|
Мышление в процессе решения задачАвтор статьи: Предеин Евгений Викторович
Мышление в процессе решения задач.
Е.Д.Хомская рассматривает мышление «как активную психическую деятельность, направленную на решение определенной задачи… Как качественный скачок в континууме познавательных функций, как процесс, имеющий опосредованный характер и культурный социально-исторический генез». Мышление может возникать только при присутствии определенного мотива и постановке соответствующей задачи (в теории деятельности под ней понимается цель, поставленная переде субъектом в определенных граничных условиях). Мыслительную деятельность можно разделить на несколько этапов: предварительную ориентировку в условиях задачи; формирование программы и выбор средств решения задачи (выработку общей стратегии решения); выполнение определенных операций, для решения задачи; контроль за промежуточными и конечными результатами; и, наконец, стадия сличения конечного результата с условиями задачи и ожидаемыми результатами. Мыслительная деятельность у человека опосредуется речевыми символами в заметной степени и при развитой форме представляет из себя сложную интегративную деятельность, протекающую по особым законам. А.Р. Лурия пишет об отсутствии у больных с поражением лобных долей мозга полностью или частично фазы предварительной ориентировки в условиях задачи и не формирования общей схемы (плана) их решения. После чего лишенный стратегии процесс решения задачи превращается в манипулирование отдельными числами, которое не соотносится с конечной целью. В качестве примера приводится задача про две полки с книгами, на которых 18 книг, а на одной в два раза больше, чем на другой, больные или умножают 18*2=36, или наоборот делят 18:2=9. В задаче, где сыну 5 лет, через 15 лет отец будет в три раза старше сына. Сколько лет отцу сейчас? Больные могут легко умножить 15*3=45. «То есть предварительный, ориентировочно-исследовательский этап сложной деятельности выпадает или становится недостаточно стойким, замыкание системы связей, которое в дальнейшем направляет течение психических процессов, нарушается, и действия больного подпадают под влияние инертных следов прошлого опыта или посторонних раздражителей, вызывающих побочные ассоциации». Процесс мышления наиболее ярко выступает в дискурсивном мышлении и решении задач. Решающий задачу, должен в первую очередь проанализировать составные части ее условия, выделить в существенные взаимосвязи, поставить промежуточные цели и подобрать такие операции, с помощью которых можно двигаться к цели. Такой типичный процесс рассуждения требует, что бы абсолютно все операции подчинялись конкретной цели, чтобы все побочные связи были отторможены, а весь процесс совершался в замкнутой системе. Б.В.Зейгарник подчеркивает, что: «Мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется. Для успешного выполнения задачи необходимо постоянно удерживать эту цель, осуществлять программу операций, сличать ход выполнения с ожидаемым результатом. На основе этого сличения происходит коррекция неправильных ходов». В условиях протекания процессуальной регуляции мышления можно увидеть особые, динамические характеристики его функционирования. Их проявление зависит в первую очередь от общей иерархии целей при решении задач, кроме того, они отражают реально складывающиеся в процессе решения взаимоотношения между направленностью, побудительностью и произвольностью конечных целей.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|