Формирование безальтернативного морфологического пола ребенка (мужские половые органы на 6-й неделе, женские половые органы на 12-й неделе)
Психологические изменения
Ребенок чувствует мысли, переживания, эмоции матери, эти события оказывают влияние на его психику (стресс матери способствует рождению феминных мальчиков и маскулинных девочек)
Нежность, персонализированное обращение к ребенку, бережное отношение к нему – основа сексуального развития в будущем (регулируется окситоцином, который вырабатывается при половых и телесных контактах у женщин)
Младенчество (от рождения и завершается отрывом от кормления грудью, вставанием на ноги, произнесением слов)
Физиологические изменения
Рот – источник получения удовольствия. Через рот, глаза, уши, руки ребенок открывает значимого другого.
Освоение пространства собственного тела (через игры с органами)
Освоение пространства вокруг себя
Непроизвольная эрекция у мальчиков и увлажнение влагалища у девочек при кормлении, купании, переодевании (поступают приятные сигналы в мозг, от этого реагируют половые рефлексы)
Обнаружение участков тела- исследовательская деятельность, так ребенок строит образ тела (если у ребенка задержка развития, то происходит застревание на этом этапе)
Повышенная чувствительность зоны половых органов, приятные ощущения от прикосновений могут быть компенсацией при недостатке любви и тепла со стороны родителей, когда одиноко и скучно и нет других способов получения положительных эмоций.
Получение с молоком матери гормона пролактина, который помогает противостоять стрессу
Психологические изменения
Формирование пола зависит от поведения родителей (цвет, обращение, игрушки)
Через контакт со взрослым (с матерью в первую очередь) ребенок получает удовлетворение от эмоционального контакта, готовность испытывать радость от телесного контакта.
Формирование базисного доверия
Первые чувственные отношения – прототип близких отношений ребенка во взрослом состоянии
Выражение своих потребностей
Ребенок не понимает эротической составляющей своих рефлексов, у него нет сексуальных переживаний при этом, но реакция родителей (страх, стыд, гнев, беспокойство и тп) накладывают отпечаток
так ребенок получает свой первый сексуальный опыт: одобрение или неодобрение своей сексуальности, эмоции, который потом будут сопровождать его во взрослом состоянии (радость, отвращение, гнев)
Детство (1-1,5 - 5-7 лет)
Формирование полового самосознания через бессознательные или сознательные указания родителей.
Сознание пола – фундамент личности
Ориентирование на папу и маму, чтобы понять мужские и женские свойства
Дефицит полового самосознания заставляет мальчика тянуться за сигаретой, а девочку надевать мамины туфли
Любознательность и вопросы про секс, откуда берутся дети, к обнаженным людям, половым органам – это исследовательский интерес
Негативные реакции на игры ребенка с телом – формирование установки «мое тело плохое, я плох(а)»
Если у ребенка нет вопросов, это не значит, что ему не интересна эта тема
Кризис 3х лет: упрямство, негативизм, ревность
После 3-4х лет – эпоха игр с сексуальным сюжетом, раздевание детей друг перед другом. Посредством игр как раз и закрепляется половое самосознание, происходит закладка будущих паттернов гетеросексуальности
Ребенок считывает реакцию взрослых на свои игры и действия
Чем больше запретов на раздевания, на исследования, тем больше тема сексуальности становится актуальной
Итог этапа – четкий ответ ребенка на вопрос «Кто ты?»
Мастурбация может выступать способом успокаивающей самостимуляции (особенно у подвижных мальчиков), а также компенсировать недостаток тепла и поддержки от родителей
Препубертатный (с 5-7 лет до 11-13 лет)
Формирование полоролевого поведения – ребенок усваивает способы демонстрации своего пола через общение в семье и со сверстниками. Обычно в среде сверстников очень жесткие требования к гендерному коду (какой должна быть девочка, а каким мальчик)
Вопрос этого этапа «Какая ты?», «Какой ты?»
Бессознательное копирование поведения человека своего пола (родителей и других значимых лиц)
Нет четкой границы между мужскими и женскими чувствами (мальчику может иногда хотеться играть с куклами, а девочке учиться манипулировать с машинками)
«Противостояние» мальчиков и девочек в школе («Девчонок не берем», «Мальчики хулиганы и двоечники», дерганье за косички, слухи) – это непринятие чужих гендерных ролей в целом и утверждение в своей.
Есть определенная форма «ухаживаний» - толкнуть или дернуть. Если эта часть ухаживаний не отреагирована в детском состоянии, то она может перейти во взрослое состояние и взрослый мужчина будет толкать взрослую женщину.
Мальчики проходят «испытания»: ежедневные подвиги, выговоры от родителей, петарды, оружие. Но если мальчик занимается спортом, то он меньше ищет «испытаний» в школе/улице/дома.
Мальчики в большинстве своем социализируются женским окружением, а на феминность девочек особо спроса нет.
Пубертатный (11-13 - 15-17 лет)
Физиологические изменения
Высокая гормональная активность гипоталамуса, гипофиза, щитовидной и половых желез
Девочки: молочные железы, рост костей таза, округление бедер (за счет гормона эстрогена), удлинение влагалища, увеличение матки, регулярные месячные (с 12-14 лет), спонтанные выделения из влагалища.
Мальчики: мутация голоса, оволосение, рост яичек и пениса, семяизвержение во время сна или мастурбации (с 11 -13 лет), становятся более мускулистыми и угловатыми (гормон тестостерон, который также является гормоном стресса, что ухудшает поведение)
Вызревание биологической потребности в дополнении, начинаются поиск и сближение с противоположным полом
Психологические изменения
Кризис этапа – преодоление детской зависимости (частые обиды и гнев, а также чувства одиночества, отчужденности, непонятности)
Открытие своего «Я», рефлексия, осознание своей индивидуальности, формирование ориентации
Стыд, тревога, раздражительность из – за диспропорций тела и происходящих изменений
Первые сексуальные переживания связаны с чувством страха перед тайным, стыдом. Отсюда дискомфорт и чувство неполноценности и страх перед миром и людьми
Чувства признанности и компетентности приходят только из своей среды сверстников, где часто существует групповая солидарность, которая поддерживается чувством безопасности. Для этого нужны испытания: алкоголь, сексуальные эксперименты и др.
Причины ранней половой жизни: давление сверстников, негативное отношение к себе, как повышение популярности, доказательство любви, любопытство, настояние партнера, насилие, алкоголь, страх, протест, самоутверждение. Предотвратить это может организация совместно проведенного времени всей семьей. А увеличат риски: негативное отношение родителей к ребенку, недостаток тепла и поддержки в семье.
Психологические функции мастурбации: снятие сексуального напряжения, повышение уверенности в себе, знакомство с эрогенными зонами, снятие стресса.
Сексуальная (получение оргазма в сексуальных отношениях). На этой стадию чаще переходят юноши, а девушки остаются в эротической стадии, делая акцент на отношениях
Источник: Е.А., Кащенко, С. Агарков "Онтогенез сексуальности: от зачатия до смерти"
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.