Психосоматика воспитания: 9 способов разрушить своего ребенка.

Китайские игрушки, трансгенные жиры,  кризис в политике  – сколько  опасностей  поджидает маленького человечка, только что пришедшего в этот мир.

Однако,  задумываемся ли мы, что  самыми опасными врагами ребенка могут стать его близкие?

Врагами сильными, страшными и всепобеждающими.

Сегодня все больше детей становятся завсегдатаями врачебных кабинетов: диагнозы не устанавливаются, лечение плохо помогает, деньги иссякают.

Аллергия, гастрит, простудные атаки, сколиозы и прочие детские болезни уже и не воспринимаются как болезнь: сады переполнены шмыгающими носом и кашляющими детишками, а боли в животе и кривые спины школьников давно стали нормой учебного процесса. Значительно помолодели нервные тики, панические атаки, заикания, навязчивые движения.

По статистике Всемирной организации здравоохранения – 47% больных страдают психосоматическими расстройствами и просто медикаментозное лечение им не поможет.

Несмотря на то, что Международный классификатор болезней 10 дает четкое описание психосоматических расстройств и психогенных факторов болезни, наши врачи пока неохотно «копаются» в этих причинах.

Как же возникает психосоматическое расстройство у ребенка?

С научной точки зрения психосоматическое расстройство имеет:

  1. предрасположенности;
  2. «благоприятную» среду для проявления и развития;
  3. механизм запуска.

Воспитание проходит красной линией через все три составляющие.

Почему воспитание, отношения   являются основной  причиной здоровья или нездоровья ребенка?

Начнем с рождения.

Ребенок так устроен, что его способности к осмыслению, умению сопоставлять факты и делать выводы,   возникают годам так к 7-10.

Как же до этого времени ребенок воспринимает мир и окружение?

Психофизиолог Пол Маклин еще в 70-х годах на основании десятилетий исследований вывел теорию о том, что мозг человека в своем историческом развитии проходил определенные стадии. Начинался с примитивного образования, далее развиваясь и усложняясь.  

Тот же процесс но в ускоренном темпе претерпевает мозг человека от рождения до зрелости.

Ребенок рождаясь имеет хорошо развитые рефлексы (инстинкты), за которые отвечает древний отдел – ретикулярная формация.  Пол Маклин на основании своих исследований нашел поразительное сходство этой структуры  с мозгом рептилий, да так название и прижилось «мозг рептилии».

Позднее нейропсихолог Хью Герхард  установила поразительную способность ребенка подстраиваться под мать. Буквально «улавливая» ее жизненные показатели: сердцебиение, расширениесужение зрачков, давление, тембр голоса  ребенок воспроизводит это в себе!

Что движет младенцем? Инстинкт выживания.  Еда, питье, защита, тепло, сон, лечение – все в руках взрослого.  Ребенок  на 100% зависит в своем выживании от матери. Потому природой заложен уникальный механизм их сонастройки: мать через гормональные процессы имеет повышенный уровень чувствительности к ребенку. Ребенок через инстинктивные способности «считывает» мать и максимально подстраивается под нее. Собственно это – механизм выживания. Однако огромное значение имеет то, под что подстраивается ребенок: отношение  матери  с любовью и  отношение  с раздражением  запускают абсолютно разные процессы развития мозга ребенка.

Если любовь взращивает мощные защитные механизмы будущей стрессоустойчивости у ребенка, то раздражение и ненависть разрушает их.

 Увы, с  возрастом это неосознанное подстраивание у ребенка  не уходит.  Да, ребенок растет и вроде бы у него формируется свое «Я», но пока он беззащитен пред миром он использует эту подстройку для того, чтобы быть «угодным, нужным, принятым» а значит накормленным, одетым и защищенным. 

Если родитель не понимает и не контролирует этот процесс – велика вероятность, что ребенок  научиться фальсифицировать свои чувства, лишь бы быть угодным родителю.  В дальнейшем это путь к внутренним конфликтам и возможной психосоматике.

 «А как же дети, орущие без остановки, доводящие своим поведением до истерики родителей ?» – спросите Вы.  Если разобраться, то они тоже отвечают на подсознательные страхи или ожидания родителей. Зачастую такой родитель уверен: ребенок это тяжелое испытание, это много проблем, это страшно и опасно.

Вы замечали,  как много иностранцев путешествует с новорожденными? Ни родители,  ни дети даже не подозревают, что это «тяжело, опасно и глупо». Они просто счастливы.

 Итак: в списке основных причин психосоматических расстройств первое место занимает «искажение телесно-психической реактивности (вследствие нарушения симбиоза с матерью в первый год жизни)».

 Что может вызвать холодность, раздражение или ненависть матери?  От гормонального дисбаланса – до неосознаваемых концепций и установок, и  чем быстрее мать с этим разберется – тем больше шансов на благополучие ребенка.

 Далее ребенок растет и начинается процесс его «встраивания» в систему взглядов и традиций семьи, затем системы образования, затем общества в целом.

 Какие ловушки поджидают здесь родителя?

Ловушка первая: непонимание «устройства» ребенка.

Большинство взрослых считает, что ребенок  - это уменьшенная копия взрослого со всеми функциями и способностями взрослого, просто неразвитыми на все 100% .

Это глобально заблуждение. Ребенок принципиально другой. И ожидать от него того, что может взрослый,  но  со скидкой на  возраст – неправильно.

В каждом периоде развития мозга ребенка  есть «отключенные» до поры до времени  функции, а есть такие, которыми ребенок пользуется сейчас, но они  напрочь «отпадут» в  старшем возрасте.

Их необходимо знать, ими необходимо руководствоваться,  выставляя ребенку задачи и требования.

Это гарантия,  что родители  не покалечат  ребенка и не упустят  задержек в его развитии.

Если этим пренебрегать – невроз  и родителю и ребенку обеспечен.

Ловушка вторая: ожидание похожести ребенка.

Генетическая предрасположенность  - механизм сложный и неоднозначный. Большинство родителей уверены, что ребенок  просто обязан быть таким, как они. 

Так же думать, так же поступать, да что мелочиться – жизнь прожить также. Однако это практически не возможно. Механизм защиты от деградации построен природой именно так, чтобы ребенок был НЕ ПОХОЖ на своего родителя. Был другим. Внешняя схожесть скорее приятный бонус в этом процессе.

Принять или не принять эту непохожесть – значит заложить причину гармонии  или психической дисгармонии   ребенка.

 

Более сложной является третья ловушка воспитания: попытка родителя взять реванш за свою неудавшуюся жизнь,  проживая за ребенка его жизнь.

Вкусы, друзья, цели, путь  в жизни и многое другое  за ребенка выбирает родитель.

Что  получает в итоге такой  ребенок?  Психосоматические расстройства как следствие постоянного внутреннего напряжения; психические расстройства,  как следствие разрушения структур личности.

 Четвертая ловушка воспитания: учу тому, чего сам не делаю.

Ребенок до 5-7 лет впитывает поведение взрослых,  примеряя на себя их способности,  не анализируя. Это тот же процесс выживания: хочешь жить – соответствуй. 

Многие родители считают, что вот подрастет ребенок – начнем  воспитывать:  «то привьем,  это отобьем».

А ребенок с рождения уже все впитал на примере родителей и важных для него взрослых. Автоматически, глубоко и безвозвратно.

Будет ли ребенок  душой компании и общественным деятелем в школе  - зависит от того насколько  родители открыты к общению и участию в общественной жизни.  Будет ли он нахлебником,  или опорой семьи  – зависит от того, что он видел в родительской семье. Будет ли он счастлив в отношениях с противоположным полом,  зависит от того, как жили мать с отцом,  и какое это произвело впечатление на ребенка. И так во всем.

Быть одним, а ребенка учить быть другим – психофизиологически несостоятельная схема.

 Ловушка пятая: эмоциональный и когнитивный капитал

«Жизнь сложна, родители пашут на износ  для благополучия ребенка, не до усипусек!».  

Самая коварная ловушка.

От стресса ребенка защитят  и помогут из него выкарабкаться как в детстве,  так и во взрослой жизни,  стресс-лимитирующие механизмы, одним из которых   является эмоциональный и когнитивный капитал.

Ребенку важнее  чувство защищенности  от того, что отец выслушал и дал дельный совет, разложил по полочкам ситуацию; нежели проигнорировал, но дорого кормит и одевает. Именно родительское внимание и помощь отложатся навсегда и послужат примером  для следующих преодолений сложностей.

Положительные эмоции каждого  дня: радость от вкусного пирога, счастье от возможности бегать по лужам, обнимашки  без причины от мамы, невероятный выходной с отцом – все это не просто красивые картинки. Это эмоциональные кирпичики стойкости  духа и физического здоровья.

Ловушка шестая: любовь или требования?

Любить и залюбливать,  или требовать и взыскивать? Одни предпочитают  свободное воспитание с максимумом любви и минимумом требований, другие – строгость и приучение к реальной жизни с пеленок. 

Однако если не соблюсти баланс -  первое может привести к невротическим депрессиям в будущем,  а  второе  - к компульсивным расстройствам.

Вопрос баланса любви и требований – вопрос психосоматического здоровья ребенка.

 

Ловушка седьмая: модели воспитания – откуда они?

Большинство родителей практически не задаются  вопросом: «какой системой воспитания я руководствуюсь»?

Этому есть логическое объяснение: довольные собой и своей жизнью  родители воспитывают так,  как их воспитывали их родители.

Недовольные  же воспитывают по принципу: «никогда не буду как мой мамапапа».

И первый,  и второй варианты  не гарантируют  отсутствия  ошибок, ведь никто не оценивает родительскую систему воспитания по  результату: здоровый и счастливый человек.

Так уж принято считать, что «каждый сам кузнец своего счастья», а здоровье – вообще «темный лес». Потому в систему воспитания, как причину нездоровья и несчастья,  никто и не заглядывает.

 Ловушка восьмая: мне уже не до счастья, но все сделаю для счастья своего ребенка!

К сожалению, это невозможно. Какую бы правильную систему воспитания не выбрал родитель, но если как личность он чувствует себя неудавшимся, несчастным ребенок «перетянет» и комплекс неполноценности, и потерянность и неспособность к отношениям и многое другое, что мучает родителя.

Основа – описанный в начале статьи  механизм подстройки и чувствования  родителя.

 Как же вышеописанные причины запускают механизм психосоматического расстройства?

Как этого избежать?

Что делать, если ребенок уже болен?

Об этом, и  о многом другом  Вы можете узнать  на   2-х дневном интенсивном  семинаре-тренинге «Психосоматика воспитания – как не разрушить своего ребенка».

https://www.psyoffice.ru/trainings/psyhosomatika-vospitanija-_kak-ne-razrushit-svoego-rebenka/

 Записывайтесь  и узнавайте больше!



Просмотров: 501
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Как выбрать систему воспитания для своего ребенка?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Ребенок избирательно питается. Психоаналитическая трактовка нарушений питания у ребенка.
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Почему ребенок не слушается? Неспослушный ребенок - уставший ребенок?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Влияние токсичного воспитания на мозг ребенка
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Ребенок и смерть. Часть 4. Если родители вегетарианцы…
  • Как быть родителю, если ребенок устраивает истерики, и как различить истерику и каприз?
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Ребенок - объект воспитания или человек?..



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь