|
Отличники и двоечники, а также их родители.Автор статьи: Рудько Анна Родионовна
Отличники и двоечники, а также их родители.
Учеба в школе -это безусловно очень важная и животрепещущая тема для родителей. Во-первых, процесс длительный занимает порядка десяти лет жизни ребенка, только зачастую получается, что и в жизни родителей играет очень важную роль, порой данный процесс даже больше заботит родителей, чем детей. А интересно, почему вот так все наоборот? …а в особых случаях имеет продолжение в виде обучения в ВУЗе. Ведь даже там, где, казалось бы, уже взрослый человек, обращаю внимание не ребенок (т.к. даже согласно юридическим нормам 18 лет является возрастом, когда человек становится полноправным гражданином общества и несет определенную ответственность по закону) должен нести ответственность за свою учебу сам, этого не делает. Он не может этого сделать, потому что особенно активные родители и здесь находят способы «учиться» за ребенка. Назревает вопрос: «До какого возраста родители собираются нянчить своего «дитяти»?» А главное зачем? И Почему потом в какой-то момент родители вдруг резко хотят, чтобы ребенок, простите, уже взрослый 25-30 летний сын или дочь сами решали свои жизненные вопросы и принимали решения? И удивляются, что они не в состоянии это делать? И это возможно не худший вариант. Некоторые этому не удивляются, а продолжают проживать жизнь ребенка до его старости. К примеру, мама тринадцатилетнего сына очень сетует на то, что учителя очень плохо диктуют детям домашнее задание. Сын не знает, что им задают. И никто в классе из детей не выкладывает домашнее задание в группе через интернет ресурсы, ведь раньше выкладывали и было все хорошо, ОНА всегда знала, что задают. И поэтому у сына плохая успеваемость. Возникает невольно вопрос: «А как другим детям в классе при прочих равных условиях удается учиться хорошо. И почему даже когда домашнее задние заботливо выкладывалось одним из учеников в группе вконтакте, успеваемость ее сына не была исключительно успешной? Ну разве что в начальных классах…». Если исключить объективные причины-медицинские диагнозы при которых страдает когнитивная сфера и способность к обучению, а это как раз не тот случай, то ответ очевиден. Зачем ребенку напрягаться, если мама все делает за него? Зачем брать на себя ответственность, если мама с огромной активностью тащит ее на себе, да и привычки делать это не выработалось? Опять получились вопросы, над которыми стоит поразмыслить. Жалко одно раньше мама успешно со всем справлялась. А сейчас в старших классах предметов стало побольше , да и задания по сложнее , да и стих за сына выучить как-то сложновато все-таки. Вспоминается песенка : «Папа у Васи силен в математике, учится папа за Васю весь год….». А еще печальнее что, когда сын перейдет в период взрослой жизни, это может стать серьезной проблемой. Ведь работать придется самому, строить семейные отношения и брать ответственность за семью тоже и т.д. со всеми вытекающими последствиями. Так же хочется отметить здесь ситуации, когда взрослые критикуют а порой очень интенсивно ругают за плохие отметки двойки, тройки , а для некоторых и четверки не совсем те оценки. Дети , критикуемые за школьные отметки испытывают не самые лучшие ощущения. А как Вы себя чувствуете, когда Вас критикуют, указывают на недостатки, ругают? И очень скоро вырабатывают негативные ассоциации от своих ощущений и школьных занятий, начинают ненавидеть это и по возможности избегать, воспринимают школу как источник разочарования и боли. А на поверхности кажется, что он просто к примеру, ленится. И обратная сторона ситуации, когда на ребенка возложена гиперответственность -учиться «на отлично» любой ценой! Дабы оправдать ожидания родителей и быть предметом гордости всей семьи. В такого ребенка очень много вкладывается сил и энергии родителей, бабушек , денег, кружки, репетиторы, развитие во всех направлениях. Порой столько, что ребенку становиться очень тяжело нести все это благо на своих маленьких плечиках. И все считают, что главное- это хорошо учится и достичь социального успеха(такого как им кажется), а ребенок при этом не является гениальным человеком из разряда «индиго», способным охватить весь объем с легкостью. Ситуация: «Туши свет, кидай гранату!». Возложенная ответственность и «забота» о лучшем будущем не соответствует заложенным ресурсам, а возможно и скорее всего истинным потребностям, что неизбежно приводит к истощению ресурсов ребенка и как следствие невротизации вплоть до психосоматических расстройств со здоровьем. Дети испытывают невыносимое давление из вне, и разрядка может происходить в виде истерик при получении оценок ниже «отлично» или недостаточно высоких результатов в спортивных секциях, творчестве, могут начать часто болеть простудными заболеваниями, т.к. истощение нервной системы неизбежно ведёт к снижению иммунитета, возможны расстройства в гормональной сфере и т.д. Во взрослой жизни такое стремление к идеалу приводит к разочарованию от жизни, т.к. супруг или супруга тоже д.б. идеальны, на работе так же д.б. идеально и должность не ниже генерального директора. Все дела должны быть выполнены на отлично, начиная от уборки и заканчивая внешним видом. Дети тоже желательно, чтобы росли и развивались как по книге «идеальный малыш». И самое печальное, что данная стратегия спрятана глубоко в подсознании , а на уровне осознанного проявляется как раздражительность, недовольство близкими, сложностью по-настоящему порадоваться и расслабиться. Плюс к этому постоянно присутствует зависимость от оценки со стороны ближайшего родственного окружения и не только . А как Вы уже догадались угодить всем бывает очень сложно. И повзрослевший ребенок попадает в ситуацию серьезного внутриличностного конфликта: зачастую проживает не свою жизнь и по-настоящему никогда не бывает удовлетворен собой и счастлив. Вырваться из такой ситуации бывает очень непросто, заявить о СВОИХ желаниях, отказаться от лишнего навязанного в жизни другими людьми. А теперь давайте задумаемся как это происходит. Ребенок приходит в школу, где ему интересно, т.к стремление познания нового и желание научаться заложено в человеке от рождения. Отсутствие страха (за исключением врожденных страхов падения с высоты и громких звуков) и спонтанность действий при полной раскрепощённости- эти врожденные качества позволяют малышам многому научиться. Именно поэтому он в состоянии Сам научиться ходить, говорить и овладеть еще многими вещами и действиями(кушать ложкой, пить из чашки, самостоятельно одеваться и т.д.). Ведь если задуматься как ребенок учится говорить, это если бы нас сейчас отправили жить в иностранное государство , где мы совершенно не владеем языком этого народа , а они не знают ни одного слова по-русски. И нам каким-то образом самим необходимо начать коммуницировать с этими людьми. Довольно сложно, кажется практически невозможно. А ребенок с этим справился, да что уж говорить, и мы сами когда-то это смогли. Так почему же сейчас мы так сомневаемся в способностях обучения ребенка в школе? Возможно когда-то мы научились сомневаться в себе и теперь перекладываем свои сомнения… Иногда ребенок действительно просит о помощи взрослого и действительно на каком-то этапе можно ему помочь , главное вовремя остановить себя в желании сделать за него все, т.к. очень быстро за просьбой о помощи следует заветное «Я САМ!». И очень важно в этот момент удержаться от навязчивого желания всё-таки «догнать и причинять ему помощь», даже если кажется, что на наш взгляд он делает что-то недостаточно хорошо. Возможно, если вспомнить, окажется, что в его возрасте у нас получалось именно так же, а возможно он даже более ловко справляется со своей задачей. А теперь давайте проанализируем ситуацию школьных оценок сточки зрения всей его жизни. Как говорят психологи расширим временной фрейм (или временные рамки) и переформируем «фрейм ошибки» во «фрейм обратная связь в противовес ошибки» и «фрейм проблемы» во «фрейм результат». Т.е. поменяем наши рамки восприятия данной ситуации. К примеру, ребенок получил двойку. Он и сам расстроен, понимает, что не сделал что-то так хорошо, как мог бы, а придя домой встречает разъяренных родителей, которые начинают отчитывать : «Как ты мог?», «Ты что не учил?», «Одна гульня на уме!», «Будешь теперь зубрить сутра до ночи!», или еще круче «Да что за ребенок у меня такой?! Совсем тупой/ая что ли?» и т.д. или в ласковой, но не менее удручающей манере « Нуу кааак так умудрилась не понимаю ?...» и взгляд такой , как -будто виноват как минимум в ядерной войне. Ведь можно не обвинять, а представить это иначе : какая обратная связь, о чем говорит неудовлетворительная оценка- возможно данный материал был непонятен и необходимо уделить ему дополнительное время, чтобы лучше понять или не успел выучить урок, значит важно понять как мне научиться планировать свое время. И теперь чего ты хочешь ? И предложить ребенку самому подумать о том, какие есть пути выхода из этой ситуации. Вероятнее всего ребенок скажет , что хочет исправить оценку. Тогда как этого достичь? Что для этого необходимо? Возможно ребенок скажет, что он может подготовить дополнительный материал в виде реферата по теме, переписать контрольную, сделать интересную презентацию или что-то еще. Т.о мы помогаем ему в выработке очень важной жизненной стратегии на будущее. С неприятными для себя ситуациями он не будет впадать в состояние безвыходности, а более легко сможет видеть пути решения. Т.е. в его подсознании будет записана схема не за что мне это? Я виноват . А для чего ? и что могу с этим сделать, чтобы получить другой желаемый результат? Изменим размер фрейма расширив временные рамки . Любое событие становится важным ,если мы смотрим на него во фрейме пяти минут, однако отдалившись от него мы понимаем, что событие уже не стоит того, чтобы ему уделяли такое внимание. Сегодня ребенок пришел с двойкой или есть предмет по которому упорно появляются тройки. Это все очень расстраивает родителей. Допустим 5-6 класс. Во -первых ребенок не обязан быть заинтересован во всех предметах. А если предмет не очень интересен, то не так уж бывает и понятен, и разбираться в нем не хочется, и запоминается хуже. Ну не любит он червяков и бабочек, не понимает ребенок как ему в жизни пригодится знание о вакуолях и инфузориях туфельках . Имеет он на это право? Зато он великолепно разбирается в физике и математике или любит литературу и пробует писать стихи. Очень важно поддерживать ребенка в том, что ему интересно, и где он успешен, развивать эти способности, вместо создания акцентов на неудачах. Существует такой Вселенский закон Притяжения – то о чем мы больше всего думаем и говорим, то и приходит в нашу жизнь.Ведь не так важно в будущем быть «от скуки так себе мастер на все руки» , а гораздо важнее стать профессионалом в определенной сфере деятельности , которая будет приносить удовлетворение и хороший денежный доход. И не учится в ВУЗе только потому, что нужно иметь высшее образование, а учится именно той профессии, которая тебя привлекает. Так вот как ребенок оценивает себя: свою успешность , формирует самооценку. В начальных классах сравнивают заколки, туфельки, у кого пенал красивее, у мальчишек – портфели , роботы, у кого-то часы наручные уже есть, игры на телефоне у кого круче. Чуть старше – оценки по предметам , а с кем я дружу , с Катей -она крутая у нее айфон, с Петей -его все боятся. А у меня родители крутые: папа директор и машина у него крутая! В подростковом возрасти на первый план выходят другие ценности- как я выгляжу: у меня грудь уже выросла – я как взрослая, а они еще маленькие, а у меня уже усы растут- я мужчина , я взрослый! Чуть позже- у кого девушка самая красивая или парень самый классный. В институте оценки играют уже другую роль, и добавляются иные ценности. Здесь уже начинают создаваться пары, семьи. А потом наступает момент, когда для человека становится важными другие вещи, характеризующее его успешность и совершенно другое оценивание. Успешен ли я в карьере, бизнесе, сколько я зарабатываю денег, какая у меня квартира машина. Какая у меня жена (муж) и отношения в семье , счастлив ли я?. Есть ли у меня дети ? Здоровы ли они? А что я в жизни такого сделал, что мог бы сказать, что я доволен собой? Где мой смысл? Для чего я живу? И причем здесь теперь тройка по биологии? И кому показать красный диплом и потрясти золотой медалью? Действительно ли состояние невротика, полученное в результате неоправданно усердного достижения отличных результатов или скандалов из-за неудачных оценок в школе важнее счастливой жизни в будущем? Какая картина мира и ощущение себя в мире будет сформировано в детстве :меня ругают- я неудачник или ошибки -это опыт и я справлюсь с любыми препятствиями на пути. Как говорил один из величайших психотерапевтов- Милтон Эриксон: «Ведь адекватно реагировать на удачу и неудачу-вот истинная радость жизни» .Неужели музыкальная школа или танцевальный кружок от которых тошнило в детстве имеют значение сейчас, когда разведена с мужем или работаешь на нелюбимой работе и пианино пылиться в углу, заваленное хламом , чтобы даже не вспоминать о том, как было неприятно учить эти гаммы лишь бы только мама не расстраивалась, что я не воплощаю ее мечты и желания. Нужно ли развивать детей? Важно дать им возможность и свободу развиваться там , где они этого хотят. Нужно ли заставлять детей хорошо учиться? Важно не «задушить» в них желание учиться. Ребенок -не чаша, которую нужно наполнить. Ребенок- яркое солнце! А гореть идеями ,своими идеями, испытывать радость и вдохновение он умеет сам и всегда готов делиться ими с нами! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|