Вторичные выгоды людей через призму возрастной периодизации. Часть I-я.

Автор статьи: Татьяна Силаева

 

Вторичные выгоды людей через призму возрастной периодизации.

Часть I

 

У каждого человека есть желания,

которые он не сообщает другим,  и желания,

в которых он не сознается даже себе самому

(Фрейд)

 

Вторичные выгоды людей через призму возрастной периодизации Часть I я

 

 

Возрастная периодизация – это наука о периодах формирования жизненно необходимых функций восприятия-реагирования для наиболее эффективного взаимодействия человека с самим собой и с обществом. В общих чертах - всему свое время. Это значит, что в детские годы взросления каждый год, либо определенный временной отрезок формирует тот или иной паттерн мыслеобразов, чувств, реактивных действий-противодействий, ценностную структуру, влияющую на развитие и образ жизнедеятельности личности.

Однако, трагедия (впрочем, как и счастье) жизни, таковы, что индивидуальное начало человека (его ид) конкурирует с суперэго (сверх нормами общества) –естественное идеальное человека конкурирует с идеальным образом общественной морали. Из-за чего, у растущего индивида – фрустрация. Например, в школе его воспитывали на идеальных ценностях и примерах – добро, честь, справедливость, правда. Молодой человек вышел в жизнь (после школы): а там его поджидали в «темных переулках» двойная мораль, правда «у каждого своя», предательство, несправедливость –У взрослого ребенка – ФРУСТРАЦИЯ –в лучшем случае. В худшем –великая депрессия!!! И не только у одного – у всей нации, порой (вспомним великую мировую депрессию).

Все, как в детстве - НЕ ХВАТКА ЛЮБВИ!! Отвержение тебя естественного! Чтобы выжить и не потерять свою самооценку и достичь своей выгодной цели, человек пользуется скрытой выгодой – бессознательно (то есть, не отдает в этом себе отчет, буквально, не отслеживает. А зачем - зачем признаваться себе в своих неблагонамеренных, порой, мыслях-желаниях-поступках? Чтобы выжить?). Действительно, к чему это? Зачем усложнять себе жизнь?

Вот и вязнем в своих вторичных выгодах годами, поколениями, жизнями!

Рассмотрим же формирование скрытых выгод в контексте возрастной периодизации:

Маленький ребенок (до 3-х лет) плачет! Не очень умные люди думают, что он капризничает. Умные – что ребенку чего то не достает. Они правы – ребенку нужно внимание

Ребенок с 3-х лет все время твердит «Я сам». Вредный какой – думают его сестры и братья. Не воспитанный какой – говорят воспитатели. Избаловали – думают окружающие люди. А на самом деле  у малыша формируется его воля (эмоционально-волевая сфера).

Подросток

- младший подростковый возраст - протестует против любого мнения взрослых. Взрослые думают, что подросток упрямый;  не сосем умные взрослые – что он издевается над ними. А на самом деле,  так подросток отстаивает свое мнение,. формирует свое доверие к миру и понятие справедливости

- средний подростковый возраст – подросток говорит и делает, что хочет он, а не взрослые за нег (для него, во имя него)! Учителя говорят о его девиантном поведении. А на самом деле – он чуток к любой несправедливости, он слишком раним. Потому что формируются ценности подрастающего человека

- старший подростковый возраст – подросток подражает взрослым, курит, пробует выпивать, думает о сексе…Взрослые считают его испорченным. А на самом деле, формируется его самооценка и он учится брать на себя ответственность за свои действия.

- начало взросления (до 35 лет) – оканчивает «не свой институт, получает профессию не по своим способностям, женится не на своей (своем половинке). Все говорят –НЕУДАЧНИК. А на самом деле - скрытая выгода – пройти свой жизненный опыт. Сначала упасть – чтобы затем подняться (даже взлететь)!

- взрослый человек (35-45) - существует «ровненько» на заводе, за станком, дома –телевизор с бутылкой пива и сигаретой в руке. Все говорят – серость. А на самом деле так ему удобно – не надо напрягаться

- интересный (неопределенный) возраст 45-65 лет - бросает семью. Влюбляется в молоденькую (молодого). Все говорят - Развратник. Он(она) говорит. что  хочет хоть раз попробовать быть счастливым. Он думает, что рядом с молодыми – сохранит свою молодость, отдалит смерть! А на  самом деле человек так  самоутверждается (поднимает свою самоценку).

 

- зрелый возраст (65-85) – плавает, катается на «велике», путешествует. Многие смеются над ним – умирать пора, а он туда же! А на самом деле, психологический возраст «старика» таков, что он не хочет стареть – он боится потерять ИНТЕРЕС к жизни и своей активностью поддерживает радость бытия! Так он отдаляет факт смерти!

По этой же причине возрастная бабушка (дедушка)– носят молодежную одежду. Все думают – бессовестная(ый) развратная(ый) женщина(мужик). Хочет секса с молодым(ой)?!. А на самом деле, он(а) хочет  нравиться СЕБЕ. И у нее(него) есть на это основания – обычно носят молодежные вещи подтянутые-спортивные-энергичные-организованные-трудолюбивые «старушки-старики»!

- человек лежит на смертном одре – и не стонет. Все думаю, что ему не больно (душе, телу..). А на самом деле человек не боится смерти. Он доволен прожитой жизнью! Он в миру с собой! Он счастлив! Возможно, более сильно, чем когда-либо. Ведь не каждому дано принять смерть, как друга!

 

Как мы видим,  функции скрытых выгод – обеспечить гармоничное развитие, согласно возрастным этапам, обусловленным биологическими потребностями.

Если же будет, по каким-то причинам, пропущен этап развития – человек может застрять" именно в этом этапе. Также, если уделять слишком много внимания на каком- то этапе – человек увязнет в нем.

Именно поэтому наши взрослые дяденьки и тетеньки "остаются" в подростковом возрасте, когда потребность быть самостоятельным сформирована, а вот умение брать на себя ответственность – признак взрослости – не сформирован.

А как этой ответственности сформироваться?

Взрослось формируется на личном опыте, в том числе ошибочном. Но ведь подростку твердят о его никчемности и он, привыкнув верить нам, взрослым, - программирует себя на заниженную самооценку при постоянных одергиваниях, окриках, шлепках, в том числе: насилии (эмоционально-физически-сексуальном по отдельности, а порой и в комплекте). Парадокс состоит в том, что, чем больше ребенок нам дерзит и протестует - тем не увереннее он себя чувствует. И застревает в этом зависимом положении «неумехи» на всю жизнь - и взрослый ребенок тоже (муж-жена, мама-папа, дед-бабушка) .

 Как же отследить свою скрытую выгоду и превратить ее себе в пользу?

Вот метод работы со скрытой выгодой:

  • Задайте вопрос – для чего нужна мне моя скрытая выгода? Что я с ее помошью получаю? Выписать все эти «что». Осознать их. Готовы ли вы отказаться от этих «бонусов», получаемых с помошью скрытой выгоды?

- Убрать не нужное (вычеркнуть не нужные пункты «бонусов»).

- Если не убираются – то принять (согласиться в их необходимости) – и оставить.

 2. Если убрать скрытую выгоду не получается – подумать, где я могу получить желаемое (то, что обеспечивается скрытой выгодой – например внимание от близких своей болезни) – где и как я могу получить внимание без болезни? Понять, что принятая нами скрытая выгода (например, болезнь) и то, что она обеспечивает (дает) – (например, внимание-любовь)

–  дает нам возможность сохранять энергию и быть «в миру с собой» - быть здоровой, спокойной и счастливой, без внутри личностных конфликтов, приятие себя и мира.

3. Порой – ЭТИ внимание-любовь, иллюзорные. Однако, даже относительная любовь, все же лучше, чем не внимание, Потому что, когда о тебе заботятся (даже вынужденно) –ТЫ есть - это признание тебя. Понятно, что относительная любовь - менее качественная. Но все же – это ЛЮБОВЬ, признающая твое право на существование!

4. Задать вопрос: что самого плохого может случиться. если я буду продолжать пользоваться скрытой выгодой (например, – болезнью)?

5.…. что самого хорошего может произойти, если я буду продолжать…………?

6. Затем проверочный вопрос-ответ: «Я так долго пользовалась болезнью, что поживу-ка я с этим еще чуть-чуть. Наверное, мне для чего-то это нужно?

Критерием будет:

- если не сможете сказать проверочную фразу, либо говорите ее с затруднением – вы осознали пагубное влияние скрытой выгоды – закрыли тему

- если фраза говориться легко – тоже «окей» - вы не будете тратить энергию на самоедство: «что-то со мною не так». Ведь это вы сами определили-решили (ваше личное осознанное желание) ее нужность.

В обоих случаях – больше нет необходимости вашим мысленным жвачкам изводить вас по ночам – червь сомнений зарублен на корню!

В путь, друзья – на амбразуры скрытых выгод! Вперед!

Да сопутствует вам удача в нашем не легком деле!

Я с вами – вы со мной?!

Возможно, эта Притча о выгоде, даст Вам ключик к пониманию своих скрытых выгод? Кто знает…

Христианская притча

Сказали волку:

— Зачем ходишь ты за овцами, ведь пыль от них летит тебе в глаза?

Он же сказал им так:

— Овечья пыль — здоровье для моих глаз.

Источник: http://pritchi.ru/id_6387

 

 

 

                                                Интернет-курсы

1.  С каждым шагом приближения к своему страху, ваша уверенность возрастает! А техники повышения уверенности тут

 2.     Как предупредить супружеский конфликт (другие конфликтные ситуации)

3.  Достижение Цели и осуществление Мечты 

Подпишитесь на рассылку статей этого автора

  Получите консультацию автора этой статьи на этом сайте в приватном чате и  онлайн-консультацию  

 

 

 

Терапия страхов тут http:

Автор статьи                     Медпсихолог Силаева Т.Н.

 

 



Просмотров: 128
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чего хочет современный подросток, или есть ли на самом деле разрыв ценностей между поколениями?
  • Любовь к себе. Чего ты хочешь на самом деле, когда хочешь есть?
  • Чего на самом деле хочет мужчина от своей любимой женщины
  • Чего на самом деле хочет женщина, когда хочет избавиться от одиночества?
  • Почему взрослые дети вам не звонят и не говорят как на самом деле у них дела?!
  • Что на самом деле думают муж и жена во время ссоры?
  • Страшная тайна о том, что на самом деле думают о вас другие люди.
  • Когда любовь и дружба на самом деле есть.
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • Чего я хочу на самом деле: что нужно знать о мотивации и своих истинных желаниях
  • Что такое любовь к себе на самом деле?
  • Из чего состоит ваш дом на самом деле, или что вы скрываете от самих себя
  • Какой же на самом деле ты? Или как найти свою жизнь?
  • Трудоустройство на раз-два-три, или На что на самом деле надо обращать внимание, когда ищешь работу
  • На самом ли деле ребенок " не хочет в детский сад"?
  • Чего на самом деле боится параноик
  • Как без психолога понять, как на самом деле вы строите свою жизнь
  • Про зависть. Или как понять, чего на самом деле хочешь от жизни? (часть 1)
  • «Зачем такая мне любовь? На самом деле, я не знаю...» (Развод или семья?)
  • Бесплодие: женщина, на самом деле, не хочет рожать
  • Ищущие любви годами - чего они хотят на самом деле?
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Стереотипное поведение или чего я хочу на самом деле в своих отношениях с партнёром?
  • Обида. Чего я на самом деле хочу, когда обижаюсь?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • А чего Вы хотите от жизни на самом деле?
  • О наших желаниях и о том, чего на самом деле мы хотим.
  • Что такое самооценка на самом деле или от чего зависит качество Вашей жизни
  • Любовь или деньги? Что делает нас счастливыми на самом деле?
  • Качество жизни. Чего же мы хотим на самом деле?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь