|
Методики для исследования интеллекта и способностей у детей и взрослых.Автор статьи: Предеин Евгений Викторович
Методики для исследования интеллекта и способностей у детей и взрослых.
Методика исследования интеллекта Векслера. Наиболее разностороння методика, но ее применение требует большого количества времени (более часа), а также определенную подготовку психолога проводящего методику. Методика исследования интеллекта, предложенная Д.Векслером (WechslerAdultIntelligenceScale, WAIS – шкала интеллекта для взрослых), служит для изучения формальных характеристик познавательной деятельности испытуемых. В методике исследуются такие составляющие интеллекта, как объем знаний из разных сфер жизни, понимание некоторых правил и закономерностей социального поведения, способность к запоминанию числовых данных, к абстрактному (понятийному) мышлению, к установлению логических связей и пониманию ситуации в целом. Методика также включает в себя исследование зрительно-моторной координации, конструктивного мышления, способности к пониманию и работе с невербальной информацией. Стандартная процедура проведения заключается в последовательном предъявлении заданий одиннадцати субтестов, из которых шесть направлено на исследование вербального интеллекта, а пять на изучение невербального интеллекта. В целом методика Д.Векслера предназначена для оценки базисных интеллектуальных функций, и поэтому она наиболее эффективна для разграничения нормы и патологии. Достоинством методики считается использование проб, хорошо зарекомендовавших себя в клинической практике, отбор заданий, отражающих разные стороны интеллектуальной деятельности и позволяющих изучать вербальный и невербальный интеллект, стандартизированное предъявление стимульного материала и детальная оценка результатов испытуемого, учитывающая как количественные показатели (время выполнения, объем выполнения), так и качественные (правильность выполнения, необходимость помощи исследователя). Степень участия экспериментатора при проведении методики регламентирована условиями предъявления каждого субтеста, например, в субтесте «Кубики Коса» итоговая оценка определяется скоростью и правильностью выполнения задания и числом повторных демонстраций способов работы с материалом, производимых исследователем на начальном этапе. Введение стандартного способа оценки позволяет сопоставлять данные, полученные разными экспериментаторами, что повышает исследовательское значение методики. Кроме оценки правильности задания и использования испытуемым помощи экспериментатора, для качественного анализа результатов необходимо учитывать отношение испытуемого к ситуации исследования, оценкам психолога, характер ошибок и время их возникновения, так как подобные данные помогают понять особенности не только познавательной, но и личностной сферы испытуемого. Вместе с тем остаются открытыми вопросы о достаточности одиннадцати субтестов для исследования интеллектуального уровня испытуемого и обоснованности выбора именно этих заданий и отказа от других успешно применяемых в клинической практике. Ряд авторов указывает на такой недостаток методики, как отсутствие мотивационной поддержки испытуемого, так как процедура проведения отдельного субтеста заключается в предъявлении заданий от самого простого к более сложным, что создает ситуацию завершения каждого субтеста неудачей (выполнение прекращается после ошибок в 2-5 пробах). Для ослабления данного недостатка предлагается в некоторых случаях пропускать задания, с которыми испытуемый заведомо справится, так как это позволит снизить утомительность всего тестирования, а также заменять взаимно вербальные и неверблаьные блоки субтестов и последовательность отдельных субтестов. Учитывая вышесказанное, применение методики может быть направлено не только на на определение уровня IQ, но и на изучение продуктивности интеллектуальной деятельности и факторов, на нее влияющих. Интеллект в данном случае понимается как система всех познавательных способностей индивида (ощущения, восприятия, представления, мышления, и воображения), обеспечивающая постановку познавательных целей, их реализацию (в мыслительном или деятельностном плане), а также участвующая в регуляции познавательной активности и поведения индивида. Обычно используют правила предъявления и интерпретации субтестов, а также нормативные таблицы в варианте ООО «Иматон».
Краткий ориентировочный тест.
Очень простой в обращении и быстрый по проведению (15 минут) тест. Краткий ориентировочный тест (КОТ) относится к категории тестов общих умственных способностей (IQ). Тесты IQ свидетельствуют об общем уровне интеллектуального развития индивида. В тестах на определение IQ индивиду предоставляется серия заданий, подобранных таким образом, чтобы была обеспечена адекватная выборка всех важнейщих интеллектуальных функций для проникновения в критические точки интеллекта. В тест заложена модель способности к обучению или иерархической модели способностей П.Вернона, либо близкие к ней модели, либо, как вариант, эти модели закладываются явно или неявно в интерпретацию результатов теста. Интегральный показатель теста таким образом связан с обучаемостью. Обучаемость отражает общие способности человека, которые выражают познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. У лиц с высокой обучаемостью быстро формируются навыки и умения, быстро осуществляется внутренняя перестройка при изменении условий деятельности. Кот является адаптацией теста Вандерлика. Структура адаптированного теста соответствует структуре общих способностей. Исходной посылкой теста при анализе структуры теста было приведенное определение обучаемости. Результатом адаптации теста Вандерлика было именно около половины текстов заданий и структура теста была приведена в соответствие со структурой общих способностей. Таким образом, КОТ предназначен для определения интегрального показателя общие способности и предусматривает диагностику следующих критических точек интеллекта: - Способность обобщения и анализа материала. При выполнении заданий на пословицы необходимо абстрагироваться от конкретной фразы, переходить в область интерпретаций смыслов и находить в этой области пересечения смыслов, а затем возвращаться к конкретным фразам. - Гибкость мышления. В случае если испытуемый неверно делает задания этого типа (например, 11), то можно сделать предположение о хаотическом ассоциировании испытуемым, отсутствии оттормаживания. - Инертность переключения. Переключаемость. Порядок предоставления задания подразумевает необходимость быстрого переключения с одного типа действий на другие. Последовательность предоставления заданий может замедлять решение задач испытуемыми с инертностью прошлого опыта. Такие лица трудно переключаются с одного вида деятельности на другой, тяжело меняют способ своих рассуждений, не склонны менять выбранный ими способ работы. Их умственные процессы ригидны, темп работы медленный. С другой стороны они обладают невысоким качеством своей умственной продукции. - Эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость. Мышление индивида должно быть активно направлено на объект, на поставленную задачу. Некоторые задания теста могут снижать показатели у лиц склонных к эмоциональному разрушению мыслительных процессов (вопросы 24, 27, 31 и т.д.). При этом некоторые испытуемые начинают улыбаться, обращаясь к экспериментатору. Если им предложить тест на уровень притязаний, эти лица могут характеризоваться импульсивностью реакции на неудачи и успехи. - Скорость и точность восприятия. Распределение и концентрация внимания. Некоторую часть заданий теста можно отнести к так называемым канцелярским способностям (вопросы 8, 13). Работа высококвалифицированного специалиста даже руководителя заключает в себе труд над массой разных документов, где необходимо в короткие сроки обработать, обозначить основные содержания, сравнить цифры и т.п. - Употребление языка. Грамотность. Определенная часть заданий приспособлена для проверки умения правильного пользования языком, грамотностью, небольшому знанию иностранного языка (в рамках алфавита). - Выбор оптимальной стратегии. Ориентировка. В соответствии с инструкцией тест можно выполнять в любой последовательности. Некоторые индивиды, которым легче даются либо числовые, либо словесные задачи, могут отрефлексировать данный факт и выбрать нужные, более легкие для себя задания, а в конце возвращаться к остальным.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|