Возрастная психология – жизненный путь личности. Что влияет на развитие детей - физиология или среда?

Возрастная психология  жизненный путь личности Что влияет на развитие детей  физиология или среда

 Каждый человек, бесспорно, уникален, но при этом подвержен абсолютно универсальным законам развития, которые изменяются в зависимости от культурно-исторических условий. В цикле своих статей я буду рассматривать периодику развития, которая имеет место быть в системе западного или около-западного общества, в культурах родо-племенных, или более традиционных обществах ситуация весьма значительно будет отличаться.

 Прежде чем преступать непосредственно к изучению периодов развития, следует определиться с некоторыми исходными моментами. Психологическая наука сегодня представляет собой довольно разношерстный клубок из теорий, каждая из которых   предлагает рассматривать как основополагающие воздействия на процесс человеческого развития собственную методологию. Однако, это не означает, что лишь одна из теорий объективно верна, а другие ошибаются. Важно понимать, что каждая из них рассматривает человека с определенной стороны, выделяя существенные именно для этой стороны моменты.

 В качестве примера приведем такую логику. Любое здание можно оценивать с точки зрения его архитектурного стиля, или набора минералов из которых оно состоит, или его денежной стоимости, или конструктивных архитектурных решений, или его исторической ценности. Все эти точки зрения на объект имеют право на жизнь, и отражают важные свойства для конкретной ситуации и задачи.

В психологии такими фундаментальными точками зрения могут являться: сознательные установки или бессознательные мотивы, социальное научение или биологические основы. Я специально сгруппировал эти факторы попарно, т.к. существующие теории как бы противопоставляются одна другой, однако не исключают одна другую. Мы не будем углубляться в дебри их полемики и взаимных упреков, но повторим ,что все они имеют смысл, каждый в своем подходе.

 В качестве отправной точки нашего дискурса в развитии человеческой личности мы, повторяя тезисы Л.С.Выготского, возьмем такую формулу: человек по своей биологической природе - социальное существо. Логика индивидуального развития биологически обусловлена и связана, в первую очередь, с последовательным созреванием структур головного мозга(изучением этих закономерностей занимается нейропсихология). Однако, рост этих органов не возможен вне социума, он опирается на взаимодействие ребенка с родителем(этим занимается возрастная психология и педагогическая).

 Поясним на примере: без соответствующего обучения ребенок даже не учится ходить на двух ногах, хотя все необходимые предпосылки заложены в нем генетически. Форма скелета и костей, предполагают прямохождение, структуры головного мозга и нервных окончаний «заточены» на приобретение высших психических функций(речи, мышления, внимания и тп), но без соответствующей «питающей» среды, которая на первых годах жизни практически полностью сосредоточенна в родителях, все эти задатки окажутся невостребованными. То же самое можно сказать и о личностных качествах и свойствах психики. Есть биологические предпосылки, в частности тип нервной системы, который фактически формирует темперамент, но именно среда(ближайшее окружение) учит ребенка, как ему использовать свои данные, подталкивает к выбору жизненной поведенческой стратегии. Будет ребенок апеллировать к своей слабости, используя ее как оправдание, или, наоборот, будет идти по пути преодоления собственных недостатков, стараясь их компенсировать силой духа и усердием, во многом зависит от взаимодействия со значимыми взрослыми.

  Что касается соотношения бессознательного и сознательного, то первое – является фундаментальным базисом человека, эмоциональным началом и энергетическим ресурсом, который на протяжении всей жизни незримо существует, второе – очень важная надстройка, которая возникает в русле совместной деятельности ребенка со взрослым, субъективно воспринимается как наше сознательное «Я», и постепенно позволяет контролировать непосредственные биологические потребности и побуждения, трансформируясь в социально-обусловленные формы деятельности и взаимодействия.

 Данная картинка довольно груба, но вполне удовлетворяет критериям и задачам нашего текущего курса возрастной психологии, в котором мы проследим за этапами последовательных трансформаций от младенчества до поздней зрелости, как ласково именуют психологи возраст, наступающий после 70ти лет.

 P.S. Буду признателен вам за выражение одобрения этой статье в форме "сказать спасибо" - чуть ниже. Мне важен и ценен каждый ваш голос!

 



Просмотров: 560
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что значит быть родителем с точки зрения психологии. Факторы влияющие на формирование родительства.
  • "Жизнь, которая не случилась". Онкология с точки зрения психосоматики. Часть 2.
  • Право быть богатым.Психология денег и биологические механизмы мозга (исследования, выводы).
  • Понятие телесности с точки зрения культурно-исторического подхода в психологии
  • Психология развития ребенка. Созревание и потребности.
  • Умеете ли вы говорить «нет» и насколько это важно с точки зрения психологии.
  • Психологическая диета (или о посте - с точки зрения психологии)
  • Чем именно уникален каждый человек?
  • Особенности виртуальной зависимости у подростка с точки зрения психологии.
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • «Есть контакт!!!» – Ченнелинг с точки зрения практической психологии
  • Как быть успешным за минимальное время с точки зрения психологии?
  • О социальном явлении "взятка" с точки зрения психологии
  • Размышление об "Игре в бисер" с точки зрения современной научной и практической психологии
  • Поединок за первое место с точки зрения спортивного психолога
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Закон Развития или подсказки Жизни на пути развития
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Питание с точки зрения психологии
  • Личностный рост, как процесс развития потенциала человека
  • Каждый возрастной период ребенка – уникален
  • Каждый возрастной период ребенка – уникален
  • Лягушка в кипятке с точки зрения психологии
  • Вся правда о визуализации, с точки зрения психологии
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Что плохого в шикарной свадьбе с точки зрения психологии
  • Кормление грудью. Взгляд с точки зрения психологии.
  • Измена с точки зрения энергетики, психологии, биологии
  • Минимализм и отношение к вещам с точки зрения психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь