Как Вы считаете – креативность – это врожденное качество человека, данный ему изначальный талант или приобретенный в течение жизни навык?
Ответ на этот вопрос весьма неоднозначен, и у меня на тренингах по креативности разворачиваются настоящие дебаты. Кто-то уверен, что креативность – врожденный талант, чуть ли не генетически закрепленный. Для кого-то это навык, вырабатываемый в течение жизни, так же, как умение ходить, говорить и пр. Большинство, конечно, высказывается менее категорично, рассматривая креативность как качество человека, имеющее определенные врожденные задатки, а также развиваемое в течение жизни.
Очень часто, размышляя на тему креативности, мы понимаем под этим некую невероятно сложную материю, практически божественное проведение, доступное только избранным – креативщикам. Очень часто наша «зашоренность» и привычка идти протоптанной дорожкой мешает нам по-новому взглянуть на ситуацию и открыть собственный творческий потенциал. На самом деле, креативность, как таковая, включает в себя всего лишь три элемента:
1 – знание предмета. Не разбираясь в теме, невозможно создать в ней нечто качественно новое!
2 – мотивация. Если у вас нет желания создать новую идею, если тема не интересна для вас – результат, скорее всего, будет равен нулю.
3 – техники креативности. Существует огромное количество самых разных техник, приемов и методов, позволяющих «родить» качественно новую идею.
И все! Никакого «божественного проведения», «особого дара»! Только эти три составляющие! Просто одни овладели методами в совершенстве, имеют высокую мотивацию, хорошо разбираются в теме! Другие же – на пути к креативности!
Говоря о креативности важно также рассмотреть ее связь со стратегией нашего мышления: дивергентное и конвергентное мышление. Первое предполагает, что в решении задачи мы видим один конкретный способ решения. Например, если перед нами стоит задача пожарить яичницу, мы знаем, что нам понадобятся сковорода, плита, масло, яйца +/- еще несколько ингредиентов. И мы ведь не изобретаем велосипед – “а пожарю-ка я яичницу в кастрюле”, или “разведу-ка я костер на балконе и приготовлю блюдо на нем”. Собственно, большая часть задач в нашей жизни решается именно с помощью конвергентного мышления. Ведь у каждого из нас есть значительный накопленный опыт решения огромного количества типичных задач, готовых алгоритмов.
Но, к сожалению (или к счастью), алгоритмы эти работают не всегда. И тогда на помощь нам приходит мышление дивергентное, мышление, которое по сути своей похоже на густо ветвящееся дерево. Есть ствол – задача и есть множество ветвей – вариантов решения задачи. Когда нам может оно понадобиться? Ситуация первая – конвергентное мышление, то есть готовые алгоритмы, больше не работают. Масса таких примеров в маркетинге и менеджменте. Например, стандартные виды рекламы перестали работать и больше не обеспечивают приток клиентов. Или старые инструменты работы с персоналом больше не обеспечивают рост эффективности их деятельности. И тогда, хотим мы или не хотим, но мы вынуждены активизировать свое дивергентное мышление и искать новые формы действий. И по большому счету – именно “хотим” – половина составляющей успеха в деле креативности.
Вторая ситуация, когда нам необходимо дивергентное мышление – отсутствие необходимых ресурсов для реализации стандартного способа решения задачи. Вспомните известную поговорку “Голь на выдумки хитра” – она именно о креативности. О том, что когда есть нехватка чего-либо, мы вынуждены придумывать как решить задачу и обойтись без …. крупных денежных вливаний в рекламе, без сковородки при жарке яичницы, …. и пр.
На основе всего выше рассмотренного вернемся к вопросу, с которого началась данная статья – креативными рождаются или все же становятся. Мое твердое убеждение в том, что креативными рождаются. Причем абсолютно все. Мозг ребенка еще не зашорен стандартами и образцами, теми самыми проторенными дорожками конвергентного мышления. Ребенок априори видит альтернативность решения стоящих перед ним задач. Это мы знаем, что, например, кашу следует есть только ложкой. Маленькие дети другого мнения. Они уверены, что есть кашу можно рукой, ногой, поварешкой, игрушкой, да и вообще почти всем, что попадется под руку. И нам, взрослым, следует поучиться креативности у этих маленьких гениев.
Но что же происходит с ребенком дальше? Он идет в детский сад, далее в школу. Он подвергается мощному воспитательному воздействию со стороны родителей, бабушек, дедушек и других взрослых. И в ходе всего этого он постепенно, шаг за шагом, осваивает готовые образцы поведения. Он знает, как надо делать и как не надо. На первый план для большинства из нас выходит мышление конвергентное. И немногие умудряются сохранить в себе талант мышления вариативного, конвергентного. И именно таких людей мы и называем людьми креативными.
Но самое замечательное – это то, что раз в каждом из нас эта креативность есть изначально, то и развить в себе ее мы можем. Как это сделать? Целенаправленно искать вариативность в стоящих перед нами задачах. Когда есть возможность каждый раз задумываться – а можем ли мы решить задачу лучше, эффективнее. С меньшими затратами, с большим выхлопом. И помнить про три составляющие креативности:
1) Мотивация – если тема Вам не интересна, все попытки креативности скорее всего и останутся просто попытками.
2) Знание – прежде чем креативить, изучите предмет. Что уже изобретено до Вас? Этим Вы обезопасите себя от мучительных попыток изобрести велосипед.
3) Техники, приемы креативности. Суть всех этих методов – помочь Вам увидеть вариантивность решения, найти альтернативные варианты за счет неожиданных сочетаний, нестандартных применений и пр. Более подробнее об этих приемах обещаю рассказать в одной из следующий статей.