|
ГЛАВА 10 "Игры, в которые играют люди"Автор статьи: Грицай Марина Николаевна
«Я бы хотел изменить те привычки, которые у меня есть» Тейлор Мид (1924-2013), американский писатель, актёр
ГЛАВА 10"ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ"ОТДЫХ – ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ЧАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИВ какие игры вам нравилось играть в детстве? Может это были классики, резиночка, прыжки через скакалку, игры в мяч и т.д. Это нормально, дети или взрослые любят играть в различные игры, так как это отличный способ, чтобы отдохнуть и расслабиться. Некоторые мальчики и девочки любят играть в дочки-матери. Другие любят подвижные игры. Некоторые люди любят заниматься моделированием, и когда они становятся старше (и богаче) их модельки становятся больше и дороже. Делать что-нибудь для своего отдыха и развлечения очень важно для всех. Если вы и ваши близкие любите играть в теннис, плавать, путешествовать, ходить в боулинг, играть в настольные игры, кататься на велосипеде, то ваша жизнь удалась. Потому что когда в семье все удовлетворены, то дом – это самое замечательное место. Игры – прекрасный способ получать поглаживания, особенно, когда вы выигрываете. Выигрывать – это здорово, но если вы делаете это для того, чтобы чувствовать себя счастливым, то вы можете недополучать нужное количество поглаживаний. Игры помогают вашему внутреннему Ребёнку не скучать. Вам становится скучно, когда ваш Внутренний Ребёнок не получает нужного количества Тёплых Пушистиков. Поэтому весёлые игры – это возможность получать поглаживания и чувствовать себя хорошо. Рекомендую каждый день отдыхать, заниматься любимым делом и расслабляться в течение 2-ух часов для того, чтобы быть здоровым и счастливым.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ТАИгры в ТА отличаются от обычных весёлых детских игр. Когда мы играем в психологические игры для того, чтобы получить поглаживания, то в этом есть одно очень большое отличие от обычных игр – в этот момент вы можете даже не догадываться, что вы играете в игру, и почему. И как это может быть? Для того, чтобы объяснить этот феномен для начала необходимо понять, что же такое психологические игры. Впервые об Играх рассказал Эрик Берн. И если следовать его теории, то Игры – это серия транзакций (между двумя и более людьми), которые приводят к вознаграждению или расплате поглаживаниями (практически всегда сопровождающимися негативными чувствами). Транзакция – это единица общения. Транзакции бывают разные. Например, параллельные транзакции - это когда человек говорит из своего Родителя в ваше Детское эго-состояние, и вы отвечаете из своего Ребёнка в его Родительское эго-состояние. Визуально это выглядит так: Диалог между этими эго-состояниями может продолжаться и продолжатся, пока разговор не закончится. Или когда вы общаетесь на уровне ваших Взрослых эго-состояний, то это выглядит так: Отличие обычного разговора от психологической Игры заключается в том, что когда происходит транзакция, которая внешне выглядит прямой и открытой, то на самом деле это не так. Это похоже на то, когда что-то говорят, но на самом деле имеют в виду совсем другое. Берн называл такой процесс «транзакции со скрытым смыслом». «Скрытый» означает спрятанный или хитрый, отличающийся от того, что говорится на самом деле. Действительно, существует 2 вида транзакций происходящих здесь и сейчас – те, которые говорятся, и те, которые имеются ввиду на самом деле. Игры могут воспроизводиться снова и снова, начинаться и заканчиваться, или завершаться навсегда. Когда-нибудь у вас дома или на работе происходило что-то такое, что вы не могли предсказать, чем это закончится – чьими-нибудь слезами, злостью или причинённой болью? Это и есть Игра. Конец Игры называется расплатой или вознаграждением. Расплата является реальной целью Игры, то есть получение поглаживаний – это то, к чему стремится «игрок». А вы помните, что если мы не дополучаем нужное для себя количество позитивных поглаживаний, то мы делаем всё, чтобы получить хотя бы негативные, а иначе мы можем умереть. Мы играем в Игры потому что боимся попросить о том, чего мы хотим на самом деле или мы боимся перемен, но понимаем, что необходимо что-то менять. Игры – это своеобразный способ получения поглаживаний. Проигрываются они (как и настоящие детские игры) благодаря Детскому эго-состоянию, чаще всего без знаний Взрослого. Вот почему мы не всегда можем отдавать себе отчёт в том, что мы играем в Игру. А иногда бывает так, что кто-нибудь говорит нам, что мы играем в Игру, и мы обычно можем отрицать это и говорим, почему мы это сделали или сказали, и что это было наше верное решение, и почему другой человек не прав в данном случае.
ПЕРВЫЕ ИГРЫСамая первая Игра, в которую играют практически все люди (в совсем юном возрасте) – «Я лучше, чем ты». Мы играем в неё для того, чтобы получить поглаживания, когда нам кажется, что другим способом добыть поглаживания мы не сможем. Поэтому для того, чтобы их получить, мы убеждаем другого человека, что мы в них нуждаемся. «Ябеда» – это разновидность игры «Я лучше, чем ты». Вы когда-нибудь играли в какую-нибудь из них? Так графически можно изобразить, как происходят подобные Игры:
Ваня:
Учитель:
Конечно вы заметили, что здесь присутствуют два вида стрелок. Те, которые находятся между Взрослыми эго-состояниями, их можно увидеть и услышать, это называется «социальный уровень», в то время как пунктирные стрелки между Детскими эго-состояниями, называются «психологическим уровнем», не видимым. Вот эти пунктирные, скрытые поглаживания и есть психологическая Игра.
«ПОЧЕМУ БЫ ТЕБЕ НЕ… ДА, НО…»Другая Игра, в которую часто играют люди, называется «Почему бы тебе не…Да, но…». Если вы когда-нибудь наблюдали или участвовали в подобном разговоре, то это была именно эта Игра. Она может выглядеть следующим образом:
Света: Что мне делать с моими братьями? Они всегда берут без спроса мои деньги, еду, носовые платки или что-то ещё, что принадлежит только мне! Паша: Почему бы тебе не попробовать делиться какими-то вещами с ними? Света: Да, но они со мной делиться своими вещами не будут! Миша: Ты можешь предложить им, что некоторые вещи у вас могут быть общими? Света: Да, но у них нет того, что мне нужно. И кроме того, они не разрешают мне пользоваться их вещами! Даша: Ты можешь закрывать на замок свою дверь? Света: Да, но моя мама не разрешит мне этого сделать и кроме того, замок стоит денег.
Эта игра может продолжаться до тех пор, пока собеседники не сдадутся. Например, в лучшем случае, кто-нибудь что-то скажет для того, чтобы перевести тему разговора. Когда Света уйдёт, она скажет сама себе: «Вот видишь, нет ни единого способа, чтобы решить твою проблему. Никто не знает ответа. Я показала им, что не такие уж они и умные». А её друзья могут подумать: «Мы сделали всё возможное, что бы помочь Свете. Мы очень старались». При этом каждый «игрок» получает некоторое удовлетворение от Игры. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖАНИЕ ИГРЫ«ПОЧЕМУ БЫ ТЕБЕ НЕ…ДА, НО…»
Социальный уровень (что говорится):
Психологический уровень (что имеется ввиду на самом деле):
Это может повторяться снова и снова.
Социальный уровень:
Психологический уровень:
Расплата в данной игре будет выглядеть следующим образом:
Света:
Друзья:
РАСПОЗНАВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГРИ СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ НИХДля того, чтобы выявить играете ли вы в игру, необходимо задать себе несколько вопросов:
Если вы хотите предотвратить расплату за Игру – остановите её и признайте, что сейчас может получиться всё так, как обычно. Лучше спросите себя, чего вы хотите сейчас на самом деле. А на самом деле вам не хватает поглаживаний.
Один из способов как можно остановить Игру, это воспользоваться следующей формулой разговора:
Когда ты__________(делаешь или говоришь так), я чувствую__________(злость, страх, печаль, радость), я бы хотел, чтобы__________(ты так не делал, не говорил).
Если вы решили не играть в Игру, то первым решением, чтобы её остановить – будет признание, что она началась. Берн назвал это «крючком». «Что мне делать?» - это Крючок выше описанной Игры. Если вы начинаете давать советы, то вы включаетесь в Игру. То есть ваша задача – не заглотить крючок. Другой способ, чтобы не включиться в Игру – это дать поглаживание, которое на самом деле необходимо человеку, приглашающего вас в Игру. Например: «Я уверен, что ты разберёшься с этой ситуацией, ты ведь очень мудрая». Кроме того, вы можете сыграть в предложенную вам Игру осознано, при этом отдавая себе отчёт, что расплата вам не нужна, и вы просто помогли вашему собеседнику удовлетворить нехватку его поглаживаний привычным для него способом. Также вы можете просто проигнорировать Игру или «сыграть» в другую, например, сказав: «А вы вчера смотрели матч Аргентина-Ямайка? Они сыграли 5:0!», или: «На улице сегодня удивительно прекрасная погода? Чем будете сегодня заниматься? Может на пикник?» Более психологически подкованным людям вы можете аккуратно указывать на то, что сейчас они включились в Игру, и можете спросить, чего они хотят сейчас на самом деле. Вот сколько способов выхода из психологических Игр существует. Именно эти способы могут предотвращать конфликты и очень опасные ситуации в вашей жизни. Пользуйтесь!
«ОТГАДЫВАНИЕ ИГР»Ах, да, кстати, избегайте неожиданного называния Игр, в которые играют окружающие вас люди, особенно, если в вашем общении присутствует эмоциональный ликбез. Так вы только будете их ещё сильнее злить. Людей, который играют в «Отгадывание игр», не очень любят. Это похоже на то, как будто вы сдёргиваете с вашего собеседника одеяло рано утром, когда он ещё спит. Вы вроде бы как пытаетесь ему помочь, но он не захочет говорить вам за это спасибо. Поэтому, просто наблюдайте за собой, чтобы вы не заглатывали Крючок. И тогда вы не будете получать расплату, за свои слова и действия. А лучше, просите напрямую то, что вам сейчас так жизненно необходимо.
ДРУГИЕ ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИНиже перечислены некоторые самые известные Игра, в которые играют люди (из книги Э.Берна). В какие из них вы когда-нибудь играли? Название Игр определяется тем, с чего они начинаются или заканчиваются. Например: «Посмотри, что ты наделал…» «Если бы не ты…» «Попался, сукин сын…» «Пни меня…» «Изъян…» «Деревянная нога…» «Скандал…» «А ну-ка, подеритесь…» «Дурачок…»
И много-много других, в том числе и «Игры преступного мира». Все эти игры описаны в книге Э.Берна «Игры, в которые играют люди».
P.S. За основу статьи взят адаптированный и переработанный перевод книги Элвина и Маргарет Фрид «Современный ТА для детей (и взрослых)».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|