Магическое мышление – как ребенок пытается «спасти семью». На примере фильма «Игра слов»

Автор статьи: Ольга Сергеева

 Фильм «Игра слов» (2005) отличается удивительной точностью в психологической прорисовке семейной системы и активизации магического мышления у ребенка в момент ее кризиса. 
     Магическое мышление  как ребенок пытается спасти семью  На примере фильма Игра слов

      В фильме мы видим семью (муж, жена, сын и дочь), организованную вокруг фигуры  «великого отца». Ричард Гир играет профессора, преподавателя истории религии, фиксированного в архетипе мессии, уверенного в  собственной духовной исключительности. Он правоверный иудей, погруженный в каббалу и священные тексты.

      В перерывах между рассуждениями о боге он играет на скрипке, заставляя близких наслаждаться классической музыкой, и еще готовит правильную еду. Домочадцы должны все это потреблять – духовные проповеди, классическую музыку и здоровую пищу.

       При этом он очень обаятелен, как может быть обаятелен Ричард Гир. От этого тихое психологическое насилие, совершаемое им, приобретает трудноуловимый характер. 

      Рядом с таким человеком остальным  бывает трудно чувствовать себя достаточно ценными, никто даже близко не может дотянуться до «величия» отца. Гир очень точно играет этот «скрытый» тип нарциссизма, когда человек затмевает, вытесняет других и не способен заметить, что забирает у них то пространство, где они могли бы быть самими собой.

     При внешней открытости и доброжелательности он остается эмоционально недоступным. Он обаятелен и общителен, но в действительности не видит другого и контактирует только со своими проекциями. Он смотрит на тебя, но общается с самим собой. Другие для него существуют только как  его отражение. 

    ------------------------------------------------------

         Каждый член семьи научается по-своему выживать в этой  ячейке.

        Внимание отца – самый дорогой ресурс и главная ценность, за которую идет соревнование между ними. 

       В начале фильма близость к патриарху распределяется следующим образом.

      Первое место занимает сын, юноша примерно 16-ти лет. Он занимается игрой на виолончели и поэтому может участвовать в струнных дуэтах с отцом. Это делает его фаворитом в гонке за отцовское внимание.

     Однако внезапно его первенство начинает оспаривать младшая сестра, тихоня лет 12-ти, с признаками легкого аутизма и шизоидной замкнутости.  Неожиданно для  всех она выигрывает в школьном конкурсе орфографии и получает приглашение выступить на городских соревнованиях.  

       Мать (Жюльетт Бинош) на этот момент находится на задворках отцовского внимания. Кажется, она не представляет интереса и даже не пытается бороться за внимание мужа. В действительности она давно уже тихо сходит с ума, не привлекая внимания домочадцев. Позднее обнаруживается, что она клептоманка со стажем. Из ворованных вещей она много лет создает собственный рай в тайно купленной отдельной квартире.

        Итак, все начинается с того, что дочка вступает в борьбу за внимание великого отца. Она всерьез взялась за орфографию и выигрывает один конкурс за другим.

     Папа с удивлением обратил на нее свой взор. А вдруг моя дочь  скрытый гений?  – задумывается он

и, возможно, впервые  испытывает интерес к своему ребенку, поскольку тот начинает «подавать надежды». Так обычно нарцисс порождает нового нарцисса.

        В итоге брат оказывается оттеснен. В связи с этим у него просыпается сепарационная агрессия, и для мести он выбирает самый простой способ, который можно найти в еврейской семье. Он влюбляется в девушку-кришнаитку и вписывается в их общину.  Вместо изучения каббалы он начинает распевать Харе Кришна и пропадать из дома.

        Отец поначалу этого не замечает, т.к. увлечен дочкой, подающей надежды на особые способности. Дочка, окрыленная вниманием отца, стремительно покоряет одну вершину за другой. Она выигрывает конкурс города, затем штата, и наконец получает путевку на национальный конкурс в Вашингтоне, где ей предстоит бороться за первенство страны.  

        Отец тут же решает, что в ее лице он получает долгожданный знак от бога. Конечно, он избранный, пусть и через дочку.  Как свойственно мессиям и гуру, он начинает пичкать дочь всем тем, что открылось ему в одиноких мистических штудиях. Он  уверен, что дочь должна достичь в мистике каббалы тех вершин, которых не удалось достичь ему самому.

        Дочка, в свою очередь,  изо всех сил старается не обмануть ожидания отца. Она становится вторым Я своего отца, полностью отождествляется с ним и погружается в далекие для детской психики глубины священных текстов. Мало помалу это начинает напоминать шизофрению у ребенка, которого насилуют метафизикой.

           Кульминация истории наступает, когда отец готовит дочку к высшему триумфу. Они едут в Вашингтон на национальный конкурс орфографии, на котором девочка, разумеется, должна победить. Отец лично занимается ее подготовкой, искусно соединив орфографию с мистикой  каббалы. Отец учит ее соединяться с божественным духом, чтобы тот вел ее к победе, помогая раскрывать внутренний смысл слов. Он полностью поглощен дочерью, которая стала его главным нарциссическим ресурсом. 

-----------------------

           Но тут случается кризис у мамы. На фоне стремительного восхождения дочки на вершину благоволения со стороны главы семейства, мама окончательно сходит с ума.  На самом деле сходила с ума она уже давно, тихо угасая в тени своего великого мужа, но до сих пор не привлекала к себе внимания.

        Еще подростком жена пережила психическую травму, когда ее родители погибли в автокатастрофе, к тому же родители отсылали ее жить в пансион. Так мать семейства стала тайной клептоманкой, о чем никто не догадывался. Ей, как и многим женщинам, удавалось искусно играть хорошую хозяйку и заботливую мать. Однако в своей ложной благопристойности она зашла слишком далеко, вплотную подойдя к опасному краю внутреннего конфликта.

         Жена могла сохранять свою идентичность в этой семье только одним способом. После работы она уезжала на окраину, где подыскивала дома в отсутствии хозяев и  обкрадывала их, испытывая истинное возбуждение. Она забирала только то, что блестит – стекло и украшения, т.к.  образ разбитого стекла запечатлелся в ее психике в связи с гибелью родителей.

         В результате из украденных вещей она сумела создать в своем тайном убежище многометровую инсталляцию мерцающего света. Это было что-то вроде ее храма, где жила ее память о родителях, а также ее искореженная, но все же своя, мерцающая в украденных стекляшках, идентичность. Та идентичность, которой не могло быть места рядом с ее великолепным мужем.

       Когда дочь начинает проявлять себя слишком ярко, мать переживает кризис и радикально «перетягивает одеяло на себя». Она использует свой единственный шанс оторвать мужа от дочери — это арест и каминг-аут.

      Бессознательно она выбирает для очередной кражи дом, где ее застают хозяева. Полиция обнародует ее тайную квартиру, завешанную инсталляциями из украденных  вещей. Семья в шоке. Мать помещают в психиатрическую клинику для лечения клептомании.

         Потрясенный отец семейства оказывается распятым между женой и дочерью, одинаково сильно тянущими его каждая в свою сторону. Все это происходит накануне решающего конкурса по орфографии в Вашингтоне.

---------------------------------------------------------------

           Теперь, собственно, мы подходим к теме статьи –  активизации магического мышления у ребенка, который считает,  что должен спасать гибнущую семью.

         Дочь понимает, что именно и зачем делает мать. Она как бы эмпатически слышит, интуитивно прочитывает  ее мольбу и требование.

         Между девочкой и братом происходит важный разговор. Для брата очевидно, что отец использует дочку для самоутверждения, как раньше использовал его. Этими мыслями он делится с сестрой, одновременно обесценивая ее успехи, т.к. в нем говорит также и его ревность и соперничество.

- Отцу нужен только он сам и его слава, - говорит юноша.

- Нет, - отвечает девочка. -  Ему нужна мама.

          С этого момента она встает в сердцевину семейного клубка противоречий и берет на себя ответственность за его разрешение.

         Девочка чувствует эдипальную вину за то, что узурпировала отца и  отняла его у матери (на самом деле отец и до этого не принадлежал матери).

      Девочка тоже распята между двумя требованиями – победить в конкурсе, чтобы сделать счастливым отца, оправдать его надежды и стать для него главной. И одновременно -  спасти свою мать, вернуть ей внимание отца и отдать ей первенство. 

       Но как это сделать? Ведь одно исключает другое. Отцу нужна ее победа, а матери нужно ее поражение.

           Что она должна выбрать – собственный успех или спасение семьи, т.е. укрепление союза родителей, поднятие значимости матери за счет своей? Кого она должна принести в жертву, символически убить – мать или себя?

         Девочка перегружена этой непосильной задачей, способной свести  ребенка с ума. Накануне финального конкурса она уединяется в комнате, достает полученную от отца священную книгу и начинает медитировать. Она погружается в транс и переживает эпилептический приступ. По сути. она занимается неким магическим ритуалом, ищет ответ и способ спасти всех.

-------------------------------

        

Наутро мы видим ее на конкурсе. Она  на сцене, в зале сидят отец и брат,  взволнованно следят за происходящим, мать смотрит телевизионную трансляцию в психиатрической клинике. Девочка находится на пике выбора.  

          Наконец, она остается в финале вдвоем с другим ребенком - претендентом. Чтобы одержать окончательную победу, ей нужно правильно произнести последнее заданное судьями  слово. Это слово «оригами». Она хорошо знает, как пишется это слово, т.к. они прорабатывали его  с отцом. Победа у нее в руках.

           И тут режиссер создает целый спектакль, обрисовывающий процесс ее выбора и магического деяния. Мы видим, как эйдетическое воображение безошибочно рисует ей образ каждой буквы этого слова. Она медленно произносит одну букву за другой, пошагово двигаясь к  триумфу. И, наконец, произнося предпоследнюю букву, она делает намеренную, очевидную ошибку.

        Отец, на секунду до этого уверенный в ее победе, потрясенно смотрит на нее, не понимая, что произошло. Очевидно, что она знала правильный ответ. Дочь и отец обмениваются долгим взглядом и оба понимают, зачем она сделал ошибку. Она уступила, осознанно принесла себя в жертву.

              Брат и отец обнимаются в зале со слезами на глазах, счастливая мать плачет, глядя в телевизионный экран. Это моя дочь, - с радостью говорит она сидящей рядом медсестре.

          Этот финал крайне сложен, в нем можно увидеть множество смыслов.

            Девочка отдала победу матери, чтобы не быть номером один в семье. Так она пытается сохранить целостность семьи, предотвращает  ее разрушение ценой самокастрации.

        С другой стороны, отец знает, что она ошиблась намеренно. Так что по сути она остается победительницей, даже победительницей в кубе, ведь она совершила самопожертвование у него на глазах.

      В результате, она победила свою мать еще более убедительно, чем если бы просто забрала главный приз национального конкурса. Теперь она не просто главный вундеркинд в семье. Она теперь главная святая. Нимб с головы отца переходит на голову дочери, нарциссический круг замыкается.

         Не менее важно, что отец получает подтверждение полезности своих духовно-просветительских вложений. Ведь именно священные книги и упражнения привели дочь к идее самопожертвования.

--------------------

          Магическое мышление в данном случае работает как вера девочки в то, что она может и должна спасать целостность своей семьи, принося себя в жертву. Она берет ответственность за ошибки родителей. Она берется решать их проблему, что для ребенка непосильно.

        Можно предположить, что в данном случае это может вести не только к усилению уже существующих у нее шизоидных тенденций, но и к паранояльной идее, что она управляет миром, т.е. семьей, и обретает особый статус спасительницы, который ей придется нести и дальше.

Ее отец и мать оба жили в своих нарциссических чертогах. Отец  построил непроницаемый мир своего великолепия и духовного превосходства. Ослепленный своими благодеяниями, он не замечал, что в реальности происходит с его близкими.

Мать построила психопатическое убежище из своего невроза, создавая мемориал в память о непережитой травме. Ее клептомания была призвана дать ей ту энергию, которую она потеряла вместе с ушедшими родителями.

Когда девочкам сталкивается с этим семейным разломом, остроту которого она невольно спровоцировала своими интеллектуальными успехами, она включает магическое мышление, т.к. верит, что только ее всемогущество в силах решить эту проблему.



Просмотров: 440
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Отец – никто! Мать лучше знает!
  • Как сообщать ребенку о смерти близкого (отец/мать, дедушка/бабушка, брат/сестра).
  • Отец и мать для ребенка после развода
  • Мать и отец: воспитание ребенка
  • Влияние отца на жизнь дочери. Отец как внутренняя опора.
  • Я хочу убить свою мать, и выйти замуж за своего отца. Комплекс Электры
  • Мать-Отец-Ребенок / Мужчина и Женщина.
  • Мать или Отец - кто важнее?
  • Сказко-инсайт. Почему отец не взял Золушку свою родную дочь на бал?
  • Собранный отец, расслабленная мать и наоборот
  • Отец и мать, переработка образов и опыта
  • Отец избивал мать - 5 основных последствий
  • Проблемы переедания: не такая мать, не такой отец.
  • Я ненавижу свою мать (отца)
  • Отец и дочь
  • Отец и дочь.
  • Травма отношений. Отец и дочь.
  • Дочь и отец, принцесса по жизни
  • "Коли есть отец да мать, так ребенку благодать" или о психологии отцовства.
  • Дочь - любимая женщиная отца, сын, победивший отца или что мы делаем с детьми
  • « Кто отец ребенка?» — иногда лучше этого не знать.
  • Кому ты служишь, мама? «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».
  • Кого выбрать: мать или отца?
  • Вирус в семейной системе: ненавижу мать свою, а дочь свою хочу любить...
  • Почитай отца твоего и мать... Зачем?
  • «И враги человеку — домашние его» (Мф. 10:34-36) Или как почитать отца и мать своих
  • Женщина. Мать. Дочь. Кто вы для своего мужчины?
  • Что делать, если начальник похож на отца или мать.
  • Правильно ли мы понимаем роли "мать" и «"отец"?
  • Воспитательница – мать, укравшая сына у отца



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь