Методики для исследования интеллекта и способностей у детей и взрослых.

Методики для исследования интеллекта и способностей у детей и взрослых.

 

Методика исследования интеллекта Векслера.

      Наиболее разностороння методика, но ее применение требует большого количества времени (более часа), а также определенную подготовку психолога проводящего методику.

       Методика исследования интеллекта, предложенная Д.Векслером (WechslerAdultIntelligenceScale, WAIS – шкала интеллекта для взрослых), служит для изучения формальных характеристик познавательной деятельности испытуемых. В методике исследуются такие составляющие интеллекта, как объем знаний из разных сфер жизни, понимание некоторых правил и закономерностей социального поведения, способность к запоминанию числовых данных, к абстрактному (понятийному) мышлению, к установлению логических связей и пониманию ситуации в целом. Методика также включает в себя исследование зрительно-моторной координации, конструктивного мышления, способности к пониманию и работе с невербальной информацией.

      Стандартная процедура проведения заключается в последовательном предъявлении заданий одиннадцати субтестов, из которых шесть направлено на исследование вербального интеллекта, а пять на изучение невербального интеллекта. В целом методика Д.Векслера предназначена для оценки базисных интеллектуальных функций, и поэтому она наиболее эффективна для разграничения нормы и патологии. Достоинством методики считается использование проб, хорошо зарекомендовавших себя в клинической практике, отбор заданий, отражающих разные стороны интеллектуальной деятельности и позволяющих изучать вербальный и невербальный интеллект, стандартизированное предъявление стимульного материала и детальная оценка результатов испытуемого, учитывающая как количественные показатели (время выполнения, объем выполнения), так и качественные (правильность выполнения, необходимость помощи исследователя).   

     Степень участия экспериментатора при проведении методики регламентирована условиями предъявления каждого субтеста, например, в субтесте «Кубики Коса» итоговая оценка определяется скоростью и правильностью выполнения задания и числом повторных демонстраций способов работы с материалом, производимых исследователем на начальном этапе. Введение стандартного способа оценки позволяет сопоставлять данные, полученные разными экспериментаторами, что повышает исследовательское значение методики. Кроме оценки правильности задания и использования испытуемым помощи экспериментатора, для качественного анализа результатов необходимо учитывать отношение испытуемого к ситуации исследования, оценкам психолога, характер ошибок и время их возникновения, так как подобные данные помогают понять особенности не только познавательной, но и личностной сферы испытуемого.

           Вместе с тем остаются открытыми вопросы о достаточности одиннадцати субтестов для исследования интеллектуального уровня испытуемого и обоснованности выбора именно этих заданий и отказа от других успешно применяемых в клинической практике. Ряд авторов указывает на такой недостаток методики, как отсутствие мотивационной поддержки испытуемого, так как процедура проведения отдельного субтеста заключается в предъявлении заданий от самого простого к более сложным, что создает ситуацию завершения каждого субтеста неудачей (выполнение прекращается после ошибок в 2-5 пробах). Для ослабления данного недостатка предлагается в некоторых случаях пропускать задания, с которыми испытуемый заведомо справится, так как это позволит снизить утомительность всего тестирования, а также заменять взаимно вербальные и неверблаьные блоки субтестов и последовательность отдельных субтестов.

      Учитывая вышесказанное, применение методики может быть направлено не только на на определение уровня IQ, но и на изучение продуктивности интеллектуальной деятельности и факторов, на нее влияющих. Интеллект в данном случае понимается как система всех познавательных способностей индивида (ощущения, восприятия, представления, мышления, и воображения), обеспечивающая постановку познавательных целей, их реализацию  (в мыслительном или деятельностном плане), а также участвующая в регуляции познавательной активности и поведения индивида.  Обычно используют правила предъявления и интерпретации субтестов, а также нормативные таблицы в варианте ООО «Иматон».

 

Краткий ориентировочный тест.

 

Очень простой в обращении и быстрый по проведению (15 минут) тест.

Краткий ориентировочный тест (КОТ) относится к категории тестов общих умственных способностей (IQ). Тесты IQ свидетельствуют об общем уровне интеллектуального развития индивида. В тестах на определение IQ индивиду предоставляется серия заданий, подобранных таким образом, чтобы была обеспечена адекватная выборка всех важнейщих интеллектуальных  функций для проникновения в критические точки интеллекта. В тест заложена модель способности к обучению или иерархической модели способностей П.Вернона, либо близкие к ней модели, либо, как вариант, эти модели закладываются явно или неявно в интерпретацию результатов теста. Интегральный показатель теста таким образом связан с обучаемостью. Обучаемость отражает общие способности человека, которые выражают познавательную  активность субъекта и его возможности к усвоению  новых знаний, действий, сложных форм деятельности. У лиц с высокой обучаемостью быстро формируются навыки и умения, быстро осуществляется внутренняя перестройка при изменении условий деятельности. Кот является адаптацией теста Вандерлика.

         Структура адаптированного теста соответствует структуре общих способностей. Исходной посылкой теста при анализе структуры теста было приведенное определение обучаемости. Результатом адаптации теста Вандерлика было именно около половины текстов заданий и структура теста была приведена в соответствие со структурой общих способностей. Таким образом, КОТ предназначен для определения интегрального показателя общие способности и предусматривает диагностику следующих критических точек интеллекта:

- Способность обобщения и анализа материала. При выполнении заданий на пословицы необходимо абстрагироваться от конкретной фразы, переходить в область интерпретаций смыслов и находить в этой области пересечения смыслов, а затем возвращаться к конкретным фразам.

 - Гибкость мышления. В случае если испытуемый неверно делает задания этого типа (например, 11), то можно сделать предположение о хаотическом ассоциировании испытуемым, отсутствии оттормаживания.

- Инертность переключения. Переключаемость. Порядок предоставления задания подразумевает необходимость быстрого переключения с одного типа действий на другие.  Последовательность предоставления заданий может замедлять решение задач испытуемыми с инертностью прошлого опыта.  Такие лица трудно переключаются с одного вида деятельности на другой, тяжело меняют способ своих рассуждений, не склонны менять выбранный ими способ работы.  Их умственные процессы ригидны, темп работы медленный. С другой стороны они обладают невысоким качеством своей умственной продукции.

-  Эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость. Мышление индивида должно быть активно направлено на объект, на поставленную задачу.  Некоторые задания теста могут снижать показатели у лиц склонных к эмоциональному разрушению  мыслительных процессов (вопросы 24, 27, 31 и т.д.). При этом некоторые испытуемые начинают улыбаться, обращаясь к экспериментатору. Если им предложить тест на уровень притязаний, эти лица могут характеризоваться импульсивностью реакции на неудачи и успехи.

- Скорость и точность восприятия. Распределение и концентрация внимания. Некоторую часть заданий теста можно отнести к так называемым канцелярским способностям (вопросы 8, 13). Работа высококвалифицированного специалиста даже руководителя заключает в себе труд над массой разных документов, где необходимо в короткие сроки обработать, обозначить основные содержания, сравнить цифры и т.п.

- Употребление языка. Грамотность. Определенная часть заданий приспособлена для проверки умения правильного пользования языком, грамотностью, небольшому знанию

иностранного языка (в рамках алфавита). 

- Выбор оптимальной стратегии. Ориентировка. В соответствии с инструкцией тест можно выполнять в любой последовательности. Некоторые индивиды, которым легче даются либо числовые, либо словесные задачи, могут отрефлексировать данный факт и выбрать нужные, более легкие для себя задания, а в конце возвращаться к остальным.

 



Просмотров: 728
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Игры и задания для развития творческих способностей
  • Домашние задания в психологическом консультировании: значение и типы заданий
  • 5 практических заданий для роста самооценки
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Тест интеллекта Векслера
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • Навыки для развития Эмоционального Интеллекта (EQ)
  • Развитие эмоционального интеллекта с помощью методики саморегуляции
  • Тест "Насколько вы любите и принимаете себя" Рекомендации по работе после теста
  • 7 фишек раскрытия способностей. Фишка 4. Способности развиваются в деятельности
  • Как помогать ребёнку в выполнении домашних заданий?
  • Польза эмоционального интеллекта для руководства
  • 7 фишек раскрытия способностей при поиске любимой работы. Фишка 3. Развивайте способности
  • Определение уровня интеллекта
  • Тест на измерение силы интеллекта
  • Как помочь ребенку сформировать ответственное отношение к выполнению домашних заданий
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Как оптимизировать процесс выполнения домашнего задания школьника?
  • Я его слепила из того, что было. Расстановки из теста
  • Созависимость. Механизм формирования и соло-методики для индивидуальной работы.
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Задания для ребенка и уверенность в себе.
  • Супервизия для психолога - развитие профессионализма и способностей с целью улучшения практики
  • Хотите сменить место работы? вот три теста, которые вам помогут принять окончательный выбор!
  • Методика «Я для себя» и «Я для других»
  • Психолог не помог? Или об эффективности домашних заданий
  • Как помочь себе справиться со страхом чего-либо. Упражнение для взрослых
  • Домашние задания для школьников и их родителей
  • Методики для диагностики насилия в семье и определения психологического портрета абьюзера .



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь