Возрастной кризис – норма или результат ошибок в воспитании??

Пост не для специалистов (они-то это все и так прекрасно знают), а для родителей. Мне кажется, об этом стоит писать, поэтому немного терминов и давайте разбираться.

Возрастной кризис – норма или результат ошибок в воспитательных тактиках родителей?

Возрастной кризис  норма или результат ошибок в воспитании

К примеру, Ваш ребенок был спокойным, послушным, но вдруг, откуда ни возьмись, появляется упорство, негативизм, «отсутствие ушек» и полное нежелание с Вами соглашаться… Даже в начале 20 века это считалось педагогическим упущением. Л.С. Выгосткий (к слову, отечественный гений) впервые показал механизм психического развития, и первый, кто обозначил кризис – как ПОЗИТИВНОЕ проявление для развития личности!  Кратко рассмотрим этот вопрос и погрузимся в возрастную психологию. Сразу, что нужно определить: возраст – это относительно замкнутый цикл, имеющий свою структуру (новообразования) и динамику (кризис). Что это такое?

Новообразование - новый тип строения личности, ее деятельности, то есть это все новые, впервые возникающие психические и социальные изменения (научился ходить в год – это центральное новообразование ребенка, которого сопровождают много частичных (например, хватать, фиксировать зрение, отличать своих и т.д., ведь он учится помимо хождения многому другому).

Кризис развития – это основной элемент механизма развития ребенка. И тут важно запомнить, развитие психики не происходит равномерно и спокойные периоды чередуются резкими. Кризисный возраст более непродолжительный (на счастье родителям =) ), но характер развития – бурный, революционный, стремительный. Трудновоспитуемость – это нормальная характерная черта данного возраста.

Основная причина трудновоспитуемости в том, что в связи с быстрыми изменениями личности ребенка наша педагогическая система за ними не успевает, то есть он уже изменился, а мы с ним взаимодействуем и пытаемся контролировать его старыми привычными методами, которые уже не актуальны. Нужно понимать, что у ребенка отмирают старые формы поведения, и внешне мы это можем очень отчётливо замечать, ведь выражены они часто негативно и резко (не хочу, не буду), однако, благодаря именно этому этапу ребенок овладевает новыми формами поведения, новыми навыками, происходит то самое необходимое развитие личности, без которого невозможно двигаться вперед.

Для того, чтобы в полной мере понять механизм смены возраста (со стабильного, спокойного,  на кризисный) нужно сказать о еще одном важном понятии.

Социальная ситуация развития – это своеобразное, неповторимое отношение между ребенком и средой. Итак, механизм смены возраста:

1. Именно эта социальная ситуация развития (ССР) определяет весь образ жизни ребенка, формы его социальной деятельности. Примерно до года социальная ситуация развития ребенка называется ситуацией «МЫ», в котором наблюдается неразрывное единство со взрослым, но при этом в ней малыш пошагово становится более активным и любознательным.

2. В связи с этой деятельностью в психике ребенка начинают постепенно созревать новообразования, которые проявляются к концу возраста. Сформировались и зафиксировались.

3. Эти новоиспеченные новообразования (к примеру, ребенок пошел – это уже совсем другой ребенок, с другими возможностями и желаниями, теперь он не просто пассивный наблюдатель, он активный путешественник!!!), так вот, эти новообразования изменяют структуру сознания и у ребенка меняется отношение к среде и к самому себе. Вот здесь-то и происходят противоречия со старой социальной ситуацией развития.

4. Старая ССР (напомню, это особенное отношение между ребенком и средой) разрушается, а новая начинает складываться (О, я могу дойти сам до игрушки! Могу сам добежать до занавесок и их потянуть! Мир изменился! И изменилось мое представление о нем и о самом себе, о своих возможностях!)

5. Все это обуславливает кризисные явления, которые очень волнуют многих родителей.

6. Сформирована новая социальная ситуация, в связи с чем личность переходит на новую более высокую ступень развития!

Поэтому, запоминаем, кризис – не болезнь и не ошибка в воспитании, это НОРМА РАЗВИТИЯ, причем позитивная (как бы это на первый взгляд не казалось), просто у одних получается его пережить спокойнее, у других… иначе.

Кризисы каких возрастов замечали Вы? Как справлялись, делитесь опытом))



Просмотров: 256
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Новая социальная ситуация развития: риски и возможности
  • Кризис среднего возраста как кризис развития
  • Выраженность СЭВ в связи с психологическими хар - ми личности и ситуацией профессионального развития
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Кризис личности как путь развития
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • «Нет, я сам!!!» Кризис 3-х лет, или примите поздравления с прибытием на новую ступень развития!
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • «Эти ужасные два года!» Первый возрастной кризис в жизни ребенка.
  • Этапы развития личности. Соотношение внутреннего возраста и реального
  • О многомерности развития или почему не стоит сравнивать своего ребенка с другими.
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Внутренний диалог - механизм развития личности
  • Ребенок 2,5 лет: агрессия или норма развития?
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Врач сказал - у вашего ребенка задержка психического развития.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Особенности развития ребенка 5-6 лет
  • Особенности развития ребенка 6-7 лет
  • Особенности развития ребенка 4-5 лет
  • Важность развития внимания у ребенка.
  • Экспресс диагностика развития ребенка до 5 лет.
  • Критерии нормального развития ребенка
  • Как воспитывать ребенка. Этапы развития
  • Этапы психосексуального развития ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь