Домашние задания имеют важное значение в психотерапии и отражаются на её результатах. Порой, имея отстроченный результат, они являются проводниками успешной интериоризации клиента (усвоение полученной информации и опыта, личное восприятие и развитие). Иными словами, человек в целом получает непосредственную помощь психолога всего лишь 1-2 часа в 1-2 недели, а в остальное, очень длительное время остаётся наедине с собой под властью эмоций, убеждений, установок, переживаний и многократного «прочувствования» проблемной ситуации. В то время как выполнение заданий помогают клиенту быть на данный период времени «домашним психологом для самого себя», закрепляя тем самым полученные на сессиях инсайты, усиливая и ускоряя процесс психотерапии, сокращая время на выход из сложившейся негативной ситуации и отрабатывая (в том числе и на будущее) техники самопомощи. При этом важно перед объяснением домашних заданий сделать правильную установку и разъяснить, что в этом деле главное процесс, а не результат, поскольку именно процесс должен увлекать, стимулировать на изменение жизни к лучшему, а также заполнять пространство действиями, а не пустотой, ведущей к депрессии.
Особенности подбора домашних заданий:
– домашние задания связаны с конкретной проблемой каждого клиента и подбираются индивидуально;
– в суть заданий должна быть заложена проверка гипотезы клиента либо закрепление полученных выводов по результатам сессии;
– в связи с периодическими сопротивлениями клиентов (например, явными протестами типа «У меня ничего не получится!», «Я уже всё итак поняла, приду в следующий раз и мне этого хватит!», «Я плачу деньги, Вы и работайте!» или завуалированными отговорками: «У меня столько дел, столько дел – боюсь – не успею», «Я дома не одна, не хочу, чтобы это кто-то заметил» и др.) необходимо своевременно проговорить значимость таких мероприятий, приведя пример из практики об эффективной работе некоторых людей, их достижениях с соблюдением профессиональной этики.
Типы домашних заданий с примерами
Домашние задания бывают разные, рассмотрим лишь некоторые из них:
1. Проведение поведенческих экспериментов. Во время консультации психолога вырабатывается совместная идея, которую необходимо проверить опытным путём или выявляются конкретные выводы, которые нужно закрепить в практике. К примеру: «Изменив тон, тембр речи, взгляд женщины и посыл во время формулирования просьбы к мужу следует ответная положительная реакция, возникает желание помочь супруге» Как это можно проверить? Провести конкретный эксперимент в домашних условиях, предварительно попробовав проиграть подобную ситуацию по ролям с психологом во время сессии.
2. Ведение дневника внутренних изменений, что позволяет зафиксировать эмоции и чувства в различных проблемных ситуациях, обратить внимание на скорость поведенческих и психоэмоциональных ответных реакций, их длительность, описывать изменение чувств и мыслей, применение тех или иных техник и упражнений, фиксирование результатов при построении графиков, по которым можно отследить динамику изменений. В дневниках можно отмечать своё настроение в течение дня, его перепады и факторы влияния. Подобный самоанализ положителен в части появления у клиента рефлексии и самоуправления, выявления истинных зависимостей человека от кого-либо или чего-либо.
3. Ведение дневника внешних действий в рамках коучинга. Здесь предполагается апробирование тех действий, которые наметил клиент совместно с психологом для своей отработки в повседневной жизни. Допустим, выполнил то, что ранее никогда не делал, но хотелось достичь. В дневнике фиксируются поведенческие реакции, чувства, мысли и самооценка результата, а также качественные и количественные достижения.
4. Чтение книг, рекомендованных психологом для изучения подобных ситуаций, происходящих в жизни героев произведений и закрепления полученных на сессии выводов. Например, клиентка полна обиды и ненависти на своего бывшего супруга и свекровь из-за измены, которая произошла 8 лет назад и их поведения по результатам случившегося. По итогу психотерапии одним из домашних заданий стала книга Ирины Сёминой «7 сказок о прощении». Женщине нужно было не только прочитать предложенное (кстати, «не залпом», а системно и последовательно каждый день по одной сказке), попытаться прожить описанные в сюжетах ситуации и выработать личные уроки жизни, сформулировав их в качестве афоризмов.
5. Для предотвращения новых психотравм и закрепления результатов рекомендуется приобрести себе в подарок приятную (на внешний вид, на ощупь и по размеру) мягкую игрушку в качестве внутреннего ребёнка (это «я маленький» или «это моя душа»). В стрессовых ситуациях, при перенесении боли или разочарований, «ухода земли из-под ног», а также чувства одиночества нужно прижать это маленькое существо к себе, погладить, рассказать о душевной боли, пожалеть и приласкать с многократным повторением: «Всё будет хорошо!»
6. Просмотр рекомендованных художественных фильмов индивидуально, всей семьёй, супружеской парой или детьми с последующим обсуждением, беседой об увиденном для изучения мнения друг друга о конкретной ситуации, поиска новых альтернативных решений, психологического просвещения и воспитания.
7. Проведение упражнений на релаксацию и медитацию для освобождения от негативных мыслей и установок.
8. Осуществление наблюдения за жизнью, общением или работой других людей в целях изучения социального опыта, выработки иных поведенческих реакций.
При следующей встрече с клиентом рекомендуется начать консультацию с проверки и разбора домашнего задания, обращая внимание на изменение позиции, поведения и отношения к разбираемой ситуации, проводя аналогии с тем, что было и, что стало; динамики продвижения в постановке и осознанности цели и достижения результата; эмоциональных, умственных и временных затрат.
Если вам понравилась статья, буду благодарна вашим откликам!
Желаю успехов в достижении баланса с самим собой и окружающим миром! Будьте по-своему счастливы!
Ваш психолог, Катерина Агафонова