Размышление об "Игре в бисер" с точки зрения современной научной и практической психологии

Автор статьи: Сергей Гаркави

Произведение Германа Гессе «Игра в бисер» является одним из самых великих и загадочных литературных памятников ХХ века. Но этот статус закрепился за ним не только в кругах литераторов и искусствоведов, но также среди философов, психологов и даже у представителей точных наук. Это можно назвать своеобразным итогом всей жизни писателя, который не только своим острым умом стремился к познанию истины во всех ее проявлениях и всеми возможными путями, но и практически через каждое свое произведение осуществлял общее для них всех глобальное исследование высшей человеческой дихотомии – идеального и материального, разума и чувства, духа и природы, Востока и Запада. Из его современников, которые стремились к этой же недостижимой высоте познания, можно выделить Карла Густава Юнга (чья аналитическая психология, к слову, была предметом особого интереса Гессе, и даже использовалась в личной терапии), но мастерство Гессе выразилось не столько в рациональном описании сложных идей и феноменов, но именно в точных символах и виртуозном жонглировании ими. Что объединяло этих двух мыслителей, так это стремление преодолеть закон tertium non datur в отношении к перечисленным противоречиям, а точнее проложить мост между ними или хотя бы найти точку равновесия. Поэтому с данной точки рассмотрения попытка отнести главного героя романа Иозефа Кнехта к тому или иному статусу – мастера игры или школьного учителя – уже теряет смысл, но тем интереснее будет попытка раскрыть единство этих образов, тем более применительно к актуальным проблемам психологии и педагогики.

Что означают два образа?

Для начала необходимо дать общую характеристику тем смыслам, которые заложил автор в значение Magister Ludi через призму главного героя и того мира, в котором происходит действие романа. Через статус «мастера игры» Кнехт предстает высшим символом Касталии, лучшим ее сыном. Касталия, в свою очередь, – это образ мира идей, культурный пласт человечества, сохраняющий и оберегающий в себе достижения духа и знания, и проносящий их в том числе сквозь времена деградации и невежества. Таким образом, мастер игры Иозеф Кнехт – идеал духовности, нравственности и интеллекта. «Школьный учитель», в свою очередь, – та сторона личности Кнехта, которая восстает против замкнутости Касталии на самой себе и желает нести знание во внешний мир, приземленность которого отразилась в характеристике «фельетонной эпохи».

Наиболее полно мировоззрение и убеждения Кнехта, отражающие в том числе и эту двойственность его натуры, представлены в его манифесте перед студентами Ордена:

«Дух нашей Провинции и нашего Ордена основан на двух принципах: на объективности и любви к истине в ученых занятиях и на радении о медитативной мудрости и гармонии. Соблюдать равновесие между обоими принципами значит для нас быть мудрыми и достойными нашего Ордена. Мы любим науки, каждый свою, и все же знаем, что преданность науке не всегда защищает человека от своекорыстия, порочности и суетности, история полна примеров тому, фигура доктора Фауста есть литературная популяризация этой опасности. Другие века искали убежища в соединении ума с религией, исследования с аскезой, в их universitas litterarum правило богословие. У нас есть на то медитация, усложненная йога, с помощью которой мы стараемся одолеть зверя в себе и таящегося в каждой науке дьявола. Да вы ведь не хуже моего знаете, что в нашей Игре тоже скрыт свой дьявол, что она может привести к пустой виртуозности, к самодовольству художнического тщеславия, к карьеризму, к приобретению власти над другими и тем самым к злоупотреблению этой властью. Нуждаясь поэтому еще в другом воспитании, кроме интеллектуального, мы подчинились морали Ордена – не для того, чтобы превратить свою умственно активную жизнь в оцепенение души, а, наоборот, чтобы быть способными к величайшим духовным подвигам. Мы не должны убегать ни из vita activa в vita contemplativa, ни из второй в первую, а должны странствовать от одной к другой, чувствуя себя в обеих как дома и в обеих участвуя.» (Гессе, 1991, с.259).

Переводя обсуждение к современным проблемам психологии и педагогики, можно вынести на рассмотрение три вопроса, возникающие в результате приведенного общего анализа:

  1. В чем мы можем наблюдать феномен самой Игры, описанной в романе, в реальной жизни? Что она означает?
  2. Оправдана ли духовно-интеллектуальная элитарность, отображенная в образе Касталии?
  3. Иррациональная сторона познания и науки как фактор их развития. Как с этим обстоит сейчас?

Феномен Игры в современном мире

Итак, «Игра в бисер» заключается в том, что игроки составляют партии, в которых отображаются некие сочетания и взаимосвязи всех возможных наук и искусств. Автор намеренно завуалировал точные правила, чтобы показать символизм этой идеи, и в то же время дает достаточно подсказок, чтобы читатель мог прочувствовать ее суть.

Говоря языком современной педагогики, Игра представляет из себя идеал междисциплинарности, а с точки зрения когнитивных и нейронаук – тип ассоциативного (или рассеянного) мышления с формированием сложных нейронных связей и феномена learning transfer в головном мозге (Andrews-Hanna, 2012).

Особенности современного мира дают основания полагать, что эти неписанные правила Игры в бисер становятся повседневной реальностью. Конечно, пока еще нет речи о том, что идет какой-то осознанный и целенаправленный поиск общих точек в разных социальных институтах или хотя бы научных отраслях. Но движение в этом направлении уже идет, однако скорее как необходимый ответ на естественные эволюционные процессы, связанные с увеличением объема и разнообразия воспринимаемой человеком информации. Это заметно и в особенностях современной культуры: например, один из основных кумиров прогрессивной молодежи – предприниматель Илон Маск – своим примером меняет парадигму фокусировки на одной области познания и деятельности на широту и универсальность, которые становятся основными факторами креативных решений и технологических прорывов (Simmons, 2017).

Не стоит и забывать, что параллельно с распространением информации все больше усложняется и научная картина мира. Представления о размерах Вселенной увеличиваются пропорционально представлениям о глубине психики, количестве нейронных связей и величине мельчайших частиц материи. Истина становится все более относительной, а многовековые социальные институты теряют свою незыблемость.

Все это имеет разные стороны. Известно, что такие внешние факторы как неопределенность, неожиданность, новизна, сложность и т.п. (так называемые, collative variables) вызывают у человека внутреннюю эмоциональную реакцию в виде несбалансированности и возбуждения, что опосредует его дальнейшее поведение, а именно познавательную деятельность (Berlyne, 1960). Но в зависимости от свойств его личности или особенностей темперамента, эта деятельность может иметь разную мотивационную природу: либо удовлетворение эпистемического любопытства, повышение интереса к объектам, либо защита устоявшейся картины мира, фильтрация информации с когнитивными искажениями с целью снижения чувства невежества. А поскольку перечисленные внешние факторы стали практически нормой в современной жизни, это может способствовать повышению напряженности в обществе, в том числе, между людьми с разными когнитивными особенностями. Это подводит ко второй проблеме.

Духовно-интеллектуальная элитарность

Обе стороны, между которыми возникает напряженность в виду разных стратегий познания, стремятся к большей стигматизации. Небольшая часть каждой стороны формирует элиту, призванную оберегать собственную систему ценностей и воззрений. И если такой подход полностью конгруэнтен той стороне, которой свойственно защищать свою картину мира (к ним можно отнести большинство институтов традиционных религий), то по отношению к «прогрессивной» части это кажется несколько противоречивым. Но именно такую элитарность и традиционализм демонстрирует касталийский Орден, что хотя и принимается Кнехтом, но ощущается некоторым бременем, противоречащим его свободному нраву.

Это хорошо показано в части, где Иозеф помогает мастеру Томасу фон дер Траве с разбором некоторых партий. Там автор подчеркивает, что

«каждый активный игрок мечтает ведь о постоянном расширении сферы Игры, пока она не охватит весь мир, больше того – он постоянно совершает это расширение мысленно и в своих частных тренировочных партиях, желая, чтобы те дополнения, которые кажутся ему при этом удачными, превратились из частных в официальные.» (Гессе, 1991, с.160).

Однако по завершении совместных встреч магистр наставляет:

«… возможно, что и ты тоже, как большинство хороших игроков в молодости, склонен иногда пользоваться нашей Игрой как неким инструментом для философствования. … А наша Игра – не философия и не религия, это особая дисциплина, по своему характеру она родственна больше всего искусству … Философ Кант – его теперь мало знают, но это был великий ум – теологическое философствование называл «волшебным фонарем химер». Превращать в это нашу Игру мы не вправе.» (Гессе, 1991, с. 161).

Наиболее подходящая аналогия с современными реалиями видится при рассмотрении методологии науки, особенно психологии. Действительно, как замечает В.М. Аллахвердов, психология имеет дело с самым очевидным, что есть в реальности – сознанием, но это одновременно и самое непознаваемое явление (Аллахвердов, 2003). Отсюда и проблема методологического плюрализма, который зачастую уходит слишком далеко, и при интеллектуальном истощении ученого как раз и соблазняет его тем самым «волшебным фонарем», который может осветить и объяснить все, а эмпирику делает бессмысленной и ограниченной.

В приведенном случае дисциплина, обеспечиваемая методологией, безусловно оправдана. Хотя она и является сдерживающим фактором развития науки, наплыв дилетантов может иметь более разрушительную силу.

Тем не менее, справедлива и претензия в излишнем рационализме в познании и науке.

Иррациональная сторона познания и науки как фактор их развития.

В приведенном выше манифесте Кнехт сообщает о важной особенности касталийского подхода к познанию, которая часто упоминается в романе, – наличии медитации как важнейшего элемента научной деятельности.

Одна из современных проблем заключается в том, что наука и религия сильно противопоставлены друг другу, хотя изначально и по своему смыслу они преследуют одну и ту же цель – поиск истины. Одна из возможных причин этого разведения в разные стороны была названа выше. Но побочным эффектом является видимая монополизация отдельных элементов деятельности, которые со временем могут утрачивать свой изначальный смысл. Так, например, различные формы аскезы (например, пост) становятся просто традиционным обрядом, часто с искаженным смыслом – например, страданием ради награды после смерти. Но с точки зрения здравого смысла и знаний из психологии становится понятно, что это не что иное как развитие функции торможения нервной системы, которая при систематической тренировке на пищевых импульсах переносится и на более сложные структуры психики, например, эмоциональные реакции в коммуникациях.

Когда проводится подобная работа по выявлению сути и смысла древних практик, выведение их из контекста культуры и времени, когда они возникли, и адаптация к современным реалиям, мы обогащаем инструментарий науки и педагогики, как это произошло, например, с появлением направления осознанности (mindfulness) в психологической науке и практике.

Тоже самое можно сказать и в отношении целых религиозных учений. Осмысление учения Будды позволило провести аналогии с таким материалистическим подходом, как эволюционная психология (Wright, 2016). Учение Христа находит отражение в парадигме субъектности.

Но, к сожалению, религия используется в других целях, под видом морализаторства только уводя человека в сторону от развития и увеличивая дистанцию с наукой. По этому поводу уместно привести высказывание философа Алана Уотса:

«… когда ангел и дьявол человеческой натуры забывают о своей взаимозависимости и пытаются устранить друг друга, человек становится нечеловечным. Теперь это либо непримиримый миссионер, либо равнодушный и безжалостный головорез. В действительности перед человеком не стоит выбор: быть ангелом или дьяволом. Однако претендентам на роль ангелов следует понять, что если они смогут воплотить в жизнь свои амбиции, при этом сразу же появляются целые толпы дьяволов, призванные восстановить нарушенный баланс. Вот чему нас учит традиция запрещать все плохое, трудиться в поте лица во имя полного искоренения зла и навязывать себе и другим ангельское поведение.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: для того чтобы жизнь была "устойчивой", приемлемой и просто практичной, она должна быть подобна игре – и "должна" здесь означает условие, а не заповедь. Ее следует жить так, словно это не работа, а развлечение. При этом к конфликтам, которые возникают в жизни, нужно подходить с пониманием. Ведь ни один вид живых существ – ни одна играющая сторона – не может выжить без своих естественных антагонистов, любимых врагов и незаменимых противников. "Любить врагов своих" означает любить их как врагов. Это вовсе не означает, что мы должны всеми силами пытаться склонить их на свою сторону. Лев лежит рядом с агнцем в раю, но не на земле. Слово "рай" подразумевает тот безотносительный уровень бытия, который пребывает за всеми декорациями. На этом уровне конфликтующие стороны осознают свою взаимосвязь, и это осознание дает им возможность не выходить в своих конфликтах за определенные рамки. Постижение взаимосвязи является абсолютно необходимым стабилизирующим элементом в любого рода борьбе.» (Уотс, 1995, с. 295).

Таким образом, мы приходим к пониманию Игры в еще более широком контексте. И здесь возникает последний вопрос: какова роль психолога или педагога, вооруженного культурой и знаниями, в этой игре? Должен ли он только играть в бисер и развивать правила игры в своей Касталии, или выходить в мир, чтобы учить?

Подсказку можно найти в отечественной психологии, вспоминая концепцию формирования новообразований. Как известно, этот процесс имеет двухтактность. Сначала психологическая функция возникает внутри целостной ситуации действования, слита с ней, затем вычленяется из нее. Для подобного вычленения необходимо переосмысление ситуации порождения, включение реакции в другой смысловой контекст (Поливанова, 2000). То есть играющий дошкольник полностью включен в игру, и только на следующем этапе развития он может, например, обсудить правила этой игры. Что лучшее для дошкольника может сделать педагог в данной ситуации? Возможно, направлять игру таким образом, чтобы она оказала наиболее благотворное воздействие, которое он в дальнейшем сможет осмыслить. А может быть даже лучше просто стоять в стороне, как желает герой Сэлинджера, и страховать их от падения в пропасть.

Заключение

В поисках ответа на вопрос о сути Magister Ludi единственным справедливым ответом может быть такой, что он и мастер игры, и школьный учитель. То духовное богатство, которое он получает в уютном мире идей, может быть плодотворно только если оно входит в мир материальный, какие бы искажения этому не сопутствовали. В конце концов, и сама Касталия, и сама Игра – результат долгих и взаимосвязанных событий, которые даже невозможно полностью отследить. Можно привести природосообразную метафору желудя, который набирает твердую и очерченную форму, но попадая в землю, теряет свой смысл как желудя и должен «потерять себя», чтобы стать деревом. Так же как Иозеф Кнехт потерял себя в горах Италии.

 

Список литературы

  1. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб: Речь, 2003. 368 с.
  2. Гессе, Г. Избранное. Сборник. М: Радуга, 1991.  539 с.
  3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М: Изд. центр "Academia", 2000.  184 с.
  4. Уотс, А. Книга о табу на знание о том, кто ты есть. Киев: София, 1995. 320 с.
  5. Andrews-Hanna, J . R. The Brain's Default Network and Its Adaptive Role in Internal Mentation. Neuroscientist 18, no. 3 (June 2012): 251-70.
  6. Berlyne, D. E. Conflict, arousal, and curiosity. 1960. New York: McGraw-Hill.
  7. Simmons M. How Elon Musk learns faster and better than everyone else. ‒ 2017. ‒ URL: https://qz.com/968101/how-elon-musk-learns-faster-and-better-than-everyone-else/ (дата обращения: 28.05.2017)
  8. Wright R. Buddhism and Modern Psychology – 2016. Coursera.org [Электронный ресурс]. URL: https://www.coursera.org/learn/science-of-meditation/


Просмотров: 797
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Игры разума | Боюсь быть счастливым или феномен "проклятого счастья"
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?
  • Игра "Эксперт" + ссылка на мою книгу "ТА-Риторические игры"
  • 3 привычки, которые вы должны развить в себе, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • "Сколько консультаций может понадобиться, чтобы решить мою проблему?"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • «Цени свою жену – следующая может быть хуже» - или жизнь без измен
  • "Хочу играть!!!" Простые, но эффективные игры для развития внимания и самоконтроля.
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Каждый может выделить 10 минут, чтобы позаботиться о себе
  • ГЛАВА 10 "Игры, в которые играют люди"
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Игры, в которые играют папы"
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду
  • Манипуляция таким словом, как, "цивилизация". Как сделать, чтобы так не манипулировали тобой.
  • Королем может стать не каждый: любить да не заиграться в "ваятельницу" идеального мужчины
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Креативность с точки зрения современной науки
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • Что происходит, когда мы перестаем играть в "игры" клиентов?
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • "Точка сборки" и её понимание через призму современной психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь