Питание с точки зрения психологии

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000014480 StartFragment:0000000451 EndFragment:0000014464

Приём пищи является не только физиологическим актом насыщения и получения питательных веществ для организма, он также содержит в себе психологическую составляющую.

Питание в жизни человека играет большую роль. Причём с самого рождения, с момента кормления грудью, в народе говорят: «С молоком матери, ребёнку передаётся настроение» и это действительно так. Очень важно, чтобы мама в момент кормления чувствовала себя хорошо, ведь если она испытывает тревогу, у малыша может заболеть животик или возникнуть другие болезненные проявления в теле. Например, мама кушает от нервных переживаний, то и ребёнок в будущем, скорее всего, будет иметь такую же реакцию. А аллергические реакции часто зарождаются от той пищи, которая была съедена в тревожных обстоятельствах; к примеру, родители ссорятся, а время кормить уже настало и в таком взбудораженном состоянии происходит кормление ребёнка.

Начиная с трёх – пятилетнего возраста формируется характер и личностные черты: это умение совершать выбор, самооценка, самостоятельность; или обратные черты: неуверенность, зависимость от мнений и желаний других, может приобрести форму пищевой, табачной, алкогольной, или наркотической зависимости. Научно доказано, что самые глубокие психические расстройства, за исключением эндогенных, берут своё начало именно в детском возрасте. Конкретно зависимость – это проблема, которая формируется при соответствующих условиях в трёх – пятилетнем возрасте.

Ребёнку важно самому выбирать, что он хочет съесть. Учитывая наши социокультурные традиции и материальные возможности многих семей можно предложить ребёнку самому выбирать, что он хочет из тех продуктов, которые есть на столе, например, в детском саду, школе, лагере; или, которые имеются в доме, предложив выбрать - «Что ты выбираешь салат или суп».

Важно самому определять, когда есть. Когда возникнет чувство голода, но также важно учитывать обстоятельства и возможности. К примеру, ребёнок расстроен и отказывается от еды, а следующий приём пищи через несколько часов и в этот промежуток он скорее всего проголодается и начнёт просить есть. Если есть возможность, можно предложить ему перекусить, если же принято есть в определённое время, тогда не давать есть, в дальнейшем ребёнок сам восстановит свой режим. Если настаивать, то пользы от этого никакой не будет. Во-первых, такая еда ляжет комом, вспомните себя, когда поедите в стрессовой ситуации или второпях, даже самая лёгкая пища вызывает тяжесть в желудке. Во вторых – это лишает на будущее умений совершать выборы в различных жизненных ситуациях, научиться доверять себе, а следовательно иметь здоровую самооценку, быть самостоятельным.

Важно самому определять количество съедаемой пищи. Естественно количество съедаемой пищи ребёнок должен всегда определять сам, иначе он разучится ощущать порог насыщения и голода. Количество также напрямую связано с чувствительностью: эмоциональной – умение чувствовать эмоции других и проявлять свои, чувствительность опасных ситуаций – инстинкт самосохранения.

В раннем детском возрасте формирование психических процессов зависит в большей степени от того, как происходит удовлетворение естественных потребностей. От того, как трёх-пятилетний ребёнок ест: легко ли ему выбирать, что он хочет поесть, почувствовать, когда он голоден и сколько нужно скушать, может ли он немного отсрочить приём пищи, а также при необходимости придерживаться режима питания, показывает насколько хорошо эти процессы сформировались. Если всё это даётся ребёнку легко, то в будущем он сможет ценить себя и других, защищать себя и своих близких. Это уверенный человек у которого есть «опора под ногами» и на которого не чьи «добрые советы» и дурные компании не смогут повлиять.

Часто возникает вопрос: Не вырастет ли ребёнок с воспитанием свободного выбора не в чём себя неконтролирующим - «свободным», гуляющим по паркам и центрам развлечений. - Нет, позволять выбирать это совсем не тоже самое, что ничего не запрещать. «Ребёнку нужны ограничения и структура, максимально приспособленная под него, потому что на неё можно опираться, а опираться на хаос невозможно» (Ирина Млодик).

Далее уже сформированные особенности приёма пищи по средствам стрессовых ситуаций и времени могут усиливаться, а также переходить в патологические формы, при которых обращение к специалистам уже неизбежно.

Нарушения принятия пищи, разделяют на двегруппы: с избыточным потреблением пищи (булимия) и с недостаточным (анарексия). Яркими примерами являются ожирение, которым страдает около 30% населения, и истощение, его распространенность значительно меньшая.

Переедание может быть связано с чувствительностью и проявляться после стресса или эмоционального дискомфорта; с внешними стимулами (например: за компанию, потому что был на дне рождении, на прогулке обычно пьют пиво и едят орешки) и имеют формы привычки. Психологическими механизмами переедания могут быть: «заедание» тревоги, страха, стрессовой ситуации; сверхопёка или сверхсвобода родителей, в результате порождающие напряжение перед выбором, принятием решений; привычка «поощрения» трудностей сладким. Могут быть приступы, так называемой, компульсивной еды, которые часто являются эквивалентом депрессивных состояний.

Анаректическая реакция связана с отказом от приёма пищи или резким уменьшением её количества, её также разделяют на два типа: это когда чувство голода действительно отсутствует или снижено и когда испытывают голод, но отказываются от еды, желая изменить свою внешность.

Переедание, возникающее в условиях стресса, является своеобразной формой психологической защиты и в то же время механизмом прибавления массы тела. Более удобная с эстетической точки зрения реакция на стресс – анаректическая, однако её сила и длительность могут приобретать патологические черты и приводить к резкому снижению массы тела и если не прибегнуть к своевременному лечению может привести к смертельному исходу.



Просмотров: 484
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Практикуем осознанное питание: сосредоточиться на процессе приёма пищи
  • Булимия как расстройство приёма пищи
  • Приятного аппетита или удовольствие от пищи
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Переедание и символическое значение пищи для человека.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Что делать, если: «секс отвернулся?»Как повлиять на силу влечения, или, когда яркий секс уже в прошлом
  • Культивируй в себе черты, за которые тебя упрекают, — это и есть ты!
  • Что делать если ребёнок плачет, когда вы уходите? Советы психолога
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Как не набрать лишний вес, или избавиться от него, если он уже есть?
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Из гусеницы к новой жизни. Или что происходит, когда уже ничего не помогает.
  • Зависимость от поедания пищи
  • Ребёнок не хочет учиться! Или не может?
  • Разводиться или нет, если уже есть дети?
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Муж или ребёнок. Что делать, когда рождается малыш.
  • “Как быть, когда есть бессилие что-то изменить?”
  • Что делать, если ребёнок часто болеет?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Умеете ли вы говорить «нет» и насколько это важно с точки зрения психологии.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь