Время человеческой жизни в психологическом консультировании

Время человеческой жизни в психологическом консультировании.
Аннотация: Отношения психолога-консультанта и клиента ограничены во времени, носят временный характер и требуют пристального внимания феномену времени, способам обращения со временем, как клиентом, так и консультантом. Анализ использования временных форм в рассказах жизненных историй является эффективным инструментом изменения психологической картины мира клиента. Циклическая модель структурирования времени позволяет строить консультативный процесс осознанно, прорабатывая актуальные темы клиента.
Ключевые слова: время в консультативном процессе, цикл консультирования, временная перспектива жизни.
Time of human life in psychological counseling.
Tenkov Alexander, psychologist, Gestalt therapist, consultant on organizational development, Voronezh. [email protected]
Abstract: The relationship psychologist-consultant and the client are limited in time, are temporary in nature and require careful attention to the phenomenon of time, ways of dealing with time, both the client and the consultant. Analysis of the use of temporary forms of life stories in the stories is an effective tool changes the psychological world view of the client. The cyclic model of structuring time allows you to build a consultative process consciously working through the relevant topics of the client.
Keywords: time in the consultative process, the cycle of counseling, time perspective of life.
Хочу поделиться некоторыми соображениями о времени в психологическом консультировании. Человек идёт к психологу на консультацию и приносит рассказ об образе проведения своей жизни, как использует время своей жизни. Рассказывает о способах жизни, что его устраивает и что не устраивает во времяпрепровождении. Иногда пришедший предпочитает рассказывать о жизни других людей и что не устраивает его в чужой жизни. Психолог-консультант исследует вместе с клиентом временную перспективу и особенности структурирования времени данным человеком.
Способы структурирования времени индивидуальны и неповторимы. Для исследования и изменения этих способов требуются определённые условия, выработанные за более чем вековую историю современной консультативной психологии, психоанализа и психотерапии. Первое условие - фиксированное время встречи специалиста с клиентом, от сорока до шестидесяти минут. Второе условие – регулярность, один раз в неделю. И третье условие - общая продолжительность консультаций. От трёх до девяти месяцев. Можно предположить, что такие временные границы обусловлены природными циклами в жизни человека. В результате воздействия культуры, воспитания, обучения, лечения природное чувство ритма и циклов трансформируется. Такие произвольные нарушения природных циклов приводят к тому, что принято называть психологическими проблемами, а иногда и психосоматическими нарушениями. Если же время течёт по-другому для двух человек, то у них могут возникать сложности в построении отношений, длительных и устойчивых отношений. При объединении троих и более людей синхронизация временных ритмов является ключевой темой для организации совместной деятельности, будь то игра, семейная жизнь, производство знаний, продуктов и услуг. Психолог создаёт условия, при которых клиент формирует новую способность жить в настоящем времени, жить здесь и сейчас, совершать своевременные действия, быть актуальным. Приёмы и методы работы психолога могут быть при этом самыми разнообразными. Важно чтобы ритм работы психолога и ритм изменений клиента имели шанс встретиться и синхронизироваться.
«Бессознательное структурировано как язык» или «бессознательное структурировано языком» писал Жак Лакан. Природные циклы человека структурированы языком, речью и прежде всего глаголами. Существует предположение, что глаголы изначально выполняли указательную и побудительную функции, т.е. функции управления поведением, причём поведением другого человека. Проходя по жизненному пути человек, усваивает и присваивает побуждающие и управляющие глаголы и уже самостоятельно их использует для управления собой и другими людьми. От набора глаголов зависят сферы разрешённого и запретного для субъекта, субъекта действий, субъекта жизни.
В русском языке выделяют три временных формы глаголов: настоящее, прошлое и будущее время. На консультациях у психолога клиент исследует, в каком времени и в каком лице он использует глаголы, описывающие и определяющие его жизнь. И возможно, обнаружит от какого лица и в каком времени он живёт. Говорить от первого лица единственного числа в настоящем времени предполагает нести ответственность за свои слова и дела - быть субъектом собственных поступков. Жить здесь и сейчас, быть осознающим, ответственным и актуальным, мешает обилие глагольных форм, в которых человек ведёт повествование своей жизни. Грамматические игры со временем позволяют находиться там и тогда, находиться в прошлом или будущем, быть объектом воздействия других людей, обстоятельств, судьбы. Строить жизнь в безличном и страдательном залоге.
С помощью психолога клиент получает возможность заметить, насколько пребывание в собственном прошлом милее проживания настоящего. Ведь прошлое может быть прошедшим будущим - идеальным будущим которое не воплотилось наполненным фантазиями, планами, мечтами, обидами, разочарованиями, то есть переживаниями, связанными с незавершёнными действиями и ситуациями. Психолог предлагает форму проживания незавершённых ситуаций, чтобы освободить энергию "невоплощённого будущего" в силу прожитого или свершившегося прошлого. Консультант помогает принять уникальный опыт клиента, опыт, ставший твёрдым основанием, почвой, опорой на которой человек стоит в настоящем. Свершившееся или завершённое прошлое передаёт настоящему в наследство уникальный опыт, не отягощённый сомнительными долгами, обязательствами, рецептами и советами.
Не менее распространён способ жизни в будущем. В идеальных фантазиях о чём-то большом и светлом, и конечно же, не осквернённом грубой материей жизни. В планах - стратегических, детализированных, бесконечно доводимых до совершенства, - пребывают отдельные люди, группы людей и большие сообщества. Такое будущее не ограничено во времени, в нем никогда не поздно переходить к реализации фантазий и планов. Такое будущее проживается как будущее уже прошедшее. Находясь в таком будущем, человек проживает уже воплотившиеся мечты, воплотившиеся чудесным образом без соприкосновения с настоящим полном неопределённости и ограничений. В таком будущем уже можно наслаждаться плодами фантазий и пользоваться результатами планирования и целеполагания. Такому будущему времени психолог может предложить альтернативу - будущее открытое мечте. Будущее мечты наполнено энергией, видение (с ударением на первом слоге) вдохновляющее и побуждающее к действию. Видение способствует разумному риску, выходу за пределы ограничений, творчеству во всех областях жизни.
Деятельность человека или его отношения не приводят к итогу, результату, завершению, - настоящее время не становится настоящим свершающимся. Длящееся без границ настоящее исчерпывает ресурсы, энергию мечты, достояние опыта, приводя к истощению, потере интереса, выгоранию.
В процессе психологического консультирования клиент осваивает навыки актуального проживания отношений и деятельности, опыта своевременности использования всех временных форм. Будущее мечты воплощается в свершающемся настоящем и формирует произошедшее прошлое. В итоге клиент получает опыт эстетического отношения к своей жизни. Отношения к жизни как произведению, разворачивающемуся в ограниченных временных рамках.
Модели восприятия и структурирования времени, которыми пользуется человек, влияет на сущностные процессы его жизни. Чаще всего мы встречаемся с двумя моделям: линейной и циклической. В линейной модели времени нет привилегированной точки начала отсчёта, нет и фиксированной точки окончания потока времени, поскольку все моменты потока равноценны. Выбор начальной точки (пунктуация) определяет характер повествования клиента о своей жизни. Психолог помогает клиенту осознать, где тот ставит точку начала своей жизненной истории, и где и как предполагает поставить финальную. В итоге может быть реконструирована «первичная сцена рождения» включающая время, место, важных и второстепенных персонажей, кого включают в эту сцену и кого «удаляют». Несомненный интерес вызывает то, с чьих слов построен рассказ об этой сцене, какое послание несёт такой рассказ.
В рассказе нескольких человек о своих взаимоотношениях становится очевидной борьба за определение начальной точки повествования, «кто первый начал» и должен нести ответственность, а кто лишь действовал в ответ и таким образом свободен от ответственности за результат взаимоотношений.
В психологическом консультировании клиент встречается со структурированием времени отдельных встреч и этапов консультативного процесса в целом, которое осуществляет специалист.
Циклическая модель консультативного процесса предполагает ограничение во времени и выделение этапов. Простейшая композиция процесса включает три этапа: завязку, кульминацию и развязку.
На первом этапе ключевая задача - формирование взаимного доверия между клиентом и консультантом. Речь идёт об ожиданиях клиента от терапевта, об отношениях, которые он предполагает установить с терапевтом. Основываясь на взаимных ожиданиях, консультант и клиент заключают рабочий контракт. Важнейшими параметрами контракта являются правила использования времени консультирования, а именно: продолжительность и периодичность, количество консультаций, как начинается и как завершается консультация и весь консультативный процесс в целом. Консультант способствует увеличению чувствительности клиента к слабым сигналам, снижению порогов восприятия всех модальностей, более точному восприятию времени. Ориентировка в ситуации позволяет получить твёрдое основание, «обрести почву под ногами», быть «здесь и сейчас», строить картину желаемого будущего. Ориентация на актуальные ощущения, в отличие от опоры на воспоминания и фантазии, возвращает «детскую» любознательность, преодолевающую страхи.
Второй этап – кульминация. На этом этапе исследуется истории привязанностей клиента, история взаимообмена со средой, со значимыми другими людьми. Отношения с психологом могут рассматриваться как модель такого обмена. Важнейшим ресурсом взаимообмена является время, рабочее время, время жизни. В таком обмене стороны руководствуются определёнными явными и скрытыми правилами. Эти правила регулируют использование времени, субъекта, распоряжающегося временем жизни клиента. Психолог-консультант помогает осознать эти правила и изменить их, вернув клиенту свободу для творчества, экспериментирования, разумного риска в производительной деятельности во всех сферах жизни.
Третий этап - развязка или завершение консультативного цикла. Этап извлечения и интеграции опыта обращения со временем своей жизни. Такая интеграция опыта позволяет обрести новую идентичность, расстаться с прошлым и обрести открытость новому опыту. Метафорически этот этап можно рассматривать как время архивации, сбора урожая, «фиксацию прибылей и убытков».
Циклическая модель консультативного процесса позволяет эффективно работать со страхами, переживанием вины и стыда, формированию взаимоотношений с миром на основании спонтанности, конструктивного сотрудничества, гордости за достигнутый результат.
Соблюдение временных границ консультативного процесса является важнейшим условием успеха. От психолога требуется профессиональная регуляция времени отдельных консультаций и всего процесса в целом. В контракте на консультирование важно оговорить использование времени, компенсация за его использование и в дальнейшем следить за соблюдением и нарушением этого контракта.



Просмотров: 379
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (2: Субъективное время)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (3: Теории репрезентации времени)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (5: Основные концепции пси-времени)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (5: Иллюзии восприятия времени)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • О чужой жизни и пожирателях времени
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (4: Временные ускорения)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (2: Закономерности и нарушения)
  • Уважение ко времени жизни.
  • О времени, жизни и смерти
  • Работа времени в терапии и жизни
  • О балансе времени в нашей жизни
  • Лента Жизни Длиной в Один Кадр (Психология Времени)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (2)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (1)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (5)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (4)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (3)
  • Машина времени изобретена! Секреты управления машиной времени
  • Грамотное распределение времени - основа успешной жизни
  • Психология времени, гл. 7: Методы исследования субъективного времени (1)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация времени (4: Пси-возраст, перспектива, таймфреймы и др)
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (1: Понимание социального времени)
  • Время и наше отношение к времени.
  • О времени и злых тараканах ч1. Человек и прошлое.
  • Борьба за время: 3 способа увеличить капитал времени для достижения целей
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (1: Базовые термины)
  • "Линия жизни" - метод расчёта времени необходимого на психотерапию.
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (1)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь