Приведу вам некоторые критерии нормального развития в период раннего развития ребенка от 0 до 3 лет.
Общие показатели.
1 год 3 мес. - запас слов увеличивается до 6, ребенок начинает уже понимать простую инструкцию в основном без жеста. 1 год 6 мес. - ребенок показывает одну из частей тела и может без проблем определить ее у себя, словарный запас увеличен до 7—20 слов. 1 год 9 мес. - ребенок показывает три части тела, составляет фразы из 2 слов, словарный запас уже 20 слов. 2 года - малыш показывает 5 частей тела и учиться определять их (попросите ребенка закрыть глаза и потрогать ручку или ножку), запас слов минимум 50, понимает двухэтапную инструкцию ("встань и принеси" и так далее), уже начинает говорить предложение из 2 слов. 2 года 6 мес. - свободно использует местоимения - я, мне, ты, тебе, пользуется предложениями из 2 слов. 3 года - словарный запас до 250 слов и выше, малыш общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Должен называть свое имя, пол и возраст, понимает значение предлогов в основном простых и выполняет задания по типу «положи игрушка в корзину».
Особенности развития мелкой моторики рук.
от 1 - 2 лет - ребенок может хватать и удерживать два предмета в одной руке, чертит карандашами, рисует мелками, переворачивает страницы в книге, играет с кубиками и ставит их друг на друга от 2 до нескольких штук. от 2 - 3 лет - может открывать ящики, полки и опрокидывать их, играет с песком, и другими сыпучими веществами, пластилином и глиной, открывает и закрывает крышки, использует ножницы, рисует пальцами, легко нанизывает крупные бусы.
По захвату руки можно судить об умственном развитии ребенка (цеплятельный - хватательный, держательно - кидательный, если нет перехода, то это нарушение двигательной функции и другие нарушения интеллектуальных функций). от 2 лет 6 мес. - до 3 лет - период перехода от кулачного захвата к пятипалому захвату, после пятипалого захвата формируется до 3,5 лет щепоть двумя пальцами (если ребенок держит ложку или карандаш кулаком, то в дальнейшем сказывается в школе на письме), поэтому так важно научить вашего ребенка держать "правильно" ложку, карандаш и другие вещи.
Лобные извилины коры головного мозга являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают импульсы в ЦНС. На кистях рук множество акупунктурных точек, массируя их, стимулируя кровоснабжение, активизируется центр Брока (воспроизведение устной речи) можно воздействовать на внутренние органы и на речь.
Развитие общей моторики.
1 - 2 лет - ребенок ходит уверенно, без труда наклоняется, чтобы взять предмет с пола, может останавливается при движении, может ходить в сторону и назад, бросать предметы, некоторое время удерживается стоя на одной ноге, относит предметы на короткие расстояния, при поддержке может спускаться по лестнице и подниматься самостоятельно, прыгать на месте, вокруг и через преграды, свободно крутит педали трехколесного велосипеда. 2 - 3 лет - ребенок учится бегать, ловчее прыгать, ходить на носках, сохранять лучше равновесие на одной ноге, сидеть на корточках, спрыгивать.
Понимание речи.
1 год 8 мес. - до 2 лет - ребенок понимает действия изображенные на картинках, узнает предметы на них, выполняет инструкции по типу «покажи, кто сидит, кто ходит, кто спит,» может легко показать как это делать; выполняет на слух и по картинкам двухступенчатые задания по типу: «пойди и принеси»; понимает значение предлогов в привычных конкретных ситуациях — «на чем ты сидишь?». 2 года 6 мес. - до 3 лет - ребенок понимает и помнит прочитанные для него короткие рассказы и сказки (в начале опираясь на картинку, а затем и обходясь без нее).
Развития зрительно-моторной координации.
с 1 года – до 2 лет - малыш чертит штрихи и короткие линии, рисует «каракули», начинает повторять изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий, удерживает чашку, поднимает, и пьет из нее. Развивается способность понимания геометрических фигур, ребенок начинает помещать квадрат в квадратную прорезь, круг — в круглую. от 2 до 3 лет - ребенок уже может крутить пальцем диск телефона, рисовать черточки, воспроизводить простые формы, резать ножницами, рисовать по образцу крест.
В следующей статье, я расскажу о программах раннего развития.
Александр Дейнеко Детский психолог, педагог раннего развития.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.