|
3-й этап возрастной периодизации. Задачи и сложностиАвтор статьи: Наталия Владимировна Благова
Ранее были описаны мною 1-й и 2-й этапы возрастной периодизации, с теми задачами, трудностями, и кризисами, которые свойственны соответствующим периодам детского развития. Текущая статья посвящена 3-му этапу эпигенеза. Напомню о детской возрастной периодизации: 1-й этап – младенчество + кризис 1-го года - Кризис-1.1 2-й этап – от 1 до 4х лет + кризис 3-х лет - Кризис-1.2 3-этап – от 4х до 7 лет Перед ребенком постают очередные серьезные задачи, требующие своего разрешения на третьем этапе эпигенеза (возраст 4– 7 лет). Необходимо также разрушить Эдипов комплекс, прежде чем перейти к латентной фазе. Третьему периоду свойственно еще большее стремление к самостоятельности, а также к активной причастности к жизни взрослых. Ребенок пробует приобщиться у к жизни взрослых посредством: 1). Овладения предметным миром, содействуя и помогая родителям (в делах) 2). Подражания взрослым (в своем воображении) 3). Игровой идентификации с взрослым (играя с другими детьми) Всевозможные ИГРЫ, в частности сюжетно-ролевые – характерная особенность данного периода. Игры влияют - на развитие ребенка (на его мышление, волю, поведение и др.) - и на его творческую деятельность (символизацию, фантазирование, конструирование и др). В игровой деятельности ребенок воплощает себя и в актерстве, и в авторстве. Он и декоратор, и исполнитель, А также учится моделировать взаимоотношения (межличностные) и расширяет свои познания (о других людях, о правилах коммуникации, принципах жизни, о собственном «Я», способах саморегуляции и др). Игры – как ведущая деятельность третьего этапа эпигенеза – являются весьма очевидными. Но есть «нечто», ускользающее из родительского поля зрения – это «психосексуальное развитие» их Чада. Как мальчику, так и девочке свойственно примерять на себя «роль отца» и «роль мамы». При этом ребенок не только идентифицирует себя с родительскими фигурами, но также попадает в «треугольник» (известный как Эпипов конфликт), в котором он стремится получить внимание и завладеть любовью одного из родителей (соответственно злится на 2го мешающего родителя). Сексуальность у мальчика проявляется через его агрессивность. Агрессия – подтверждение мальчишеской сексуальности. Если мальчик, агрессивно захватывающий внимание матери, получает от нее поддержку (мать гордится им), тогда это триумф для него. Но, если отец будет отталкивать мальчика от мамы, заявляя свое право на жену, вызывая таким образом злость сына к себе и ревность к маме, оказывающей внимание отцу, а не мальчику. Хуже, когда мать негативно реагирует на мальчишескую агрессию, пресекая агрессивные импульсы, и таким образом, отсекая проявление сексуальности мальчика. Феномен известный под названием «кастрирующая» мать. В своей взрослости мальчик столкнется с его печальными последствиями. Детской сексуальности без агрессии не существует. К примеру, через игру со сверстниками проявляется агрессивный компонент сексуальности в виде воинственных ролей. Что касается девочек, то они могут и соучаствовать в войнушках, а также разыгрывать «готовность к нападению», «открытые границы».
Задача возраста 1).Проявить Инициативу в игре 2). Снизить Либидинозный заряд. При содействии взрослых, у ребенка постепенно формируется здравый смысл и навык контроля своих импульсов, снижается либидо и преобразуется в нежные побуждения. ВЫВОД. Возрастной задачей третьего этапа эпигенеза – является активное участие и проявление инициативы в ведущей деятельности (в ИГРЕ) для естественного развития ребенка + переработка ЭДИПОВА комплекса, который должен быть обработан, прожит, так как его невозможно миновать (вытеснить /избежать/проскочить) без последствий.
О кризисе-1.3, а также о возможных нарушениях и осложнениях напишу в следующей статье. Регистрируйтесь на консультацию Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|