|
Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.Автор статьи: 404
С точки зрения авторов классических направлений психотерапии (Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, А. Адлера, К. Юнга и др.), основополагающим фактором, влияющим на развитие личности человека, являются особенности его взаимоотношений в детстве со своими родителями и значимыми другими (воспитатели, педагоги…). Семья может рассматриваться как непосредственно семья, в которой живет индивидуум, или расширенная семья с родственниками и друзьями, или сообщество в целом. В. Сатир (1992), обобщив опыт своей психотерапевтической работы, выделила два типа семей – «зрелые» и «проблемные». ««Зрелые» семьи принимают изменения как неотъемлемую часть бытия». Правила в этих семьях подвижны, гуманны, ориентированы на приятие, а члены семей способны к изменениям; социальные связи открыты. По наблюдениям В. Сатир, «проблемные» семьи всегда характеризуются низкой самооценкой; спутанными, неясными коммуникациями; ригидными, инертными, стереотипными и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами поведения. Э.Г Эйдемиллер (1976, 1994) выделяет две группы причин, вызывающих тот или иной тип семейных отношений, в зависимости от личностных особенностей родителей. Отклонения личности самих родителей – акцентуации и психопатии, которые часто предопределяют различные нарушения в воспитании. При неустойчивой акцентуации родитель чаще склонен к гипопротекции (когда ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его), недостаточному удовлетворению потребностей ребенка, пониженному уровню требований к нему. Эпилептоидная акцентуация родителей чаще других обусловливает доминирование, жестокое обращение с ребенком. Тревожная мнительность родителей также может приводить к доминирующему стилю воспитания. Демонстративно-компенсаторная акцентуация личности и истероидная психопатия часто предрасполагает к противоречивому типу воспитания – демонстрируемой любви и заботе о ребенке при зрителях и эмоциональному отвержению в их отсутствие. Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка. В данном случае в основе негармоничного воспитания лежит определенная личностная проблема (или потребность), чаще всего неосознаваемая родителем, которую он пытается решить за счет воспитания ребенка. Было выделено 8 подобных источников нарушений воспитания. Расширение сферы родительских чувств обусловливает такие нарушения воспитания как потворствующая и доминирующая гиперпротекция. Предпочтение в подростке детских качеств обусловливает стиль воспитания «потворствующая гиперпротекция». У родителей наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Воспитательная неуверенность родителя обусловливает потворствующую гиперпротекцию родителя, либо просто пониженный уровень требований к ребенку. Происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком в пользу последнего. Фобия утраты ребенка обусловливает потворствующую или доминирующую гиперпротекцию. Родители испытывают повышенную неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличивают свои представления о «хрупкости», болезненности ребенка. Источники такого отношения – долгое ожидание рождения ребенка, перенесенные им тяжелые заболевания. Неразвитость родительских чувств может обусловливать такие нарушения воспитания как гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, либо личностные особенности родителя, например, шизоидность. Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств обусловливает эмоциональное отвержение или жестокое обращение с ребенком. Причиной такого отношения часто бывает то, что родитель как бы видит в ребенке черты характера, которые не хочет признать в самом себе. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания может обусловливать противоречивый тип воспитания, который представляет собой сочетание потворствующей гиперпротекции со стороны одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же – склонен жалеть ребенка, идти у него на поводу. Теория семейных систем утверждает, что индивидуум может изменить свое поведение, если осознает текущие (и более ранние) влияния семьи на делаемый им выбор. Каждая семья в своем развитии переживает периоды кризиса, который бывает нормативным и ненормативным, периоды объединения и расхождения, поэтому в работе с парами или семьями важно учитывать диагностическое состояние данной системы, так как развитие автономии и индивидуации – один из основных аспектов личностного развития – может нарушаться в условиях кризиса семьи. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|