|
Приучение к горшку: психологические аспектыАвтор статьи: Селякова Ирина Сергеевна
Многие родители склонны торопить события, чем провоцируют лишние сложности. Неправильные методы и слишком раннее приучение к горшку могут приводить к отдаленным эмоциональным и поведенческим проблемам. Главный ключ к успешному освоению туалетных навыков-готовность ребенка, которая складывается из нескольких составляющих: 1.В первую очередь у малыша должна быть достаточно развита способность контролировать сфинктеры кишечника и мочевого пузыря. Т.е. он должен уметь «держать» и «отпускать» по своему желанию. Большинство детей достигают этой способности примерно к 18 месяцам.Однако одной способности контролировать сфинктеры недостаточно. 2.Большое значение имеет достаточный уровень владения своим телом на уровне крупной моторики, эта готовность проявляется в уверенном освоении таких навыков как -ходьба, подъем и спуск по лестнице без поддержки -умение быстро расстегивать пуговицы и снимать одежду -возможность самостоятельно садиться на горшок, контролировать свое положение и др. 3. Третья важная составляющая часть-это эмоциональная готовность, которую для большинства родителей определить труднее предыдущих. Сложность в достижении эмоциональной готовности состоит в том, что наряду с достижением физической зрелости, дети в возрасте полутора лет вступают в так называемую фазу «негативизма». В этот период ребенок начинает осознавать свою отдельность от матери и испытывает большое желание проявить свою позицию во всех доступных сферах. Он будет отстаивать свое право на внутреннюю автономию, настаивая на принятии самостоятельного решения в том что и в каком количестве он будет есть, какую одежду одевать, когда ложиться спать и т.д. Все родители знают, что любимым словом в этом возрасте становиться слово «нет», и малыш с большим удовольствием начинает отказываться от любых просьб и указаний взрослых. Негативизм и упрямство, пик которых приходится на 15-18 месяцев являются показателями здорового развития-дети стремятся почувствовать контроль над своим миром и для того чтобы получить некоторую власть над собой, своим телом и окружением они используют все доступные способы. Это естественное и здоровое стремление к контролю может привести к борьбе за власть, так как малыши быстро понимают, что один из способов чувствовать себя автономными- это проявить сопротивление желаниям родителей. И, конечно, в этот период основная борьба разворачивается вокруг горшка, так как для ребенка сложно не заметить насколько для родителей важна и эмоционально заряжена эта тема. Способность контролировать свои сфинктеры становиться мощным средством манипуляции родителями: ребенок понимает, что может заставить родителей сделать что угодно, например, поскорей уйти из надоевшего места или бесконечно оттягивать поход в детский сад. В отдельных случаях подобное противостояние родительским интересам, и желание отстоять контроль за своим телом, которое проявляется в чрезмерном удерживании мочи или содержимого кишечника может приводить к таким последствиям как запоры, невротические расстройства. Вот почему важной задачей родителей является сохранение спокойствия в таком деле как приучение малыша к горшку, а основа успеха в этом процессе -это сопровождение ребенка в его развитии, а не лишение его права на управление своим телом. Пока ребенок понимает, что тема освоения горшка-это отличный повод доказать свою власть в отношениях с родителями, он будет более склонен сводить вас с ума, чем сотрудничать. И чем более настойчивыми будут родители, тем более глубоким будет сопротивление. Если между матерью и ребенком существует скрытый эмоциональный конфликт, отказ от использования горшка будет отличным способом выразить свое несогласие. Некоторые родители пытаются использовать поощрение, пытаясь заинтересовать малыша и удержать на горшке, используя для этой цели разнообразные средства-телефон, просмотр мультфильма, давая то или иное вознаграждение в виде любимых сладостей. Такой метод может давать результаты в краткосрочной перспективе, однако является достаточно рискованным своими последствиями, т.к. во-первых не дает возможности самому малышу учиться улавливать сигналы своего тела, инициатива использования горшка и управление процессом-принадлежит взрослому, а использование поощрения за хороший результат научит ребенка очень быстро манипулировать и наказывать родителей в случае если они не удовлетворили какое-либо его желание. Также для родителей важно проявлять аккуратность в отношении похвалы за проявленные успехи. Есть смысл похвалить малыша, если он вовремя просигнализировал о своей потребности, принес горшок, сам снял штаны, не забыл помыть руки и т.д., но похвала за сам результат, который можно увидеть в горшке может принести нежелательные результаты. Поскольку похвала и награды мотивируют ребенка, в какие-то моменты он будет стараться угодить взрослому, пытаясь получить результат на дне горшка, но в тех случаях, когда старания не увенчаются желаемым успехом-ребенок получит не самый лучший опыт. Важно дать малышу понимание того, что люди реализуют свои физиологические потребности-ходят в туалет, принимают пищу не для того чтобы доставить удовольствие другому, а ради собственной необходимости. Принуждение ребенка сдерживать свои потребности, прежде чем он сформировал свою готовность, в сочетании с давлением и жесткостью родителя способствует формированию определенной личностной структуры, для которой характерно автоматическое подчинение авторитету, покорность силе и власти. Вынуждение контролировать сфинктеры прежде чем произошло адекватное развитие мышечной и нервной системы, заставляют ребенка слишком рано подавлять свой гнев и ярость. Переживание ощущения подконтрольности, осуждения, стремление соответствовать требованиям делают важный вклад в развитие компульсивно-обсессивных расстройств. КОГДА ЖЕ РЕБЕНОК БУДЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ГОТОВ? Самый простой ответ на этот вопрос будет звучать так: когда поймет, что возможность быть как взрослый в деле освоения туалета представляет собой ценность для него. Оптимальный вариант-дождаться пока у ребенка созреет собственный интерес и он захочет сходить в туалет как мама и папа. Не бойтесь проявлять беспечность, давая понять ребенку, что для вас эта тема не имеет большого значения. Если же вы проявляете больше собственной мотивации, чем следуете естественным интересам ребенка, если вы подкупаете или наказываете его за то, что он не использует горшок-вы создаете борьбу за власть. Есть много факторов, которые могут оказывать влияние на созревание ребенка. Зачастую младшие дети гораздо раньше осваивают горшок, чем их старшие братья и сестры, т.к. « включается момент соперничества» и младшему не терпится как можно быстрее почувствовать себя равным старшему, повысить свой статус. В любом случае, если на ребенка не оказывалось давления, ближе к двум годам он становится способным постепенно понимать какие преимущества дает ему отказ от подгузников. Родители могут мягко способствовать в этом созревании, читая рассказы или обсуждая какие-либо истории, которые могут «разжечь» си желание «повзрослеть» в этом вопросе, и самое главное-инициатива будет исходить от ребенка. При этом важно не допускать превращения этого сценария в сценарий «Если ты сделаешь это, то получишь то-то…» Тогда такая тактика начинает работать как метод вознаграждения и превращается в инструмент управления родителями. ПОЗВОЛЬТЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ КОНТРОЛИРОВАТЬ ПРОЦЕСС Предоставьте малышу как можно большую независимость в соответствии с его пониманием и способностями. Придерживаясь такой позиции вы сможете избежать самой распространенной проблемы, с которой сталкиваются родители-это сопротивление малышей. Очень важно проявить уважение к личной эволюции ребенка. Особенная чуткость всегда требуется тогда, когда речь идет о теле и интимных зонах, любое давление в этой сфере должно быть исключено. Эффективное обучение горшку, проводимое в подходящем возрасте, может иметь множество преимуществ для жизни и личности ребенка. Чуткость родителей и их реакции на успехи и промахи будут определять то как пройдет ребенок этот непростой и важный период: разовьет ли здоровое чувство независимости или его отношение к себе будет наполнено стыдом и сомнениями. Дорогие мамы и папы! В данной статье отражены лишь основные, но далеко не все психологические аспекты приучения к горшку. Если у вас есть вопросы по этой теме или у вашего малыша возникли те или иные трудности, большой поддержкой в разрешении актуальных задач может стать консультация специалиста. Индивидуальная консультация поможет вам понять с чем могут быть связаны сложности именно вашего ребенка и подобрать индивидуальную стратегию решения вопроса. © Селякова И.С. 2019
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|