Креативность с точки зрения современной науки

Автор статьи: Вера Гасимова

     Креативность – одна из глобальных теоретических и эмпирических проблем психологии.

    В последние десятилетия появились теории и эмпирические данные, позволяющие по-новому взглянуть на проблему креативности. Привычка начинать с дефиниций, внедренная в наше сознание немецкой научной традицией, вынуждает в начале изложения давать определения понятиям (В. Н. Дружинин, 1999). И здесь мы сталкиваемся с тем, что феномен креативности имеет много определений, и ни одно из них не является достаточным.

     Дело в том, что определения креативности расходятся в зависимости от отрасли психологии, в которой они даются. К. А. Торшина (1998) выделила шесть типов определений креативности: (1) гештальтистские (креативность сводится к разрушению существующего гештальта для построения более лучшего), (2) инновационные (креативность оценивается по новизне конечного продукта), (3) эстетические, или экспрессивные (о креативности судят по самовыражению творца), (4) психоаналитические, или психодинамические (креативность описывается в терминах взаимоотношений «Я» с «Оно» и «Сверх-Я»), (5) проблемные (креативность определяется как процесс решения проблемных задач). К шестому типу были отнесены определения, которые не укладываются ни в один из перечисленных выше типов дефиниций креативности.

   Кроме того, на определение креативности влияет сложившаяся традиция дифференцировать разные области креативности. К. А. Торшина (1998) выделяет четыре предметные области креативности: креативный процесс, креативный продукт, креативную личность и креативную среду. Л. Я. Дорфман (2010) выделяет несколько предметных областей, которые сложились в относительно самостоятельные направления исследований. Это креативное мышление и смежные с ним когнитивные процессы, креативная личность и другие черты личности, вносящие вклады в креативность, креативное поведение и внешние креативные продукты, социально-культурные факторы и домены креативности, фазы креативного процесса и креативный процесс как поток сознания.

   При изучении креативности проявляются две противоположных тенденции: дифференциации (дробление креативности на ее отдельные составляющие) и интеграции (поиск общих предпосылок креативности).

     И все же у креативности есть некоторые общие черты, которые превосходят и отраслевую традицию, и дифференциацию креативности на отдельные предметные области.

  Можно выделить ключевые признаки креативности: новизна, релевантность, оригинальность, эффективность.

Новизна

     Д. Б. Богоявленская (1995) находит в определениях творчества сущностной характеристикой прежде всего создание нового. Новизна считается наиболее существенным элементом для определения креативности

     Креативная идея не возникает на пустом месте, она возникает на основе новой комбинации уже известных идей (цит. по:Л. Я. Дорфман, 2013).

  Следует отделить креативность от псевдокреативности и квазикреативности. Псевдокреативность имеет признак новизны в проявлениях нонконформизма, неприятия того, что уже существует. Квазикреативность содержит в себе элементы креативности, например, высокий уровень фантазии. Однако связь квазикреативности с реальностью мала; это «креативность» снов наяву, грез или мечтаний. Такого рода «новизна» не имеет никакого отношения к креативности, поскольку подлинная креативность есть производство новых идей, которые релевантны и эффективны.

Полезность

     Новизну нужно рассматривать в контексте полезности. Без этого критерия креативные идеи трудно будет отличить от эксцентричных и/или шизофренических идей, которые тоже могут быть оригинальными, но лишены полезности и эффективности.

   Креативное мышление часто определяется, как способность создавать нечто новое (оригинальное) и одновременно полезное (ценное).

     Критерий полезности является неоднозначным по отношению к креативности. Креативная идея, как неожиданная и непредсказуемая, способна разрушать сложившиеся нормы, традиции, и тогда критерий полезности может тормозить ее.

   Можно выявить следующую проблему полезности для креативной идеи. Во-первых, полезность креативной идеи может быть очевидной для современников. Во-вторых, креативная идея может настолько опережать время, что ее полезность не признается ими. Ярким примером может служить феномен Леонардо да Винчи. Для современников он – художник, устроитель празднеств для  знати, а его открытия в области техники, медицины не были востребованы в XV веке.

Оригинальность

    Производство новых идей обычно рассматривается в вместе с оригинальностью и/или удивлением. В отечественной и зарубежной литературе выделяется критерий оригинальности как один из важнейших признаков креативности. Однако этот критерий является неоднозначным.

  Оригинальность (уникальность) характеризуется необычностью, нестандартностью, редкостью. Обычные идеи встречаются довольно часто и продуцируются большим количеством людей. Оригинальная идея – редкая идея на фоне обычных идей. Оригинальность – характеристика относительная и определяется как величина, обратная частоте встреча­емости данного ответа в выборке (В. Н. Дружинин, 2000). Однако не всякую оригинальную идею можно считать креативной. Если оригинальная идея (а) полезна, (б) соответствует требованиям задачи и/или ситуации, (в) актуализирована, то ее можно считать креативной. Г. Ю. Айзенк (1995) отмечал, что можно быть оригинальным (предлагать необычные ассоциации, решения и т.п.) и не быть креативным в смысле достижений. Оригинальность без продуктивности и полезности не имеет смысла.

   Существует большая, до сих пор нерешенная проблема в том, как соотносятся оригинальность (черта личности) и креативность (уровень достижений), поскольку одной только оригинальности недостаточно для понимания источников креативных достижений, а достижения не сводятся только к креативности.

Продуктивность

   Выдающиеся достижения исторических личностей позволяют ввести критерий продуктивности (эффективности, результативности) в связи с креативностью. Известно, что Эйнштейн опубликовал 248 трудов, Дарвин – 119, Фрейд – 330. Томас Эдисон получил 1 093 патента. Пабло Пикассо являлся автором более чем 20 000 произведений живописи, рисунков и скульптурных работ. Себастьян Бах сочинил более 1 000 музыкальных произведений. В профессиональной деятельности креативность проявляется, скажем, в продуктах деятельности, в решениях задач, в разрешении проблем, которые принимаются профессиональным сообществом. В личной жизни людей также обнаруживаются продукты их креативности, например, когда сыр нарезают монетой, если нет ножа. Продукт креативности здесь − новый способ решения проблемной ситуации.

     Таким образом, выделенные четыре основных признака креативности, присутствующие в той или иной степени практически во всех работах, посвященных этой теме, позволяют найти точки соприкосновения при изучении креативности с разных  позиций, направлений и концепций.

Литература

Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии, 1995. – № 1. – С. 111–131.

Богоявленская, Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал, 1995. – Т. 16, № 5. – С. 49–58.

Дорфман, Л. Я. Поток метаиндивидуального креативного сознания // Современные исследования творчества: к 90-летию Я. А. Пономарева / Науч. ред. Л. Я. Дорфман, Д. В. Ушаков. – Пермь: Пермский гос ин-т искусства и культуры; М.: Институт психологии РАН, 2010. – С. 60–98.

Дружинин, В.Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений // Интеллект и творчество: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Отв. ред. А.Н. Воронин. – М., 1999. С 5 – 29.

Дружинин, В. Н. Метафорические модели интеллекта // Творчество в искусстве – искусство творчества / Под редакцией Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. – Москва: Наука; Смысл, 2000.– С. 171–185.

Пономарев, Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Л. И. Анцыферова. – М.: Наука, 1988. – С. 21–34.

Торшина, К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1998, № 4. – С. 123–132.

 



Просмотров: 449
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • SCAMPER-метод для генерации новых идей и развития креативности
  • Методы развития креативности и генерирования идей.
  • Барьеры креативности или источники творчества
  • Творческий процесс и преграды креативности
  • Техники развития креативности как инструмент выхода из проблемных ситуаций.
  • Коучинг для развития креативности
  • 3 Кита развития креативности
  • Очень мощный приём развития креативности!
  • Упражнение на развитие креативности
  • Как рациональность мешает креативности
  • Личностные детерминанты креативности
  • Что такое коучинг креативности
  • Развитие кинестетической креативности
  • Какую систему креативности выбрать?
  • Развитие креативности: основные этапы
  • Вернуться в детство за ресурсом креативности
  • Современное понимание природы креативности
  • Развитие креативности с помощью дыхательных психотехник
  • Почему тренинги креативности бывают неэффективны?
  • Практические примеры занятий развития детской креативности в кругу семьи.
  • 7 причин начать обучение на курсе «Система креативности Инсайт»
  • "Я хотел петь". Коучинг креативности
  • Креативность. Творчество. Креативные барьеры
  • Креативность как фактор успешной деятельности работников творческих профессий (дизайнеров)
  • Стремление быть как все и креативность
  • Креативность vs творчество
  • Креативность и художественное творчество
  • Интеллект , креативность и школьная успешность
  • Что такое креативность, с чем её есть и как её развивать
  • Креативность как образ жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь