|
Ребенок с задержкой развития: Кто виноват? и Что делать?Автор статьи: Медведева Алина Константиновна
Заголовок данной статьи не случаен, именно с этими двумя вопросами ко мне чаще всего приходят родители, узнав о задержке развития или умственной отсталости своего ребенка. Решение первого вопроса часто приводит к отдалению родителей друг от друга, переживание негативных эмоций и возникновение чувства вины часто сопровождается обвинениями со стороны второй половины. Происходит это вследствие нежелания партнеров принять ответственность за рождение «необычного» ребенка на себя. При достаточно сильной сплоченности родителей, все обвинения обычно падают на врачей ведущих беременность, или принимающих роды. С одной стороны, это является выходом из ситуации и дает возможность родителям сблизиться и перейти к решению вопроса: «Что делать?». Но доверие к врачам оказывается подорванным, и родители стараются найти альтернативные методы лечения и восстановления ребенка. Обычно это приводит к длительным поискам, отсутствию динамики, и, как следствие – потере драгоценного времени. На мой взгляд, решение вопроса: «Кто виноват?» абсолютно бессмысленно. Для ребенка это не значимо, ему необходимы внимание и забота родителей, а дать ему это возможно только перестав фокусироваться на собственных переживаниях и тревогах. Если перестать искать виноватых не получается и отношения между родителями становятся холодными, то целесообразно обратиться к семейному психологу, который сможет помочь справиться с переживаниями каждого из родителей, и направить их усилия на восстановления ребенка. Решение вопроса: «Что делать?» также часто ставит родителей в тупик. Увидев «необычность» своего ребенка, или заметив его отставание в развитии, родители обычно идут к специалистам. Но есть выражение: «Сколько врачей, столько и мнений». Часто родители ходят ко всем доступным им врачам, обследуют ребенка со всех сторон, а потом начинают самостоятельно пытаться объединить поставленные диагнозы, найти между ними общее зерно. Хуже всего, если это сопровождается самостоятельным подбором медикаментозного лечения, выборочно принимаются препараты назначенные разными врачами. При этом не осознается важность принятия одних препаратов и не учитывается возможная несовместимость принимаемых вместе лекарств, что может нанести дополнительный вред ребенку. Гораздо целесообразнее найти нескольких необходимых Вам специалистов (педиатра, невролога, психиатра, к примеру) по рекомендациям или отзывам, и посещать их по назначенному ими графику. Это, с одной стороны, избавит Вас от постоянного поиска новых врачей, и попыток самостоятельно поставить диагноз и назначить лечение, с другой – даст врачам возможность увидеть динамику в состоянии Вашего ребенка, скорректировать диагноз и адекватно назначать лечение. К сожалению, многие родители вкладывают огромное количество времени, сил и денег на диагностику и лечение своего ребенка, и совершенно забывают о необходимости комплексно и систематически РАЗВИВАТЬ ребенка, вне зависимости от уровня его интеллекта. При задержке развития, систематические регулярные занятия с ребенком могут сгладить или полнос тью снять данный диагноз. Но родители обычно ограничиваются часовым занятием с логопедом или дефектологом пару раз в неделю. Разумеется, для полноценного всестороннего развития, этого недостаточно. Также стоит учитывать, что детям со сниженным интеллектом сложнее концентрировать свое внимание, переключать его с одного задания на другое, они более утомляемы, и, часто, занятия с ними не должны превышать 15-20 минут. В преобладающем большинстве случаев, хорошую динамику дают детишки, с которыми занимаются сами родители, ежедневно один-два раза по 10-15 минут. (Об организации процесса развития ребенка, Вы можете прочитать в статье «Особенности развития детей, имеющих задержку развития»). В занятиях важно ориентироваться на подходящий для ребенка набор методик и пособий, подбирается он индивидуально, с учетом особенностей развития ребенка, его интересов и предпочтений. При возникновении затруднений в определении маршрута развития Вашего ребенка, можно посетить дефектолога или детского психолога , который проведет необходимую диагностику интеллекта ребенка, даст конкретные рекомендации по его развитию. Не стоит забывать, что ребенок нуждается в любви родителей независимо от уровня своего развития. И самое большое, что может дать родитель - это не лучшие врачи и дорогие процедуры – это любовь, внимание, теплота и забота. Возможно, Ваш ребенок не сможет проявить свои чувства к вам на том же уровне, что и вы, но, без сомнений, он воспринимает те эмоции, которые Вы к нему испытываете. Он может не понимать слов, но будет улавливать эмоциональную окраску Вашей речи. Он может не понимать ваших действий, но будет учиться на вашем примере. Несмотря на свои особенности, ребенок ВСЕГДА остается ребенком. Он познает окружающий его мир, учится жить в гармонии с ним. И основная задача родителей – помочь найти эту гармонию, дать возможность максимально социализироваться и адаптироваться во внешнем мире.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|