2-й кризис возрастной периодизации. Задачи и трудности

Цель  публикации -  раскрыть содержание и задачи  второго этапа возрастной периодизации, а также сложности, сопровождающие развитие ребенка.

 2-й возрастной период длятся около четырех дет (от достижения ребенком 8-10 месяцев  – до 3,5-4 года). Очень насыщен как по содержанию, так и по сложностям. Можно выделить несколько рубежей:

начало периода (8-10 мес) –  связь с понятиями «Дифференциация», «Сепарация»;

кульминация периода – связь с понятиями «Рапрошман», «Компульсия»;

окончание периода (около 3-х лет)– с понятием «Автономия».

  Условия оптимального развития ребенка и  основные задачи и 2-го возрастного периода представлены ниже.

 На предыдущей стадии развития (в младенчестве) для нормального развития ребенка требуется наличие «симбиоза»  (единение мамы и ребенка, примерно до 5 мес). При достижении шести месячного возраста  происходит «прорыв скорлупы» в симбиозе и постепенное отделение малыша от матери. Начинается исследование мира (ползание, первые шаги) – это период «дифференциации».

 Около 10-ти месяцев появляется навык хождения, расширяется доступ к новым предметам и охват малышом пространства. В это время отдельность от матери становится  более очевидной – период «сепарации». Ребенок охвачен эйфорией, он в упоении от своих открытий и свободы.  Но всё еще очень нуждается в материнской опоре, поддержке, в  ее тепле. Ищет эмоциональную «дозаправку» от матери.  

 Моторные навыки совершенствуются к 1,5 годам, однако первичный восторг от собственной активности сменяется настроением с депрессивными тенденциями. Ребенок опять начинает липнуть к маме, лезть на руки. Это стадия «рапрошман» или воссоединения /сближения. Задача матери – принять, поддержать, утешить ребенка. И если удастся благоприятно пройти эту стадию, у  ребенка формируется способность (которую сложно переоценить)– к  самоуспокоению и самоутешению. То есть он помещает  внутрь себя (интернализует) образ утешающей мамы.

 Активная социализация  начинается с 2-х лет (приучение к горшку, режиму, порядку). Реакции ребенка могут противоречить тому, что ожидают от него родители. Он  проявляет упрямство и агрессивность (бьет, ломает), тенденции «я сам», контролирует процессы (еда, сон, одежда, желудок), Собственная агрессия и пугает, и радует одновременно, так он учится овладевать взрослым поведением.  Однако амбивалентные чувства к родителям «люблю  / ненавижу» их, сопровождаются  ростом тревоги и приводят к 1-му внутреннему конфликту. И чтобы совладать со своей тревогой, ребенок прибегает к одному их доступным средств– компульсивные действия в виде разнообразных повторов (ритуальные действия, тысячу раз одна сказка).

 Таким образом,  задачами 2-го периода становятся;

1)  разрушение слияния с матерью (созданного на 1-м этапе),

2) развитие автономности,

3) социализация.

 И соответственно,  при возникновении сложностей в решении возрастных задач,  наблюдаются затруднения в прохождении данного периода развития ребенка   Такие трудности можно представить на континууме:

1)от полюса избытка «пере-»

- слишком резкий разрыв симбиоза

- избыточное отстранение от ребенка, предоставляя ему свободу

- преждевременное приучение к горшку, порядку, социальным нормам, требованиям

2)до полюса недостатка «недо-»

-  нет разрыва симбиоза, мать и ребенок остаются в слиянии

-  слабая автономия, ребенок липнет к маме, не хочет исследовать пространство

-  трудности с социализацией.

 

ВЫВОД. Оптимальное решение возрастных задач – является  показателем нормального развития ребенка в данном периоде. Затруднения в решении задач – усложняют развитие, обостряют переживание кризиса 3-х лет, формируют  фиксации, мешают эффективному прохождению последующих возрастных кризисов.

 

В дальнейших статья продолжу тему эпигенеза и возрастных кризисов.

 



Просмотров: 393
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Этапы развития ребенка. №1 - Стадия существования, 0-6 месяцев.
  • Каждый возрастной период ребенка – уникален
  • Каждый возрастной период ребенка – уникален
  • Критерии нормального развития ребенка
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Коротко об ориентирах нормального развития ребенка от 1 до 6 лет (включительно).
  • Любовь – обязательное условие для нормального развития ребенка!
  • Влияние перинатального периода на психику человека. Часть 2- Психоэмоциональная связь матери и ребёнка
  • Психологическое развитие маленького ребенка:субфаза воссоединения (17-24 месяцев)
  • Психологическое развитие младенца: фазы нормального аутизма и симбиоза (0- 4 месяцев)
  • Раннее приучение ребенка к горшку
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Влияние перинатального периода на психику человека. Часть 1 - физиология внутриутробного периода
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Связь эмоционального состояния матери и здоровья ребенка
  • «Эти ужасные два года!» Первый возрастной кризис в жизни ребенка.
  • 3-й этап возрастной периодизации. Задачи и сложности
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Развитие ребенка от 3 - х до 6 -ти месяцев
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • Основные вехи развития ребенка 4-5 лет
  • Основные вехи развития ребенка от 2 до 3 лет
  • Мать-основа развития ребенка
  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь