|
Возрастная психология – жизненный путь личности. Что влияет на развитие детей - физиология или среда?Автор статьи: Колыгин Дмитрий Евгеньевич
Каждый человек, бесспорно, уникален, но при этом подвержен абсолютно универсальным законам развития, которые изменяются в зависимости от культурно-исторических условий. В цикле своих статей я буду рассматривать периодику развития, которая имеет место быть в системе западного или около-западного общества, в культурах родо-племенных, или более традиционных обществах ситуация весьма значительно будет отличаться. Прежде чем преступать непосредственно к изучению периодов развития, следует определиться с некоторыми исходными моментами. Психологическая наука сегодня представляет собой довольно разношерстный клубок из теорий, каждая из которых предлагает рассматривать как основополагающие воздействия на процесс человеческого развития собственную методологию. Однако, это не означает, что лишь одна из теорий объективно верна, а другие ошибаются. Важно понимать, что каждая из них рассматривает человека с определенной стороны, выделяя существенные именно для этой стороны моменты. В качестве примера приведем такую логику. Любое здание можно оценивать с точки зрения его архитектурного стиля, или набора минералов из которых оно состоит, или его денежной стоимости, или конструктивных архитектурных решений, или его исторической ценности. Все эти точки зрения на объект имеют право на жизнь, и отражают важные свойства для конкретной ситуации и задачи. В психологии такими фундаментальными точками зрения могут являться: сознательные установки или бессознательные мотивы, социальное научение или биологические основы. Я специально сгруппировал эти факторы попарно, т.к. существующие теории как бы противопоставляются одна другой, однако не исключают одна другую. Мы не будем углубляться в дебри их полемики и взаимных упреков, но повторим ,что все они имеют смысл, каждый в своем подходе. В качестве отправной точки нашего дискурса в развитии человеческой личности мы, повторяя тезисы Л.С.Выготского, возьмем такую формулу: человек по своей биологической природе - социальное существо. Логика индивидуального развития биологически обусловлена и связана, в первую очередь, с последовательным созреванием структур головного мозга(изучением этих закономерностей занимается нейропсихология). Однако, рост этих органов не возможен вне социума, он опирается на взаимодействие ребенка с родителем(этим занимается возрастная психология и педагогическая). Поясним на примере: без соответствующего обучения ребенок даже не учится ходить на двух ногах, хотя все необходимые предпосылки заложены в нем генетически. Форма скелета и костей, предполагают прямохождение, структуры головного мозга и нервных окончаний «заточены» на приобретение высших психических функций(речи, мышления, внимания и тп), но без соответствующей «питающей» среды, которая на первых годах жизни практически полностью сосредоточенна в родителях, все эти задатки окажутся невостребованными. То же самое можно сказать и о личностных качествах и свойствах психики. Есть биологические предпосылки, в частности тип нервной системы, который фактически формирует темперамент, но именно среда(ближайшее окружение) учит ребенка, как ему использовать свои данные, подталкивает к выбору жизненной поведенческой стратегии. Будет ребенок апеллировать к своей слабости, используя ее как оправдание, или, наоборот, будет идти по пути преодоления собственных недостатков, стараясь их компенсировать силой духа и усердием, во многом зависит от взаимодействия со значимыми взрослыми. Что касается соотношения бессознательного и сознательного, то первое – является фундаментальным базисом человека, эмоциональным началом и энергетическим ресурсом, который на протяжении всей жизни незримо существует, второе – очень важная надстройка, которая возникает в русле совместной деятельности ребенка со взрослым, субъективно воспринимается как наше сознательное «Я», и постепенно позволяет контролировать непосредственные биологические потребности и побуждения, трансформируясь в социально-обусловленные формы деятельности и взаимодействия. Данная картинка довольно груба, но вполне удовлетворяет критериям и задачам нашего текущего курса возрастной психологии, в котором мы проследим за этапами последовательных трансформаций от младенчества до поздней зрелости, как ласково именуют психологи возраст, наступающий после 70ти лет. P.S. Буду признателен вам за выражение одобрения этой статье в форме "сказать спасибо" - чуть ниже. Мне важен и ценен каждый ваш голос!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|