Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (4)

Автор статьи: 404

Подростковый и «переходный» возраст. Возраст 11-12 лет является, пожалуй, наивысшим в жизни человека по развитию сенсорного уровня антиципации. Это можно подвердить, наблюдая за способностями подростков к спортивным (требующим реакции) играм, компьютерным играм схожих жанров (шутеры, платформеры, симуляторы техники и спортивные симуляторы, и др.), а в реальной деятельности – развитие реакции и умений в быстрых спортивных играх. На базе этого развиваются те высоко профессиональные навыки, которые обеспечивают функционирование спортсмена в более взрослом периоде. Также и овладение социальным временем получает наивысшее развитие - в период с 15 до 20 лет оценка временных интервалов достигает наибольшей точности.

         По игровым предпочтениям, часто можно наблюдать возрастающий интерес к тактическим, и далее – к стратегическим играм. Еще Л.С. Выготский предложил идею о то, что в переходном возрасте появляется более определенный жизненный план и определенного набора жизненных целей – эти новообразования становятся основой для самостоятельного принятия решений, становления личности над ситуацией, повышения самостоятельного контроля над жизнью. Л.С. Выготский пишет: «Когда говорят: подросток открывает свой внутренний мир с его возможностями, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности, то, с точки зрения того, что нам известно о культурном развитии ребенка, это может быть обозначено как овладение внутренним миром. Недаром внешним коррелятом этого события является возникновение жизненного плана как известной системы приспособления, которая впервые осознается подростком. Возраст этот, таким образом, как бы венчает и завершает весь процесс культурного развития ребенка». Старшеклассникам более присуще рассмотрение ситуации уже по-новому, с позиции будущего, нежели прошлого или настоящего (в нашей терминологии - формирование локуса времени в будущем). С точки зрения будущего («идеального Я») развивается собственная Я-концепция. Однако, по меткому выражению Л.С. Выготского, подростка характеризуют не слабость воли, а слабость цели. Они еще не устремлены далеко вперед (и, значит, пока еще не могут служить векторами развития личности), часто идеалистичны и смешиваются с реальными целями. Разведение реального и идеального планов, определенная «приземленность» целей - условие адекватного развития личности, хотя, не стоит забывать и о том, что цели идеальные могут быть поставлены человеком, имеющим силу воли и умения для того, чтобы добиться высоких результатов.

         В 12 - 15 лет подростки могут рассматривать свою собственную реальность как  частный случай потенциально возможного. Будущее  приближается с возрастом, воспринимается как более близкое и ощущаемое. В соответствии с этим, включается все больше процессов саморегуляции, основанных на восприятии будущего и прогнозирования событий. Собственная личность и социальная реальность подвергаются активному конструированию в соответствии с психологическими особенностями антиципации личности и образа будущего.

Источник: Михальский А.В. Психология времени (хронопсихология): Учебное пособие. – Москва, МПГУ, 2016. – 72 с.     ISBN: 978-5-4263-0360-7



Просмотров: 633
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (2)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (3)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (1)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (5)
  • Психология конструирования будущего, 1930-е: Выготский, Коржибский
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Глава 3: Восприятие и прогнозирование времени как механизм конструирования будущего /2
  • Глава 3: Восприятие и прогнозирование времени как механизм конструирования будущего /1
  • Формирование базовых качеств личности подростка как будущего профессионала в условиях современного мира.
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация времени (4: Пси-возраст, перспектива, таймфреймы и др)
  • Развитие личности с нуля лет, психология раннего детства.
  • Цели. Результаты. Течение времени из будущего в настоящее.
  • Психосексуальное развитие личности по Фрейду. Продолжение. Об уходящем времени.
  • Возрастная психология – жизненный путь личности. Что влияет на развитие детей - физиология или среда?
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (3: Теории репрезентации времени)
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Подростковый период как главная предпосылка для становления Личности.
  • Будущее интернета, как влияет интернет на развитие информационного поля земли и развитие личности
  • Как меньше контролировать ребенка и сделать его более самостоятельным?
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (5: Иллюзии восприятия времени)
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (1: Понимание социального времени)
  • «Гостья из будущего» – психологическая методика. Работа с линией времени. Исцеление точек прошлого.
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Психология времени, гл. 8: Психология времени и эффективность деятельности
  • Психология конструирования будущего: 1981: Изобретенная реальность и радикальный конструктивизм
  • Образ мечты как модели будущего и смысложизненные ориентации личности
  • Практика конструирования будущего: Как проверить истинность цели?
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь