Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.

Существует множество определений семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности.

Проанализировав работы Б.М. Бим-Бада и С.Н. Гаврова (4), А.Г. Харчева (34),  Л.Б. Шнейдер (36) и других, можно сформулировать следующее рабочее определение семьи: это исторически обусловленная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, которые связаны между собой брачными и/или родительскими отношениями, общим бытом, эмоциональной поддержкой, ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизведении населения.

В этом определении подчеркивается именно воспитательное значение семьи, важность этой ее задачи для личности каждого человека и для общества в целом.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции и структура. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис (38) выделяют следующие функции семьи: хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическую и воспитательную, которую мы рассмотрим несколько подробнее. Воспитательная функция семьи заключается в необходимости удовлетворения потребностей взрослых людей в позициях отцовства и материнства, в контактах с детьми, в передаче и знаний и опыта, в возможности родителей «реализоваться» в детях.  В свою очередь, эта функция удовлетворяет потребность детей в любви и заботе, в социализации и подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе.

Структура семьи, по определению Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений (38). Они предлагают выделить два типа семей в соответствии с их структурой. В семьях первого типа (авторитарная семья) власть сосредоточена в руках одного члена семьи, а все остальные ему подчиняются. В семьях второго типа (демократическая семья) присутствует равноправие.

С. Минухин и Ч. Фишман (20) предлагают несколько иной взгляд на структуру семьи, используя предложенный А. Кестлером термин «холон» для описания семьи как  одновременно и части, и целого. В семейном холоне образуется три соединения: супружеское, родительское и возрастное (братско-сестринское). В рамках данной работы нас в наибольшей мере интересует родительский холон.

Взаимодействия внутри родительского холона включают семейное воспитание ребенка, где он обучается наиболее эффективным способам коммуникации. Его чувство адекватности формируется в зависимости от того, как старшие реагируют на него, он узнает, какое поведение вознаграждается и какое не поощряется. И, наконец, в родительской подсистеме ребенок получает опыт семейного стиля преодоления конфликтов и переговоров. Родительский холон может быть разнообразным по составу. Он может включать, например, дедушку или тетю, или, наоборот, исключать кого-либо (например, одного из родителей). По мере роста ребенка и по мере изменения его потребностей родительская подсистема должна меняться, обеспечивая тем самым гармоничные отношения в семье.

Таким образом, следует отметить, что семья является основным институтом воспитания.  То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.  Отношения между людьми в семье наиболее глубокие и прочные. По мнению Ю.В. Шилова, можно выделить 4 типа отношений в семье:

  • психофизиологические – это отношения биологического родства и половые отношения;
  • психологические, включают открытость, доверие, заботу, взаимную моральную и эмоциональную поддержку;
  • социальные, содержат распределение ролей, материальную зависимость, а также статусные отношения;
  • культурные – это внутрисемейные связи и отношения, обусловленные обычаями, традициями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т.д.), внутри которой данная семья возникла и существует (35).  

На семейное воспитание детей оказывает влияние вся эта сложная система отношений.

По определению Е.Г. Силяевой (28), факторы семейного воспитания – это те базовые условия, движущие илы, которые способствуют возникновению процессов развития и изменения личности ребенка. Можно разделить эти факторы на две группы: объективные и субъективные.

В группу объективных факторов семейного воспитания включаются следующие: экологические условия жизни семьи, качество которых отражается на здоровье и физическом росте ребенка;  место проживания семьи в территориальном и социокультурном контексте; этническая принадлежность семьи, оказывающая влияние на способы и характер взаимоотношений родителей и детей, обычаи и традиции воспитания, которых придерживаются член семьи; материальные и статусные условия жизни семьи, которые способствуют удовлетворению бытовых и социальных потребностей ее членов.

В группу субъективных факторов семейного воспитания включаются следующие: порядок рождения и ролевая позиция в семье (старший, средний, младший, единственный ребенок); структура семьи; степень близости контактов с родственниками, в том числе со старшими членами семьи, что создает психологическую защищенность, связь поколений, передается опыт, формируются семейные традиции; формы общения в семье в свободное время, способы проведения досуга определяют степень общительности ребенка, развитие его умения выстраивать контакты с другими людьми; социально-психологический климат в семье; прошлый опыт детства самих родителей, их общение со своими родителями; формы и виды деятельности, в том числе профессиональная, учебная деятельность родителей.

Таким образом, анализ факторов семейного воспитания указывает на то, что на ребенка большое влияние оказывают и место проживания, и статус семьи, и стиль общения членов семьи между собой, и климат в семье, и формы деятельности, характерные для семьи, т.е. весь комплекс условий ее существования.

Основная задача семьи, по мнению Г.М. Андреевой, – подготовить ребенка к полноценной жизни в обществе. Этот процесс носит двусторонний характер: с одной стороны, происходит усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду; с другой стороны, этот опыт только тогда становится значимым для человека, когда он преобразуется в его собственные ценности и установки (2).

В.Н. Мясищев указывал на то, что ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, так как семья выступает, прежде всего, как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с социальными, этническими и бытовыми отношениями, поэтому они играют особую роль в формировании личности ребенка (21).

По мнению В.Я. Титаренко, ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи (33).

Таким образом, семья таит в себе широкие возможности для общения и усвоения богатства общественных отношений и многообразных проявлений человеческой сущности. При этом, как считает Э. Эриксон, наиболее важным обстоятельством для  психического и нравственного развития ребенка является то, что общение в семье строится на основе брачных и родственных отношений, порождающих целый спектр интимно-эмоциональных, то есть глубоко личных, сокровенных и задушевных связей. Они характеризуются такими духовными ценностями, как супружеская, родительская, сыновняя (дочерняя) любовь и привязанность, возникающими в результате слияния биологического и социально-психологического начал в жизни человека. Совокупность этих духовных ценностей составляет нравственно-эмоциональную сторону семейных отношений, а глубина и насыщенность отношений этими ценностями – их нравственно-эмоциональную выразительность, которая играет незаменимую роль в формировании личности (39).

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. 363 с.
4. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. – М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. 352 с.

20. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / Пер. с англ. А.Д. Иорданского. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 304 с.
21. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева / Вступительная статья А.А. Бодалева. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1995. 356 с.

28. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002. 192 с.

33. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987. 351 с.
34. Харчев А.Г. Социология воспитания. – М.: Политиздат, 1990. 220 с.
35. Шилов Ю.В. Фамилистика (Психология и педагогика семьи). – СПб.: Петрополис, 2000. 416 с.
36. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.

38. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2001. 512 с.
39. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. – СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.



Просмотров: 526
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Партнерские отношения как основа взаимоотношений между членами семьи
  • Влияние семьи на ребенка: роль папы в жизни дочери
  • Роль семьи в жизни ребенка
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи
  • Функции семьи и их воплощение в реальной жизни. Чем семья хороша?
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Эволюция семьи: от патриархальной семьи к гражданскому браку
  • Любовь. Молодость. Проблемы молодой семьи, и кризисы семейных отношений. Часть 2.
  • Важное событие в жизни семьи - как подготовить ребенка?
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.2.
  • Создание семьи. Проблемы создания семьи
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.1.
  • Любовь. Молодость. Проблемы молодой семьи, первые кризисы семейных отношений. Часть 1.
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Влияние семьи на невротизацию ребенка
  • След неудачных отношений. История болезней детей одной семьи.
  • Влияние семьи на адаптацию ребенка к детскому саду
  • Создание полноценной семьи. Как выставлять цели и приоритеты. Иерархия отношений.
  • Коррекция созависимого состояния личности членов семьи больных химической зависимостью
  • Особенности психологического консультирования семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьи
  • Разводы: кризис семьи или эволюция отношений
  • Устройство семьи и ответственность в семье.
  • Устройство семьи и ответственность в семье.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь