|
2-й кризис возрастной периодизации. Задачи и трудностиАвтор статьи: Наталия Владимировна Благова
Цель публикации - раскрыть содержание и задачи второго этапа возрастной периодизации, а также сложности, сопровождающие развитие ребенка. 2-й возрастной период длятся около четырех дет (от достижения ребенком 8-10 месяцев – до 3,5-4 года). Очень насыщен как по содержанию, так и по сложностям. Можно выделить несколько рубежей: - начало периода (8-10 мес) – связь с понятиями «Дифференциация», «Сепарация»; – кульминация периода – связь с понятиями «Рапрошман», «Компульсия»; – окончание периода (около 3-х лет)– с понятием «Автономия». Условия оптимального развития ребенка и основные задачи и 2-го возрастного периода представлены ниже. На предыдущей стадии развития (в младенчестве) для нормального развития ребенка требуется наличие «симбиоза» (единение мамы и ребенка, примерно до 5 мес). При достижении шести месячного возраста происходит «прорыв скорлупы» в симбиозе и постепенное отделение малыша от матери. Начинается исследование мира (ползание, первые шаги) – это период «дифференциации». Около 10-ти месяцев появляется навык хождения, расширяется доступ к новым предметам и охват малышом пространства. В это время отдельность от матери становится более очевидной – период «сепарации». Ребенок охвачен эйфорией, он в упоении от своих открытий и свободы. Но всё еще очень нуждается в материнской опоре, поддержке, в ее тепле. Ищет эмоциональную «дозаправку» от матери. Моторные навыки совершенствуются к 1,5 годам, однако первичный восторг от собственной активности сменяется настроением с депрессивными тенденциями. Ребенок опять начинает липнуть к маме, лезть на руки. Это стадия «рапрошман» или воссоединения /сближения. Задача матери – принять, поддержать, утешить ребенка. И если удастся благоприятно пройти эту стадию, у ребенка формируется способность (которую сложно переоценить)– к самоуспокоению и самоутешению. То есть он помещает внутрь себя (интернализует) образ утешающей мамы. Активная социализация начинается с 2-х лет (приучение к горшку, режиму, порядку). Реакции ребенка могут противоречить тому, что ожидают от него родители. Он проявляет упрямство и агрессивность (бьет, ломает), тенденции «я сам», контролирует процессы (еда, сон, одежда, желудок), Собственная агрессия и пугает, и радует одновременно, так он учится овладевать взрослым поведением. Однако амбивалентные чувства к родителям «люблю / ненавижу» их, сопровождаются ростом тревоги и приводят к 1-му внутреннему конфликту. И чтобы совладать со своей тревогой, ребенок прибегает к одному их доступным средств– компульсивные действия в виде разнообразных повторов (ритуальные действия, тысячу раз одна сказка). Таким образом, задачами 2-го периода становятся; 1) разрушение слияния с матерью (созданного на 1-м этапе), 2) развитие автономности, 3) социализация. И соответственно, при возникновении сложностей в решении возрастных задач, наблюдаются затруднения в прохождении данного периода развития ребенка Такие трудности можно представить на континууме: 1)от полюса избытка «пере-» - слишком резкий разрыв симбиоза - избыточное отстранение от ребенка, предоставляя ему свободу - преждевременное приучение к горшку, порядку, социальным нормам, требованиям 2)до полюса недостатка «недо-» - нет разрыва симбиоза, мать и ребенок остаются в слиянии - слабая автономия, ребенок липнет к маме, не хочет исследовать пространство - трудности с социализацией.
ВЫВОД. Оптимальное решение возрастных задач – является показателем нормального развития ребенка в данном периоде. Затруднения в решении задач – усложняют развитие, обостряют переживание кризиса 3-х лет, формируют фиксации, мешают эффективному прохождению последующих возрастных кризисов.
В дальнейших статья продолжу тему эпигенеза и возрастных кризисов.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|