|
О механизме творческого мышления.Автор статьи: Панина Ирина Николаевна
Среди всех людей на свете процент творчески мыслящих людей составляет всего 10 %. А талантливых, способных сделать какое-либо открытие еще меньше. Поэтому природа творчества и творческих способностей людей давно интересует ученых. Первые попытки ученых описать механизм творческого мышления относятся к началу 18 века. Они оказались безрезультатными и лишь привели исследователей к собственному креативному решению проблемы – было введено понятие бессознательного. В этой связи замечу, что это понятие ввел не кто иной, как немецкий философ Годфрид Лейбниц, изучавший проблемы творческого мышления. Великому психоаналитику З.Фрейду в то время еще предстояло ждать своего рождения лет двести. Да и психологии, как отдельной области научных знаний тогда еще не было. Годфрид Лейбниц пытался понять особенности мышления известных творческих людей своего времени. И суть его исследования заключалась в расспросах их об «алгоритме» действий их мозга в процессе мышления. Однако, люди помнили только отправную точку своих размышлений и конечный результат. Это позволило Г. Лейбницу предположить, что творческие процессы мышления находятся в области бессознательного. Исследования продолжались, и следующий этап заключался в том, что психологи пытались наблюдать и анализировать процесс мышления творческих людей. Но столкнулись с той же самой проблемой недоступности для наблюдения самых существенных моментов, связанных с творческим мышлением. Здесь самое время вспомнить Д.И. Менделеева и других ученых, сделавших свои великие открытия путем внезапного озарения после тяжелых логически верных рациональных рассуждений. В этом творческое мышление сродни интуиции, если определить ее как беспредпосылочное постижение истины. Разница в том, что решение творческих задач все же имеет предпосылки – процесс рационального мышления. Третий этап изучения начинается в 20 веке, в его первые десятилетия. У его истоков находился немецкий ученый, основатель гештальт-психологии Макс Вертгеймер. Он первым приступил к изучению творческого мышления следующим образом. Испытуемым он предлагал простые творческие задачи и ограничивал время их решения. Если за это время испытуемый с решением задачи не справлялся, ему предлагалась подсказка, но она давалась в такой форме, что нужно было еще догадаться, как ей воспользоваться. Одновременно с этим ученый наблюдал за поведением творчески мыслящих людей, пытаясь кое-что выяснить об их мышлении по их поведению. При этом картина не столько прояснилась, сколь запуталась. Вертгеймер предложил определение творческого мышления, в которое оказались включенными характеристики и личностные особенности творческих людей. Определение состоит из нескольких пунктов.
Таким образом, в определении оказались смешанными и особенности мышления и особенности личности человека. А вопрос креативности до сих пор открыт. Это одна из самых сложных проблем психологии мышления. Исходя из определения, я бы отнесла к творческим личностям К.Г. Юнга с его идеями о коллективном бессознательном и своеобразной структурой личности, А. Кроули , В. Паули, о Дмитрии Ивановиче уже упомянула. Список можно продолжить, естественно. Кого бы вы сами отнесли к творческим личностям? Может быть, себя? На «сладкое» парочка головоломок от М. Вертгеймера. Тех, что он предлагал своим испытуемым в начале века:
Успехов!) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|