Акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что повышает уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. При этом адаптационные затруднения личности в некоторых ситуациях могут сочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях.
Термин «акцентуация» впервые был введен в 1964 году К. Леонгардом (1904–1988), который разработал известную классификацию акцентуированных личностей. Кроме того, широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера отечественного психиатра А.Е. Личко(1926–1994), который выделил 12 акцентуаций, частично пересекающихся с выделенными К.Леонгардом. Личко указывал на то, что нужно говорить не об акцентуациях личности, а акцентуациях характера. Он связывал искажения родительского стиля с вероятностью появления акцентуаций характера у подростков. Несмотря на некоторые различия, и в том, и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций.
С.Хатуэй и Дж.Маккинли выделили три шкалы называемой невротической триады и четыре шкалы психотической тетрады. Психопатии, в отличие от невротических нарушений, обладают тремя отличительными признаками (по П.Б.Ганнушкину): тотальностью, стабильность, социальной дезадаптацией.
Сопоставление типов акцентуированной личности по Леонгарду и поЛичко
К. Леонгард
А.Е. Личко
Краткое описание типов акцентуаций характера
1
Застревающий
*
Обидчивость, формирование сверхценных идей, честолюбие
2
Демонстративный
Истероидный
Стремление быть в центре внимания, внушаемость, склонность к манипуляции, сильная тенденция к вытеснению
3
Педантичный
Психастенический
Долго переживает мелкие обиды, традиционен, формализм
большое количество страхов, неуверенность, ответственность
11
Шизоидный
Замкнутость, отгороженность от окружающего мира
12
Неустойчивый*
Слабоволие, равнодушие к будущему, плохо переносят одиночество, тяга к уличным группам.
13
Конформный*
Чрезмерная подчиненность, отсутствие инициативы
14
Астено-невротический*
Мнительность, капризность, утомляемость, склонность к ипохондрии
*У Личко отсутствует описание дистимного и застревающего типа, поскольку в подростковом возрасте они практически не встречаются. В то же время, в подростковом возрасте достаточно широко распространены неустойчивый, конформный и астено-невротический типы.
Тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения.
В гармоничной семье все возрастные трудности, особенности разных типов акцентуаций в значительной мере сглаживаются и не ведут к социальной дезадаптации. Гармоничная семья способствует выработке своего рода «психологического иммунитета» к неблагоприятным влияниям среды, все члены такой семьи связаны теплой эмоциональной привязанностью друг к другу, их роли в семье не конкурируют друг с другом, а дополняют друг друга, в таких семьях отсутствуют стойкие подгруппы направленные против других членов семьи.
Дисгармоничная семья (собственно негармоничная семья, деструктогенная, распадающаяся и распавшаяся, ригидная псевдосолидарная семья) является основным фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Такая семья характеризуется тем, что один из родителей занимает чрезмерно доминирующее, а другой — слишком зависимое положение («семейный перекос»), интересы одних членов удовлетворяются в ущерб другим, или один из членов семьи игнорирует свою роль и перекладывает свои обязанности на другого. Отсутствует истинное партнерство.
Стиль родительского воспитания сочетает в себе особенности лидерства и педагогического общения, но его наиболее существенными элементами являются эмоциональное отношение и уровень контроля за поведением детей.
В таблице представлены основные типы семейного воспитания и их влияние на акцентуацию характера ребенка, описанные А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, А. А. Вдовиченко, Е. С. Ивановым.
Тип семейного воспитания
Его основные характеристики
Влияние на акцентуацию (какой тип формируется и какой усиливается)
Гипопротекция
Ребенок предоставлен сам себе. Недостаток контроля, опеки, внимания к потребностям ребенка, его духовной жизни. Крайняя форма — полная безнадзорность. Скрытая гипопротекция — формальный контроль, возможно эмоциональное отвержение. Ребенок чувствует, что родителям не до него.
Такие подростки чаще оказываются в асоциальных компаниях. Неустойчивый тип – начинают прогуливать уроки, часто дальнейший путь развития проходит с деликвентностью, алкоголизацией, побегами из дома. Конформный тип – если окажется в хорошей компании усвоит положительный модус поведения, но обычно оказывается в асоциальных компаниях и перенимает ее образ жизни. Низкий соц. статус. Возможно формирование других типов, кроме сензитивной и психастенической акцентуации.
Доминирующая гиперпротекция
Чрезмерная опека, мелочный контроль, вплоть до постыдной слежки. Подавляется самостоятельность, ребенок лишается возможности учиться на собственном опыте. Не формируется ответственность и чувство долга. Данный стиль воспитания усиливает реакцию эмансипации, непослушание .
Гипертимно-неустойчивый тип – резкое усиление реакции эмансипации. Рвут родительские запреты, устремляются в асоциальные компании. Могут уходить из дома к другим родственникам (бабушке, тете). Психастеническая акцентуация, сензитивная акцентуация, астено-невротическая акцентуация – усиление несамостоятельности, неуверенности в себе, нерешительности. Истощение, тревожность.
Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи»)
Чрезмерное покровительство, восхищение, в том числе и мнимыми талантами. Культивируемый эгоизм.
Истероидная акцентуация. Развитие истероидных черт на основы лабильной и гипертимной, реже эпилептоидной и шизоидной акцентуаций. Потворствующая гиперпротекция рано или поздно создает для подростка кризисную ситуацию, с одной стороны, связанную с непомерно высоким уровнем притязаний, с другой, тип воспитания мешает выработке навыков систематического труда.
Эмоциональное отвержение
Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. Скрытое эмоциональное отвержение — родители не признаются в подобном отношении к ребенку, компенсируя его усиленным вниманием к поведению ребенка и мелочным контролем. Оказывает наиболее пагубное воздействие на развитие ребенка.Ситуация усугубляется, если есть брат, сестра, особенно сводные, отчим, мачеха (воспитание по типу «золушки»)
При истероидной акцентуации — реакции оппозиции. При шизоидной — уход в себя. При сензитивной, лабильной, астено-невротической акцентуациях способствует развитию соответствующих психопатий, положение «золушки» оставляет неизгладимый след в жизни этих детей. Для лабильной акцентуации характерно развитие по неустойчивому типу.
Жестокие взаимоотношения
Часто сочетается с крайней степенью эмоционального отвержения ребенка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке «срывают зло», применяя насилие. Скрытое проявление — душевное безразличие друг к другу, каждый сам за себя, высмеивание, унижение ребенка.
Особо пагубно для эпилептоидного и конформного типа — именно у таких подростков легче всего начинается психопатическое развитие по эпилептоидному типу.
Повышенная моральная ответственность
От ребенка требуют честности, порядочности, несоответствующей его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Внимание к потребностям самого ребенка снижено.
Гипертимные и эпилептоидные задатки развиваются в лидерство и стремление доминировать. У психастенического и сензитивного типов возможно развитие обсессивно-фобических неврозов
Потворствующая гипопротекция(введен Вдовиченко)
Бесконтрольность в сочетании с некритическим отношением к его поведению. Оправдывают подростка, перекладывают вину на других
Подростки не могут приспособится к жизни. Склонность к истерическим реакциям.
Культ болезни (введен Ивановым)
Преувеличенные заботы о здоровье, воспитание в культе режима. Можно рассматривать как одну из форм доминирующей гиперпротекции.
Инфантилизация, эгоистическая фиксация на заботах о здоровье. Истерический способ реагирования с ипохондрическими внешними проявлениями.
Противоречивое воспитание
Члены семьи применяют несовместимые воспитательные походы
Особенно пагубно для подростка, создавая больший риск для удара по слабым сторонам его характера. Подросток оказывается наиболее чувствительным к тому из видов неправильного воспитания, которое адресуется к ахиллесовой пяте его типа акцентуации.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.