Этапы психосексуального развития ребенка

Автор статьи: Койсина Мария
Пренатальный(от зачатия до рождения)

 

Физиологические изменения                                           

  • Формирование безальтернативного морфологического пола ребенка (мужские половые органы на 6-й неделе, женские половые органы на 12-й неделе)

Психологические изменения

  • Ребенок чувствует мысли, переживания, эмоции матери, эти события оказывают влияние на его психику (стресс матери способствует рождению феминных мальчиков и маскулинных девочек)
  • Нежность, персонализированное обращение к ребенку, бережное отношение к нему – основа сексуального развития в будущем (регулируется окситоцином, который вырабатывается при половых и телесных контактах у женщин)
 

Младенчество (от рождения и завершается отрывом от кормления грудью, вставанием на ноги, произнесением слов)

 

Физиологические изменения 

  • Рот – источник получения удовольствия. Через рот, глаза, уши, руки ребенок открывает значимого другого.
  • Освоение пространства собственного тела (через игры с органами)
  • Освоение пространства вокруг себя
  • Непроизвольная эрекция у мальчиков и увлажнение влагалища у девочек при кормлении, купании, переодевании (поступают приятные сигналы в мозг, от этого реагируют половые рефлексы)
  • Обнаружение участков тела- исследовательская деятельность, так ребенок строит образ тела (если у ребенка задержка развития, то происходит застревание на этом этапе)
  • Повышенная чувствительность зоны половых органов, приятные ощущения от прикосновений могут быть компенсацией при недостатке любви и тепла со стороны родителей, когда одиноко и скучно и нет других способов получения положительных эмоций.
  • Получение с молоком матери гормона пролактина, который помогает противостоять стрессу

 

Психологические изменения

  • Формирование пола зависит от поведения родителей (цвет, обращение, игрушки)
  • Через контакт со взрослым (с матерью в первую очередь) ребенок получает удовлетворение от эмоционального контакта, готовность испытывать радость от телесного контакта.
  • Формирование базисного доверия
  • Первые чувственные отношения – прототип близких отношений ребенка во взрослом состоянии
  • Выражение своих потребностей
  • Ребенок не понимает эротической составляющей своих рефлексов, у него нет сексуальных переживаний при этом, но реакция родителей (страх, стыд, гнев, беспокойство и тп) накладывают отпечаток
  • так ребенок получает свой первый сексуальный опыт: одобрение или неодобрение своей сексуальности, эмоции, который потом будут сопровождать его во взрослом состоянии (радость, отвращение, гнев)

 

Детство (1-1,5 - 5-7 лет)
  • Формирование полового самосознания через бессознательные или сознательные указания родителей.
  • Сознание пола – фундамент личности
  • Ориентирование на папу и маму, чтобы понять мужские и женские свойства
  • Дефицит полового самосознания заставляет мальчика тянуться за сигаретой, а девочку надевать мамины туфли
  • Любознательность и вопросы про секс, откуда берутся дети, к обнаженным людям, половым органам – это исследовательский интерес
  • Негативные реакции на игры ребенка с телом – формирование установки «мое тело плохое, я плох(а)»
  • Если у ребенка нет вопросов, это не значит, что ему не интересна эта тема
  • Кризис 3х лет: упрямство, негативизм, ревность
  • После 3-4х лет – эпоха игр с сексуальным сюжетом, раздевание детей друг перед другом. Посредством игр как раз и закрепляется половое самосознание, происходит закладка будущих паттернов гетеросексуальности
  • Ребенок считывает реакцию взрослых на свои игры и действия
  • Чем больше запретов на раздевания, на исследования, тем больше тема сексуальности становится актуальной
  • Итог этапа – четкий ответ ребенка на вопрос «Кто ты?»
  • Мастурбация может выступать способом успокаивающей самостимуляции (особенно у подвижных мальчиков), а также компенсировать недостаток тепла и поддержки от родителей

 

Препубертатный (с 5-7 лет до 11-13 лет)
  • Формирование полоролевого поведения – ребенок усваивает способы демонстрации своего пола через общение в семье и со сверстниками. Обычно в среде сверстников очень жесткие требования к гендерному коду (какой должна быть девочка, а каким мальчик)
  • Вопрос этого этапа «Какая ты?», «Какой ты?»
  • Бессознательное копирование поведения человека своего пола (родителей и других значимых лиц)
  • Нет четкой границы между мужскими и женскими чувствами (мальчику может иногда хотеться играть с куклами, а девочке учиться манипулировать с машинками)
  • «Противостояние» мальчиков и девочек в школе («Девчонок не берем», «Мальчики хулиганы и двоечники», дерганье за косички, слухи) – это непринятие чужих гендерных ролей в целом и утверждение в своей.
  • Есть определенная форма «ухаживаний» - толкнуть или дернуть. Если эта часть ухаживаний не отреагирована в детском состоянии, то она может перейти во взрослое состояние и взрослый мужчина будет толкать взрослую женщину.
  • Мальчики проходят «испытания»: ежедневные подвиги, выговоры от родителей, петарды, оружие. Но если мальчик занимается спортом, то он меньше ищет «испытаний» в школе/улице/дома.
  • Мальчики в большинстве своем социализируются женским окружением, а на феминность девочек особо спроса нет. 

 

Пубертатный (11-13  - 15-17 лет)

Физиологические изменения

  • Высокая гормональная активность гипоталамуса, гипофиза, щитовидной и половых желез
  • Девочки: молочные железы, рост костей таза, округление бедер (за счет гормона эстрогена), удлинение влагалища, увеличение матки, регулярные месячные (с 12-14 лет), спонтанные выделения из влагалища.
  • Мальчики: мутация голоса, оволосение, рост яичек и пениса, семяизвержение во время сна или мастурбации (с 11 -13 лет), становятся более мускулистыми и угловатыми (гормон тестостерон, который также является гормоном стресса, что ухудшает поведение)
  • Вызревание биологической потребности в дополнении, начинаются поиск и сближение с противоположным полом

Психологические изменения

  • Кризис этапа – преодоление детской зависимости (частые обиды и гнев, а также чувства одиночества, отчужденности, непонятности)
  • Открытие своего «Я», рефлексия, осознание своей индивидуальности, формирование ориентации
  • Стыд, тревога, раздражительность из – за диспропорций тела и происходящих изменений
  • Первые сексуальные переживания связаны с чувством страха перед тайным, стыдом. Отсюда дискомфорт и чувство неполноценности и страх перед миром и людьми
  • Чувства признанности и компетентности приходят только из своей среды сверстников, где часто существует групповая солидарность, которая поддерживается чувством безопасности. Для этого нужны испытания: алкоголь, сексуальные эксперименты и др.
  • Причины ранней половой жизни: давление сверстников, негативное отношение к себе, как повышение популярности, доказательство любви, любопытство, настояние партнера, насилие, алкоголь, страх, протест, самоутверждение.  Предотвратить это может организация совместно проведенного времени всей семьей. А увеличат риски: негативное отношение родителей к ребенку, недостаток тепла и поддержки в семье.
  • Психологические функции мастурбации: снятие сексуального напряжения, повышение уверенности в себе, знакомство с эрогенными зонами, снятие стресса.
  • Зарождение сексуального влечения. Стадии:
  1. Романтическая (знакомства, ухаживания, подарки)
  2. Эротическая (касание, телесность контакта, поцелуи),
  3. Сексуальная (получение оргазма в сексуальных отношениях). На этой стадию чаще переходят юноши, а девушки остаются в эротической стадии, делая акцент на отношениях

 

Источник: Е.А., Кащенко, С. Агарков "Онтогенез сексуальности: от зачатия до смерти"



Просмотров: 548
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Формирование пищевого поведения. Как вырастить здорового ребенка, который любит полезную еду.
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Приемный ребенок в школе: отношение учителя и одноклассников, страхи родителей
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Влияние матери на формирование идентичности ребенка в русле психодинамического подхода
  • Формирование пола человека.
  • Как эмоции родителей влияют на психику ребенка?!
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Влияние родителей на формирование самооценки
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Факторы, влияющие на формирование стиля поведения ребенка.
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Мальчик или девочка? Осознание ребенком своего пола (глава из книги)
  • Психологическая реакция родителей на появление в семье особого ребенка
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Психотерапия – школа приемных родителей для своего внутреннего ребенка
  • Может ли ребенок повлиять на развод родителей?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Поведение родителей, разрушающее благополучие собственного ребенка.
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Как избежать ссор после рождения ребенка.Инструкция для родителей.
  • Как помочь ребенку через родителей?
  • Страх родителей сказать ребенку «Нет» делает его хрупким перед жизнью!
  • Как заставить ребенка уважать своих родителей.
  • Почему ребенок болеет? Ответ на вопрос родителей
  • Откуда берется идеальный образ ребенка в головах родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь