|
Раннее приучение ребенка к горшкуАвтор статьи: Кириллова Софья Григорьевна
Приучение к горшку является очень спорной темой. Современные тенденции: дети ходят в памперсах. Гигиенической причины в том, чтобы приучать к горшку, нет. Поэтому вопрос переходит из плоскости гигиены в плоскость социальной нормы и психологических рисков. Общемировой или культурной социальной нормы на этот счет нет. Если есть в Вашем кругу общения, жесткие и однозначные представления о том, в каком возрасте приучать, то вот у Вас такая локальная социальная норма. Я не буду говорить о ней. Буду говорить о том, какие особенности есть при приучении ребенка к горшку на разных возрастных этапах. Сразу обозначу: я не считаю, что непоправимый психический вред ребенку можно причинить тем, что приучение к горшку происходило на том или ином возрастном этапе. Зато можно причинить вред тем, как это сделано. Есть адепты «приучения к горшку» с рождения или первых месяцев. По сути, то, что у них происходит, это не приучение к горшку, а высаживание ребенка, а точнее, держание ребенка в определенные режимные моменты над тазиком, над пеленкой, над раковиной и т.д. Оказывает ли это негативное психологическое влияние на ребенка? Нет. Есть мнение, что таким подходом родители формируют у ребенка рефлекс. Причем рефлекс писать по часам или писать, потому что сняли одежду. На самом деле они просто подстраиваются под естественные процессы ребенка. Проблемы возникают, только если мама старается все время угадать "когда же", и все время не угадывает. Если происходят постоянные неудачи, то естественная реакция на неудачу - агрессия. Женщина может срываться на ребенке, а может и подавлять свои чувства, но это тоже сказывается на отношениях с ребенком и окружающими. Поэтому важным моментом является то, что такие вещи стоит делать только в том случае, если Вы именно у своего ребенка, именно у этого ребенка, отследили последовательность выделительных процессов, а не вычислили по звездам, что ребенок должен писать каждые 1,5 часа, а какать 5 раз в день. Тут слово «должен» не уместно. Более того, день ото дня нормы одного и того же ребенка могут разниться. Если возникает малейшее раздражение от результатов «высаживания», прекращаете эту практику! Те, кто так рано начинают высаживать – редкие экземпляры, их опыт недостаточно изучен. Поэтому глобальные выводы о вреде такого подхода у меня вызывают сомнения. При этом на любом возрастном этапе(и не только касательно горшка) важно то, почему мама решила заняться приучением, и как далеко она готова зайти для достижения поставленной цели. Если для нее важно приучить именно в 1 месяц, чтобы люди видели, что она крутая мать, то проблемы могут возникнуть даже при небольшом отклонении от плана.
Следующим вариантом возраста приучения к горшку является высаживание на горшок в 6-9 месяцев, когда ребенок уже уверенно сидит. Можно высаживать ребенка после сна или, если можете поймать (не со всеми детьми это возможно), то когда ребенок тужится, чтобы покакать. Не считайте это достижением "приучила к горшку". Вы познакомили ребенка с горшком. Из плюсов такого подхода я могу выделить, что только в этом возрасте можно увидеть, как ребенок рад содержимому горшка, потому что писает или какает в него. До года (в 6-9 месяцев) для ребенка то, что из него что-то льется - это мегакрутой эксперимент. Был горшок пустой, а теперь нет. Они получают удовольствие от созидательного процесса. Правда, восторгаться он будет недельку, вряд ли больше. После этого, если очень хочется родителям, можно начать высаживать каждый час или другие промежутки. Ребенок в этом возрасте обычно не сопротивляется таким предложениям. Если сопротивляется - не настаивайте. Но стоит учитывать, что все равно в год ребенок, очень вероятно, откажется от того, что его отрывают от "дел" ради горшка (даже, когда ребенок уже час терпит и вот-вот из ушей польется). Поэтому я рекомендую высаживать после сна, а в другие режимные моменты - по желанию. Если решите приучать в 6-9 месяцев, то количество белья в стирке или использованных подгузников станет меньше. Он может начать проситься на горшок, а может и не начать. И если начнет проситься - это тоже не гарантия, что не будет регресса в год или около того. У ребенка в 6-9 месяцев не возникает конфликта мотивов (типа "я привык писать в штаны, мне это нравится, не буду писать на горшок"). Высаживание на горшок в момент, когда ребенок испытывает желание писать или какать, для него так же естественно, как писать или какать стоя в кроватке, ползая по полу, сидя на стуле. Ребенок не отучается от старой привычки в пользу новой. Мотивация ходить на горшок у него не команда "пись-пись", а "вау, что это из меня вылилось/вывалилось!". Мотивация познания и игровая. В этом возрасте человек мыслит через ощущения. Ощущения, новые впечатления, возможность манипулировать предметами (менять их местоположение, форму, извлекать звук…) – это основа интеллектуального развития данного возрастного этапа. Ближе к году и чаще всего примерно до 1,5 лет - первый кризисный период. В это время приучать к горшку не стоит. Вероятность вызвать стойкий протест, со всеми вытекающими, которыми стращают те, кто против раннего приучения, достаточно высокий! То есть если родители настаивают, а ребенок противится, можно дойти до невротизации ребенка, энуреза, недержания стула, сложностей приучения к горшку, которые могут затянуться надолго. И в итоге «первые станут последними»: подружки, которые начали приучение в 1,5-2 года быстрее приучат, чем те, кто попал в кризис и протест. Собственно, как и родители, которые протянут с приучением до кризиса 3 лет (который может начаться в 2,5-4 года). Так же с проблемами с приучением можно столкнуться, если родители разводятся, был переезд, отпуск, поездка к бабушке (период адаптации), начало посещение сада и любые другие кризисные явления (кризисы бывают не только возрастные!). Можно начать приучать к горшку после полутора лет. В данном возрасте самый лучший способ приучить к горшку - это пример. И если в год-полтора Вы столкнулись с отказом от горшка у ребенка, которого познакомили с ним до года, то опять же, преодолеть кризис поможет пример. Берите ребенка с собой в туалет. Объясняйте, что Вы там делаете (теми же словами, что просите от него сделать дела на горшок). Сажайте его на горшок после сна рядом с собой в туалете. Если Вам такой подход неприятен, то подождите еще.
Также около 3 лет можно столкнуться с тем, что ребенок после начала приучения к испражнению кишечника в горшок, при появлении у него позыва к дефекации, становится как будто скованным, и отрицает, что хочет какать. Стремиться спрятаться, и сделать дела как привык – стоя. Ведь ребенок, который не приучен к горшку, в 3 года какает чаще всего стоя. Ему тяжело понять, как это делать на горшок. Все же в разных позах мышцы работают немного по-разному. Он может бояться, что мама что-то от него хочет, а он реально не понимает, КАК это сделать сидя. Некоторые дети могут вызывать запор: сдерживают позыв, он проходит. При появлении таких проблем стоит обратиться к врачу. Врач назначает клизмы или свечки. Чтобы не вызвать невротизацию от этих процедур следует выполнять следующие рекомендации:
Хочу обратить внимание, что я пишу о случае запора вследствие приучения к горшку. Если запоры мучают ребенка долго, если ребенок еще грудной и т.д. - это все немного другие ситуации. Врач Вам даст другие рекомендации, возможно, включающие употребления клетчатки, овощей, чернослива. Это все не помешает и при психологических причинах запора. Но статья не о лечении этой проблемы. Несколько слов о распространенных заблуждениях на тему приучения к горшку. Чтобы разобраться в психологии приучения к горшку, нужно понять, зачем вообще люди ходят в туалет? Как они принимают такое решение в идеале? Очевидно, что люди считают нужным свои испражнения скрывать с глаз других людей, как и сам процесс выделения. Это некоторая брезгливость. И она может формироваться после двух лет, по примеру сородичей. Нет исследований на тему о том, когда без родительского примера ребенок сам решит прятать продукты жизнедеятельности. То есть о биологических границах, когда же ребенок без обучения станет сам искать решение проблемы – нет информации. Вывод простой: те, кто говорят, что ребенок созревает до того, чтобы сам понял, что надо так делать – не опираются ни на что. Даже в 3 года ребенка учат ходить на горшок. Бывает, что некоторым детям достаточно 1 разговора на тему горшка с родителями, и пары успешных походов, чтобы приучиться к горшку. Но это все равно обучение. Слышала точку зрения, что раннее приучение к горшку – это формирование условного рефлекса, поэтому так делать нельзя. И ребенка учат как собачку Павлова. Дрессируют. Ребенок потом вырастет и не сможет пописать без слова "пись-пись", у него будет невроз и тд. Насчет рефлекса сразу поясню. У человека вся высшая нервная деятельность - сплошные условные рефлексы. Бояться этого слова не надо. Но есть нюансы. Психофизиологи 20 века активно занимались получением нужного поведения с помощью внешней стимуляции. Могли устроить эксперимент с ударами током, как способом наказания за неправильный ответ. Они вырабатывали активно (и часто форсировано) условные рефлексы, ответственные за поведение. Минусом их подхода было то, что, меняя поведение человека, они почти никак не влияли на его мотивацию (то, что его раньше заставляло себя вести именно так, как он себя вел). То есть не снимали внутренний конфликт и причины неприятия нового стереотипа поведения. Этот внутренний конфликт может приводить к плохим последствиям. И таким образом, действительно, нужно быть осторожными в выработке условных рефлексов просто стимуляцией нужного поведения. Но лично мне сложно представить, как такая стимуляция проявляется в приучении к горшку в раннем возрасте, какой может быть конфликт мотивов? Противники раннего приучения считают, что при раннем приучении ребенок приучается писать, не потому что хочет, а потому что посадили. Посадили - мышцы расслабились, ребенок пописал или покакал. И кстати, многие, кто рано приучал к горшку, подтвердят, что да, когда только приучили ребенка к горшку в 6-9 месяцев, он стал чаще писаться/какаться сидя за столом на стульчике, а не стоя или на корточках. То есть в принципе замечание-то верное. Есть такой эффект. Но знаете что... Авторы данных концепций совершенно не уделяют внимание тому, что у условного рефлекса есть угасание (если не будет подкрепления условного рефлекса некоторое время, то рефлекс исчезнет)! Ребенок, достаточно быстро понимает, что писать и какать надо не просто сидя, но и с соблюдением других условий: без штанов и в специально отведенных местах (на горшке). Тот факт, что сформировался условный рефлекс "какать сидя", не приводит к тому, что ребенок до школы будет какаться, садясь на стул. И уж тем более не приведет к тому, что ребенок сможет писать и какать, только если его кто-то куда-то посадит. На чем настаивают некоторые теоретики. Еще есть мнение, что лучше приучать к горшку не до года, а после полутора-двух лет. Утверждают, что в этом возрасте менее вероятен протест. Но в 6-9 месяцев как и в 1,5-2 года протест ребенка возможет только при неправильном подходе или попадании в "плохое настроение" ребенка. Мы, взрослые, идем в туалет по одной из двух причин: потому, что чувствуем позыв, или потому что долго не сможем в ближайшее время посетить зону удобств (идем гулять, перед дорогой, перед лекцией, перед длительным собранием и тп). То есть это два разных случая: позыв к испражнению или долгосрочное планирование. Этому же мы учим и детей. В саду всех детей высаживают по часам: до прогулки, после прогулки, после сна и так далее. Навык ходить в туалет без позыва необходим. Поэтому те, кто говорит, что это противоестественно лукавят. Неужели сами вдалеке от дома хотят под куст вместо того, чтобы перед выходом на улицу сходить? Опять же сторонники позднего приучения говорят, о необходимости осознанного со стороны ребенка отношения к горшку: чувствует позыв и просится, идет на горшок перед режимными моментами, потому что в этом возрасте уже понимает, что так надо делать, а не по привычке. Усомнюсь. В 18-24 месяца такого рода осознанности у детей быть не может. Они импульсивны, они склонны не замечать свои позывы в туалет, т.к. заняты более интересным и актуальным для них делом (игрой, просмотром мультиков), да и у них уже есть сформированный рефлекс: появился позыв писать - писай в штаны. О том, что у ребенка в 1,5-2 года может появиться мотив «надо сходить в туалет, т.к. потом будет не сходить» (перед сном, перед прогулкой) нужно сказать отдельно. Ребенку можно рассказывать о последствиях («Сейчас не сходишь - потом описаешься»), дать ему эти последствия ощутить: реально не сходил, реально описался через полчаса - час или не сходил - запросился на улице в туалет, и пришлось уходить с прогулки. Но! Даже если ребенок как мантру за Вами повторяет данные умозаключения и причинно-следственные связи, для этого возраста НЕ ХАРАКТЕРНО ИХ ОСОЗНАВАТЬ! Отложенные последствия частично начинают осознаваться ребенком не ранее трех лет. А вообще действительно характерными они становятся ближе к 5 годам с появлением ощущения времени (а не жизни одним моментом). Не думайте, что если Ваш ребенок может сформулировать умозаключения с причинно-следственными связями (что тоже очень большая редкость для возраста 18-24 мес, когда большинство детей говорит односложными предложениями максимум, а зачастую только отдельными словами), то это говорит, что он готов контролировать свое поведение и принимать решения согласно осознанию отложенных последствий. Такая переоценка ребенка ведет... тадам... опять же к невротизации, и тому же самому, что и неудачное приучение к горшку в 1 год (в том числе к формированию опять же патологического отношения мамы к ребенку). Есть несколько общих рекомендаций на тему приучения к горшку:
Самое мое главное пожелание относительно этой темы: «Не спорьте с теми, кто выбрал не тот возраст приучения к горшку, что Вы».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|