|
Психологам и коучам. Эффективная методика саморегуляции. Чтобы не выгорать эмоционально и быть в тонусе.Автор статьи: Олег Сухарев
Результаты исследования эффективности методики ДФС как средства произвольной саморегуляцииНаше исследование завершилось и я хочу поделиться с вами его результатами. Актуальность исследования эффективности средств произвольной саморегуляции связана с вопросами решения прикладных задач, путём оптимизации текущего функционального состояния и повышения работоспособности в трудовой деятельности. Решение данных задач обусловлено поиском эффективных методик саморегуляции, применение которых способствует успешному развитию современного человека, профилактики последствий утомления (эмоционального выгорания) и стрессовых состояний. Когда человек работает и естественным образом устаёт ему необходимы перерывы для восстановления сил и если овладеть соответствующими методиками саморегуляции то можно не делать этот перерыв а восстанавливать силы в процессе работы. Методика дифференцированных функциональных состояний И.Н. Калинаускаса (сокращённо, методика ДФС) как раз предполагает такое восстановление сил в процессе работы. Методика ДФС предлагает пользователю средства для произвольной регуляции психического состояния посредством вхождения в функциональные состояния с заранее заданными характеристиками. Используя методы психологической диагностики, нам представляется важным доказать что, те состояния, которые предполагаются методикой ДФС, действительно возникают у пользователя данной методики. Цель исследования: изучить изменения функционального состояния при применении методики ДФС. Объект исследования: психические состояния. Предмет исследований: функциональные состояния. Гипотеза исследования: Средства саморегуляции методики ДФС эффективны для формирования заданного функционального состояния. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Современные психологи определяют психическое состояние как осознаваемую или не осознаваемую реакцию организма на ситуацию, преломляющуюся через субъектность и связанную с качеством функционирования психики [Шмелёва, 2018]. Примеры психических состояний: бодрость, усталость, азарт, волнение, апатия, агрессия, доверие, терпение, сочувствие, открытость и т. п. Классификация психических состояний: 1) нейтральные (состояния спокойствия, безразличия, спокойной уверенности); 2) активационные (апатия, возбуждение); 3) тонические: –эмоциональные (настроение, счастье, аффект, депрессия, стресс, паника, и др.); –функциональные (оптимальные и неблагоприятные); –психофизиологические (бодрствование, сон, боль, гипноз) Отдельным классом психических состояний являются функциональные состояния. Они определяют эффективность деятельности человека. Оптимальными функциональными состояниями являются готовность к действию и оптимальный уровень работоспособности, степень необходимой напряженности волевых усилий. В таких состояниях внимание субъекта сосредоточено на процессе или его результате и поэтому деятельность обеспечена внутренними ресурсами и может быть выполнена легко и быстро. Как отмечают исследователи, изучение психических состояний закономерно приводит к проблеме их регуляции [Прохоров, 2017]. Нами были рассмотрены современные концепции и способы произвольной саморегуляции. Анализируя различные исследования применения средств произвольной регуляции состояний человека, мы обнаружили что можно рассматривать данную область как отдельное направление, сложившееся из теоретических и практических разработок [Дикая, 2003; Кузнецова, 2019; Моросанова, 2007; Прохоров, 2017]. Выводы по результатам теоретического исследования: 1) в работах, посвященных исследованию проблем психических состояний отмечается что функциональные состояния в наибольшей степени определяют эффективность деятельности человека. В этой связи, нам представляется актуальным использование в профессиональных сферах деятельности специализированных средств саморегуляции, эффективно изменяющих функциональное состояние человека; 2) в настоящее время отсутствует единый подход к решению проблем саморегуляции психических состояний. В части произвольной саморегуляции функциональных состояний очень мало исследований, по результатам которых можно составить мнение о эффективности применяемых средств саморегуляции; 3) в отечественной психологии при исследовании средств саморегуляции остаются малоизученными ключевые аспекты данной области:
4) проблемы стресса и эмоционального выгорания в профессиональной трудовой деятельности могут быть эффективно решены в том числе применением специальных методик саморегуляции, обладающих большим эффектом по сравнению с спонтанно сложившимися средствами саморегуляции; 5) на основании изученных данных мы полагаем что средства саморегуляции методики ДФС, позволяющие формировать функциональное состояние с заданными параметрами будут способствовать профилактике стресса и эмоционального выгорания в трудовой деятельности. Тема произвольной саморегуляции функционального состояния слабо изучена и поэтому представляется интересной для изучения в нашей работе.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ По нашему мнению, потенциальный пользователь методики саморегуляции должен понимать насколько эффективны будут, применяемые им средства саморегуляции. На основании этого нами была сформулирована гипотеза исследования: средства саморегуляции методики ДФС эффективны для формирования заданного функционального состояния. В исследовании приняли участие 18 человек, практикующих методику «Дифференцированных функциональных состояний» (ДФС); возраст от 31 до 61 года; 7 мужчин и 11 женщин. Все участники исследования ранее проходили обучение средствам саморегуляции на основе методики ДФС [Калинаускас, 2009]. Стаж владения методикой у участников составляет от 1 года до 29 лет. В данном исследовании были использованы приёмы активации функциональных состояний входящие в набор приёмов содержащихся в методике ДФС. Эти состояния можно кратко охарактеризовать так: • «4В»–слитность с живой природой, целостность, мудрость; • «4А»–жизнеутверждение, глубина, безграничность; • «4С»–внутренняя собранность, целеустремленность; • «4D»–деструкция, гнев, разрушение, боль. Общей особенностью данных средств является преобразование исходного функционального состояния в состояние, которое охватывает все уровни активности субъекта,–когнитивный, эмоционально–чувственный, физический. Сеансы психологической регуляции проводились индивидуально, отдельно по каждому функциональному состоянию с тестированием по двум психодиагностическим методикам. Тестирование проводилось сериями, всего было использовано пять серий. Первая серия исследования была связана с диагностированием текущего (базового, привычного для участника) функционального состояния. В последующих четырёх сериях испытуемые, используя навыки методики ДФС [Калинаускас, 2009] применяли средства психологической регуляции функционального состояния и входили в выбранные для эксперимента состояния (4В, 4А, 4С, 4D). В каждой серии, проводилось психодиагностическое исследование двумя методиками. 1) Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера [Собчик, 2001]. Выбор методики был обусловлен методологией структурно–интегративного подхода, согласно которой, функциональное состояние является целостной системой а её проявление можно обнаружить на разных уровнях [Леонова, 2015]:
2) Методика семантического дифференциала, вариант И.Л.Соломина [Соломин, 2013]. Выбор методики семантического дифференциала обусловлен тем, что методика позволяет изучить восприятие семантических пространств, в разных функциональных состояниях. Методика структурирует восприятие оцениваемых объектов (понятий) по трём направлениям (факторам):
В случае диагностики восприятия объектов испытуемыми, находящимися в разных функциональных состояниях, можно увидеть оценку по данным показателям каждого семантического пространства каждым испытуемым, всеми испытуемыми, корректное сравнение индивидуальных и общих восприятий. Семантический дифференциал применён нами как инструмент диагностики восприятия ценностно-значимых семантических пространств, испытуемыми находящимися в разных функциональных состояниях. Результаты полученных оценок помогут нам определить текущие характеристики психического состояния испытуемого. Сравнение характеристик полученных в разных функциональных состояниях позволит сделать выводы:
Участникам исследования были предложены бланки ответов с оцениваемыми понятиями и критериями их оценки. Всего применялось 18 понятий и 18 критериев по семибалльной шкале. Для анализа результатов исследования были использованы методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена [Сидоренко, 2001].
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДОМ ЦВЕТОВЫХ ВЫБОРОВ [Собчик, 2001] В качестве результатов психодиагностического исследования методом цветовых выборов можно отметить следующее: а) в целом, после формирования средствами методики ДФС заданных функциональных состояний у испытуемых происходят изменения их функционального состояния; б) изменения, наблюдаемые у испытуемых в одних и те же состояниях ДФС имеют, в различной степени, схожие характеристики. Общность, полученных в ходе исследования характеристик, достигает 95% что можно увидеть на графике (рисунок 1).
В соответствии с целью исследования было выполнено: 1) тестирование испытуемых методом оценки семантических понятий методики семантического дифференциала [Соломин, 2001], получение исходных данных, их анализ и интерпретация; 2) сравнение показателей базового функционального состояния с показателями состояний полученных с использованием средств саморегуляции методики «ДФС» (состояния 4А, 4В, 4С, 4D), анализ изменений; 3) анализ на общность изменений у разных испытуемых в одних и тех же функциональных состояниях реализуемых ими с использованием средств психологической регуляции методики «ДФС» (состояния 4А, 4В, 4С, 4D). Применяемые семантические понятия по своему содержанию и смыслу отражают описания состояний методики ДФС. Подразумевается, что испытуемые, находясь в состоянии сформированном средствами методики ДФС дадут соответствующие оценки выбранным нами понятиям.
Было проведено суммирование цифровых значений выборов, выполненных в каждом из пяти состояний, по каждому оцениваемому понятию с структурированием по трём факторам, – «оценка», «сила», «активность». На основании анализа полученных данных мы увидели что, есть общее, которое одинаково проявляется у всех испытуемых:
По результатам эмпирического исследования мы пришли к следующим выводам: 1) изменения функционального состояния испытуемых, полученные с использованием средств методики ДФС имеют общность; 2) субъективное восприятие испытуемыми своего состояния схоже с описанием состояния в методике ДФС; 3) обобщение результатов проведённых исследований позволило сделать вывод о эффективности используемых средств произвольной саморегуляции методики ДФС для изменения функционального состояния; 4) таким образом, гипотеза исследования о том, что средства саморегуляции методики ДФС эффективны для формирования заданного функционального состояния подтвердилась. Этот факт может свидетельствовать о том что средства саморегуляции методики «ДФС» [Калинаускас, 2009], используемые субъектом в качестве внутренних функциональных средств могут генерировать определённые функциональные состояния с общим набором характеристик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Наше исследование посвящено изучению изменения функционального состояния при применении методики ДФС. Мы выяснили, что формирование оптимального функционального состояния способствует более эффективному выполнению трудовой деятельности. В ходе исследования было установлено что средства саморегуляции методики ДФС эффективны для формирования заданного функционального состояния. Результаты, полученные в ходе нашего исследования будут полезны специалистам разных областей в выборе методик саморегуляции для применения в профессиональной трудовой деятельности.
Дополнения При обработке данных обнаружилась интересная зависимость. У тех респондентов, у которых опыт применения методики ДФС был достаточно большой, их данные полученные в исходном состоянии и состоянии "4В" были очень схожи. Можно предположить, что у этих людей за годы практики, их исходное состояние (доминантное звучание) трансформировалось в состояние "4 В" (целостное) или похожее на него состояние.
Обучение методике у сертифицированного инструктора в Самаре - https://www.daliabucionyte.com/career-consulting Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|