Почему тренинги креативности бывают неэффективны?

Автор статьи: Жукова Юлия Львовна

 

Почему тренинги креативности бывают неэффективны

Что такое креативность?

Довольно часто, термин creation переводят дословно, как «творческий». Однако, термина «творческость» в русском языке просто не существует, и мы охотно заменяем его термином «креативность» (creativity), подразумевая наличие у личности творческих способностей. Однако, это не совсем так. Творчество — это в первую очередь — деятельность. Деятельность, направленная на создание нового или разрушение старого. Ее специфика состоит в том, что эта деятельность совершается ради процесса. А результат - лишь ее побочный продукт. Художник рисует не потому что хочет в результате прославиться и выгодно продать картину, а потому, что получает удовольствие от процесса. Как говаривал А.П. Чехов, а может и не Чехов, а может и не говаривал... «Можешь не писать — лучше не пиши». Креативность же, в свою очередь — это применение нешаблонных методов и стратегий решения задачи. Решение задачи здесь первично, а нешаблонность мышления — вторична и поставлена на службу достижению целей. Таким образом, более корректным переводом термина «креативность» на русский язык, будут такие слова, как «находчивость» или «смекалка». 



Можно ли развить креативность?

Ответить на этот вопрос очень легко, достаточно вернуться к предыдущему абзацу и прочитать определение этого термина. Раз креативность — это нешаблонный подход к решению задач, значит развить это качество можно, если разрушить некоторые устоявшиеся шаблоны и стереотипы мышления.

 

Зачем развивать креативность?

Ответ лежит на поверхности. Очевидно, что находчивость и смекалка — это качества, которые делают нас более успешными и эффективными в работе. Гораздо приятнее достигать поставленных целей быстро и эффективно, применяя к решению задач остроумный подход, нежели корпеть над решением часами, полагаясь исключительно на усилия воли и работоспособность.



Почему тренинги креативности не всегда эффективны?

Тренингов креативности существует огромное множество. И на большинстве из них вы действительно получите необходимые навыки и реально научитесь применять креативные стратегии к решению задач. Почему же впоследствии люди так редко применяют в своей деятельности эти полученные навыки? При ответе на этот вопрос, вспоминается популярная шутка:

- Почему верблюд вату не ест?

- Не хочет.

Действительно, любой ответ на вопрос «почему мы что-то делаем или не делаем?», восходит к такому понятию как мотивация. Тренинги креативности, обычно, снабжают слушателей достаточными знаниями, умениями и навыками, но не снабжают достаточной мотивацией, чтобы применять эти ЗУНы в своей повседневной жизни.

Что обещают нам тренинги креативности? Список довольно привлекательный:

Вы сможете научиться управлять своим внутренним состоянием творца и всем процессом вашей деятельности. Благодаря этому вы ощутите незамедлительный эффект тренинга в вашей ежедневной работе и увидите, как станете успевать больше, а ваши проекты приобретут черты уникальности и будут приносить выгоду.

В результате тренинга выясните свои непродуктивные звенья, которые снижали качество вашей работы и влияли на потерю времени. Вы поймете, как бороться с ленью и прокрастинацией, и перестанете откладывать на завтра то, что могли бы сделать сегодня. Вы научитесь запускать вдохновение в нужный момент, что позитивно скажется на вашей личной эффективности».

 

Иными словами, тренинг креативности обещает привести вас к успеху. Желанная ли это цель? На уровне сознания ответ очевиден! Кто же не хочет быть успешным? Но далеко не у всех это желание лежит в бессознантельном. Каким бы странным не показалось это утверждение на первый взгляд. В бессознательном нет прямой связи между понятиями «успех» и «счастье», потому что этой связи не существует в реальности. А именно переживание состояния счастья - глобальный мтивационный ресурс которому подчинена любая деятельность человека. Никого еще не привел к счастью успех сам по себе, как таковой. Успех не может быть целью. Это либо следствие деятельности направленной на какие-либо иные цели, либо средство для реализации каких-либо иных жизненных ценностей и смыслов. Сам по себе, успех не обладает никакой самоценностью. Действительно, если вдуматься, кому это нужно чтобы мы были продуктивны и эффективны? Скорее всего, только нашему работодателю, или иным людям, которые используют или хотели бы использовать наши ресурсы. А нам самим как раз хотелось бы полениться и попрокрастинировать. Что мы, обычно и делаем, отложив полученные на тренинге креативности ЗУНы в долгий ящик.

Какой тренинг креативности будет эффективным?

Ответ опять вытекает из всего вышеизложенного. Эффективным будет тренинг, который призван не только развивать нашу креативность, но и способен сформировать и поддерживать мотивацию применять в нашей деятельности эту самую креативность Простыми словами, в нашем сознании и бессознательном, креативность должна приводить нас к счастью и удовольствию, а совсем не к успеху. То есть должна быть сформирована прочная связь, между получаемым навыком и внутренним мотивом. А успех, как ему и положено, будет лишь следствием, побочным эффектом деятельности, приносящей удовольствие.

 

Как сформировать правильный мотив?

Именно этот вопрос вытекает из предыдущего абзаца. Для этого необходимо договориться о терминах и определить, что же такое «счастье».

- Неужели определят? - вспоминается восклицание главного героя фильма «Доживем до понедельника».

Разумеется нет. Мы только обозначим одну его, интересующею нас, сторону. Счастье — это когда категории «хочу», «могу» и «должен» совпадают. Это условие недостаточное, но оно необходимое. Сложно в полной мере чувствовать себя счастливым, если ты должен выполнять работу, которую не способен выполнить или заботиться о человеке, о котором не хочешь заботиться. Как же в таких случаях поступить? Можно, конечно отказаться от своих обязательств и делать исключительно то что хочется, одна беда, вскоре это может привести к новым проблемам, например, к социальной дезадаптации. В таком случае можно отказаться от идеи прожить свою жизнь счастливо и начать руководствоваться девизом «делай что должно и будь что будет». Можно. А можно проявить находчивость и смекалку и привести все три категории к общему знаменателю. Именно такого рода креативность может сослужить реальную службу нам самим. А не стать всего навсего мостиком к деловому успеху, о котором вообще не очень понятно, для чего же он нужен.

 



Просмотров: 392
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Креативность как фактор успешной деятельности работников творческих профессий (дизайнеров)
  • Что такое креативность, с чем её есть и как её развивать
  • Для чего развивать креативность?
  • Творческий подход к творчеству или как стимулировать креативность
  • Креативность и навыки человека, ею обладающего…
  • Креативность. Творчество. Креативные барьеры
  • Стремление быть как все и креативность
  • Креативность vs творчество
  • Креативность и художественное творчество
  • Что ты чувствуешь? Как ответ на этот вопрос может сделать жизнь легче.
  • Для чего нужна креативность?
  • Зачем креативность для бизнеса?
  • Креативность как образ жизни
  • Зона психоткрытий. Креативность нужна людям, как танцы лошадям?
  • Детская одарённость, креативность или что с ними делать?!
  • Креативность – это дар свыше?
  • Креативность не работает!
  • Креативность психотерапевта
  • Креативность для некреативных
  • Внутренний Ребенок и креативность
  • Креативность и воинская дисциплина
  • Голубые океаны и креативность
  • Интеллект , креативность и школьная успешность
  • Эмоциональная креативность и школьная успеваемость
  • Детская психология в образовании. Креативность в развитии.
  • Креативность с точки зрения современной науки
  • Удовлетворенность трудом и креативность менеджеров по продажам.
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • Развиваем креативность при помощи «экспресс-рисования правым полушарием»
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь