|
Вторичные выгоды людей через призму возрастной периодизации. Часть I-я.Автор статьи: Татьяна Силаева
Вторичные выгоды людей через призму возрастной периодизации. Часть I-я
У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознается даже себе самому (Фрейд)
Возрастная периодизация – это наука о периодах формирования жизненно необходимых функций восприятия-реагирования для наиболее эффективного взаимодействия человека с самим собой и с обществом. В общих чертах - всему свое время. Это значит, что в детские годы взросления каждый год, либо определенный временной отрезок формирует тот или иной паттерн мыслеобразов, чувств, реактивных действий-противодействий, ценностную структуру, влияющую на развитие и образ жизнедеятельности личности. Однако, трагедия (впрочем, как и счастье) жизни, таковы, что индивидуальное начало человека (его ид) конкурирует с суперэго (сверх нормами общества) –естественное идеальное человека конкурирует с идеальным образом общественной морали. Из-за чего, у растущего индивида – фрустрация. Например, в школе его воспитывали на идеальных ценностях и примерах – добро, честь, справедливость, правда. Молодой человек вышел в жизнь (после школы): а там его поджидали в «темных переулках» двойная мораль, правда «у каждого своя», предательство, несправедливость –У взрослого ребенка – ФРУСТРАЦИЯ –в лучшем случае. В худшем –великая депрессия!!! И не только у одного – у всей нации, порой (вспомним великую мировую депрессию). Все, как в детстве - НЕ ХВАТКА ЛЮБВИ!! Отвержение тебя естественного! Чтобы выжить и не потерять свою самооценку и достичь своей выгодной цели, человек пользуется скрытой выгодой – бессознательно (то есть, не отдает в этом себе отчет, буквально, не отслеживает. А зачем - зачем признаваться себе в своих неблагонамеренных, порой, мыслях-желаниях-поступках? Чтобы выжить?). Действительно, к чему это? Зачем усложнять себе жизнь? Вот и вязнем в своих вторичных выгодах годами, поколениями, жизнями! Рассмотрим же формирование скрытых выгод в контексте возрастной периодизации: Маленький ребенок (до 3-х лет) плачет! Не очень умные люди думают, что он капризничает. Умные – что ребенку чего то не достает. Они правы – ребенку нужно внимание Ребенок с 3-х лет все время твердит «Я сам». Вредный какой – думают его сестры и братья. Не воспитанный какой – говорят воспитатели. Избаловали – думают окружающие люди. А на самом деле у малыша формируется его воля (эмоционально-волевая сфера). Подросток - младший подростковый возраст - протестует против любого мнения взрослых. Взрослые думают, что подросток упрямый; не сосем умные взрослые – что он издевается над ними. А на самом деле, так подросток отстаивает свое мнение,. формирует свое доверие к миру и понятие справедливости - средний подростковый возраст – подросток говорит и делает, что хочет он, а не взрослые за нег (для него, во имя него)! Учителя говорят о его девиантном поведении. А на самом деле – он чуток к любой несправедливости, он слишком раним. Потому что формируются ценности подрастающего человека - старший подростковый возраст – подросток подражает взрослым, курит, пробует выпивать, думает о сексе…Взрослые считают его испорченным. А на самом деле, формируется его самооценка и он учится брать на себя ответственность за свои действия. - начало взросления (до 35 лет) – оканчивает «не свой институт, получает профессию не по своим способностям, женится не на своей (своем половинке). Все говорят –НЕУДАЧНИК. А на самом деле - скрытая выгода – пройти свой жизненный опыт. Сначала упасть – чтобы затем подняться (даже взлететь)! - взрослый человек (35-45) - существует «ровненько» на заводе, за станком, дома –телевизор с бутылкой пива и сигаретой в руке. Все говорят – серость. А на самом деле так ему удобно – не надо напрягаться - интересный (неопределенный) возраст 45-65 лет - бросает семью. Влюбляется в молоденькую (молодого). Все говорят - Развратник. Он(она) говорит. что хочет хоть раз попробовать быть счастливым. Он думает, что рядом с молодыми – сохранит свою молодость, отдалит смерть! А на самом деле человек так самоутверждается (поднимает свою самоценку).
- зрелый возраст (65-85) – плавает, катается на «велике», путешествует. Многие смеются над ним – умирать пора, а он туда же! А на самом деле, психологический возраст «старика» таков, что он не хочет стареть – он боится потерять ИНТЕРЕС к жизни и своей активностью поддерживает радость бытия! Так он отдаляет факт смерти! По этой же причине возрастная бабушка (дедушка)– носят молодежную одежду. Все думают – бессовестная(ый) развратная(ый) женщина(мужик). Хочет секса с молодым(ой)?!. А на самом деле, он(а) хочет нравиться СЕБЕ. И у нее(него) есть на это основания – обычно носят молодежные вещи подтянутые-спортивные-энергичные-организованные-трудолюбивые «старушки-старики»! - человек лежит на смертном одре – и не стонет. Все думаю, что ему не больно (душе, телу..). А на самом деле человек не боится смерти. Он доволен прожитой жизнью! Он в миру с собой! Он счастлив! Возможно, более сильно, чем когда-либо. Ведь не каждому дано принять смерть, как друга!
Как мы видим, функции скрытых выгод – обеспечить гармоничное развитие, согласно возрастным этапам, обусловленным биологическими потребностями. Если же будет, по каким-то причинам, пропущен этап развития – человек может застрять" именно в этом этапе. Также, если уделять слишком много внимания на каком- то этапе – человек увязнет в нем. Именно поэтому наши взрослые дяденьки и тетеньки "остаются" в подростковом возрасте, когда потребность быть самостоятельным сформирована, а вот умение брать на себя ответственность – признак взрослости – не сформирован. А как этой ответственности сформироваться? Взрослось формируется на личном опыте, в том числе ошибочном. Но ведь подростку твердят о его никчемности и он, привыкнув верить нам, взрослым, - программирует себя на заниженную самооценку при постоянных одергиваниях, окриках, шлепках, в том числе: насилии (эмоционально-физически-сексуальном по отдельности, а порой и в комплекте). Парадокс состоит в том, что, чем больше ребенок нам дерзит и протестует - тем не увереннее он себя чувствует. И застревает в этом зависимом положении «неумехи» на всю жизнь - и взрослый ребенок тоже (муж-жена, мама-папа, дед-бабушка) . Как же отследить свою скрытую выгоду и превратить ее себе в пользу? Вот метод работы со скрытой выгодой:
- Убрать не нужное (вычеркнуть не нужные пункты «бонусов»). - Если не убираются – то принять (согласиться в их необходимости) – и оставить. 2. Если убрать скрытую выгоду не получается – подумать, где я могу получить желаемое (то, что обеспечивается скрытой выгодой – например внимание от близких своей болезни) – где и как я могу получить внимание без болезни? Понять, что принятая нами скрытая выгода (например, болезнь) и то, что она обеспечивает (дает) – (например, внимание-любовь) – дает нам возможность сохранять энергию и быть «в миру с собой» - быть здоровой, спокойной и счастливой, без внутри личностных конфликтов, приятие себя и мира. 3. Порой – ЭТИ внимание-любовь, иллюзорные. Однако, даже относительная любовь, все же лучше, чем не внимание, Потому что, когда о тебе заботятся (даже вынужденно) –ТЫ есть - это признание тебя. Понятно, что относительная любовь - менее качественная. Но все же – это ЛЮБОВЬ, признающая твое право на существование! 4. Задать вопрос: что самого плохого может случиться. если я буду продолжать пользоваться скрытой выгодой (например, – болезнью)? 5.…. что самого хорошего может произойти, если я буду продолжать…………? 6. Затем проверочный вопрос-ответ: «Я так долго пользовалась болезнью, что поживу-ка я с этим еще чуть-чуть. Наверное, мне для чего-то это нужно? Критерием будет: - если не сможете сказать проверочную фразу, либо говорите ее с затруднением – вы осознали пагубное влияние скрытой выгоды – закрыли тему - если фраза говориться легко – тоже «окей» - вы не будете тратить энергию на самоедство: «что-то со мною не так». Ведь это вы сами определили-решили (ваше личное осознанное желание) ее нужность. В обоих случаях – больше нет необходимости вашим мысленным жвачкам изводить вас по ночам – червь сомнений зарублен на корню! В путь, друзья – на амбразуры скрытых выгод! Вперед! Да сопутствует вам удача в нашем не легком деле! Я с вами – вы со мной?! Возможно, эта Притча о выгоде, даст Вам ключик к пониманию своих скрытых выгод? Кто знает… Христианская притчаСказали волку: — Зачем ходишь ты за овцами, ведь пыль от них летит тебе в глаза? Он же сказал им так: — Овечья пыль — здоровье для моих глаз. Источник: http://pritchi.ru/id_6387
Интернет-курсы 1. С каждым шагом приближения к своему страху, ваша уверенность возрастает! А техники повышения уверенности тут 3. Достижение Цели и осуществление Мечты Подпишитесь на рассылку статей этого автора Получите консультацию автора этой статьи на этом сайте в приватном чате и онлайн-консультацию
Терапия страхов тут http: Автор статьи Медпсихолог Силаева Т.Н.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|