я живу», «Любовь», «Жизнь» заметно повышается в состоянии «4А»;
  • оценка понятий «Целостность», «Гармония», «Живая природа», «Мудрость», «Общение с людьми» сильно изменяется в сторону повышения значений в состоянии «4В»;
  • оценка понятий «Уверенность», «Целеустремлённость» значительно повышается в состоянии «4С»;
  • оценка понятий «Кризис», «Смерть» существенно повышается в состоянии «4D».





Как видно на рисунке 2, что наибольшие оценки получили те понятия, которые по смыслу схожи с описанием состояния, в котором находились испытуемые.

 

По результатам эмпирического исследования мы пришли к следующим выводам:

1) изменения функционального состояния испытуемых, полученные с использованием средств методики ДФС имеют общность;

2) субъективное восприятие испытуемыми своего состояния схоже с описанием состояния в методике ДФС;

3) обобщение результатов проведённых исследований позволило сделать вывод о эффективности используемых средств произвольной саморегуляции методики ДФС для изменения функционального состояния;

4) таким образом, гипотеза исследования о том, что средства саморегуляции методики ДФС эффективны для формирования заданного функционального состояния подтвердилась.

Этот факт может свидетельствовать о том что средства саморегуляции методики «ДФС» [Калинаускас, 2009], используемые субъектом в качестве внутренних функциональных средств могут генерировать определённые функциональные состояния с общим набором характеристик.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше исследование посвящено изучению изменения функционального состояния при применении методики ДФС. Мы выяснили, что формирование оптимального функционального состояния способствует более эффективному выполнению трудовой деятельности.

В ходе исследования было установлено что средства саморегуляции методики ДФС эффективны для формирования заданного функционального состояния.

Результаты, полученные в ходе нашего исследования будут полезны специалистам разных областей в выборе методик саморегуляции для применения в профессиональной трудовой деятельности.

 

Дополнения

При обработке данных обнаружилась интересная зависимость. У тех респондентов, у которых опыт применения методики ДФС был достаточно большой, их данные полученные в исходном состоянии и состоянии "4В" были очень схожи.

Можно предположить, что у этих людей за годы практики, их исходное состояние (доминантное звучание) трансформировалось в состояние "4 В" (целостное) или похожее на него состояние.

 

Обучение методике у сертифицированного инструктора в Самаре - https://www.daliabucionyte.com/career-consulting



Просмотров: 316
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Экспресс методы саморегуляции психоэмоционального состояния
  • Развитие эмоционального интеллекта с помощью методики саморегуляции
  • Компьютерная диагностика " CARDIOPULS " для исследования состояния здоровья и ауры человека
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • Методики для исследования интеллекта и способностей у детей и взрослых.
  • Работа со зрительными образами в саморегуляции психических состояний; анализ психотерапевтических практик
  • О расширении зоны комфорта как средства профилактики эустрессорного состояния в семейной жизни
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Исследование состояния СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ в трудовых коллективах по программе МИРОТОК
  • Упражнение для прояснения и изменения ситуации/состояния.
  • Что нужно для женщины, чтобы выйти из состояния жертвы? Поддержка!
  • Отношения с детьми. ВДА и ДФС.
  • Отношения с детьми (ВДА и ДФС) Часть 3
  • Техника для гармонизации состояния после утраты лёгкой степени.
  • Пять способов изменения эмоционального состояния. Управление эмоциональным состоянием шаг 3
  • ВИЗУАЛЬНАЯ РИТМОЛОГИЯ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАОЛЬНО-ОБРАЗНОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ СИНДРОМЕ «Д-АКОСТЫ».
  • Тревога и тревожные состояния: что делать?
  • Рекомендации для стабилизации душевного состояния при послеродовой депрессии
  • Как же я себя ощущаю, и на что это похоже? Метафора состояния
  • Краткий обзор результатов исследования устойчивости личности к воздействию средств массовой информации
  • О прикладных аспектах формирования гипнотического состояния.
  • Природа формирования созависимого состояния.
  • Отличия психических заболеваний от состояния самадхи*
  • Практика формирование состояния для быстрого результата в достижении цели
  • Что для счастья надо? Упражнение по повышению состояния счастья
  • Модель диагностики уровня психического состояния клиента
  • Прорыв из кризисного состояния в желаемую реальность. Методика и личный опыт.
  • Ухудшения состояния после терапии. Что это такое и с чем оно связано?
  • Рефлексия эмоционального состояния как способ предупреждения эффекта профессионального выгорания педагогов и психологов
  • Простая и известная техника для балансировки состояния!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь