Личностные детерминанты креативности

 

 

 

Творчество привлекает внимание своей иррациональностью и спонтанностью. Интерес при этом представляет столько ее описательные характеристики креативности, сколько ее сущность и механизм функционирования.

Результат творческого акта логически не выводим из исходных посылок и невозможен в ходе безошибочного, логически безупречного мышления. Поэтому необходимым условием порождения нового, условием выхода за рамки адаптации к реальности является когнитивная ошибка. Адаптированность к реальности нарастает по мере накопления опыта взаимодействия с ней. Чем больше опыта, тем более закономерными и предсказуемыми являются действия человека. Младенец, не имеющий приобретенного опыта, действует стахостически, с высоким уровнем неопределенности, т.е. шума.  Чем больше в поведении взрослого примесь этого так сказать, реликтового шума, тем легче ему выйти за рамки адаптации и породить новое творческое содержание.

Проявление младенческого когнитивного опыта в дальнейшей жизни характерно для шизоидных личностных черт. Психоаналитическая теория развития может объяснить, как явления, характерные для шизоидов, связаны с условиями развития младенца. Согласно этой теории, первоначально младенец не способен воспринимать целостные объекты реальности, а реагирует лишь на отдельные ощущения, сенсорные признаки. Различные сенсорные признаки запускают различные целесообразные реакции, как врожденные, так и приобретенные. Некоторые из этих реакции могут быть несовместимы между собой. Что заставляет ребенка воспринимать признаки изолированно, не в терминах целостных объектов, а в терминах признаков. Именно такое «признаковое восприятие» соответствует шизоидному стилю мышления.

Пока ребенок не готов «собрать» из признаков целостный образ объекта и пережить тот факт, что «плохие» признаки в нем соседствуют с «хорошими», он защищен от разочарования в «хорошем», недоверия и потери. Но при этом он не может примирить свои противоречивые желания и выразить их. Поэтому сама по себе шизоидность, хотя и способна «генерировать шум», не создает мотивации к его экспрессии. Преодоление шизоидного расщепления, интеграция образа объекта и попытка установить с ним отношения – следующий этап развития, т. наз. депрессивная позиция. Только приобретаемый здесь положительный опыт таких отношений – создает экспрессивную мотивацию, побуждающую человека выражать, делать понятным свое шизоидное, признаковое содержание.

Регрессия к инфантильнму шизоидно-депрессивному опыту создает необходимую когнитивную и мотивационную основу для креативности. Предлагаемое концептуальное понимание творческого процесса позволяет единообразно описать широкий круг феноменов, связанных с символообразованием, эвристическим поиском, экспрессивной мотивацией и другими аспектами творческого процесса.

 



Просмотров: 605
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О важности развития творческого мышления.
  • Этапы творческого процесса в жизни человека
  • II. Психотерапия страхов (в т.ч. с ПА) – формирования нового творческого образа действий и мышления
  • Техники развития креативности как инструмент выхода из проблемных ситуаций.
  • Практические упражнения для получения нового опыта на пути человека к себе.
  • Коучинг для развития креативности
  • 3 Кита развития креативности
  • Постоянство себя и объекта. Признаки психического здоровья по Нэнси Мак-Вильямс.
  • 3 правила развития творческого интеллекта
  • Очень мощный приём развития креативности!
  • Методы развития креативности и генерирования идей.
  • Стадии творческого процесса
  • SCAMPER-метод для генерации новых идей и развития креативности
  • Внимание! Визитёры! Или признаки того, что качественная психотерапия может не состояться.
  • Некоторые признаки личностных расстройств
  • Практические примеры занятий развития детской креативности в кругу семьи.
  • Развитие творческого мышления
  • О механизме творческого мышления.
  • Рассуждения о формировании и работе психического механизма творческого процесса
  • О выборе психолога (из личного опыта и опыта клиентов, коллег и друзей).
  • Мы меняемся лишь тогда, когда покидаем контакт с другими. В самом контакте нет опыта
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Проблема творческого мышления. Гендерная и половая принадлежность как влияющий фактор
  • Коррекционная программа для развития зрительной памяти и мышления у человека с болезнью Дауна
  • Извлечение опыта жизни: восприятие и осмысление
  • «Сравнение и сопоставление себя с другими - больше в этом беспокойства или мотивации?»
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Тайное золото тяжёлого опыта: как трагедии и разочарования помогают прийти к себе
  • Объективные законы развития: Закон Реальности
  • Признаки глупого человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь