Акцентуация характера и семейный стиль воспитания

Акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что повышает уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. При этом адаптационные затруднения личности в некоторых ситуациях могут сочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях.

Термин «акцентуация» впервые был введен в 1964 году К. Леонгардом (1904–1988), который разработал известную классификацию акцентуированных личностей. Кроме того, широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера отечественного психиатра А.Е. Личко (1926–1994), который выделил 12 акцентуаций, частично пересекающихся с выделенными К.Леонгардом. Личко указывал на то, что нужно говорить не об акцентуациях личности, а акцентуациях характера. Он связывал искажения родительского стиля с вероятностью появления акцентуаций характера у подростков. Несмотря на некоторые различия, и в том, и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций.

С.Хатуэй и Дж.Маккинли выделили три шкалы называемой невротической триады и четыре шкалы психотической тетрады. Психопатии, в отличие от невротических нарушений, обладают тремя отличительными признаками (по П.Б.Ганнушкину): тотальностью, стабильность, социальной дезадаптацией.

Сопоставление типов акцентуированной личности по Леонгарду и по Личко

 К. ЛеонгардА.Е. ЛичкоКраткое описание типов акцентуаций характера
1Застревающий*Обидчивость, формирование сверхценных идей, честолюбие
2ДемонстративныйИстероидныйСтремление быть в центре внимания, внушаемость, склонность к манипуляции, сильная тенденция к вытеснению
3ПедантичныйПсихастеническийДолго переживает мелкие обиды, традиционен, формализм
4ВозбудимыйЭпилептоидныйМстительность, низкий самоконтроль, вязкость мышления
5ГипертимныйГипертимныйОптимизм, активность, склонность к риску, не всегда внимателен к окружающим
6Дистимный*Пессимизм, замкнутость, «всё плохо»
7ЦиклотимичныйЦиклоидныйпериодическая смена общего фона настроения и активности (тонус / упадок, гипертим / дистим)
8Аффективно-экзальтированныйЛабильныйвысокая интенсивность и изменчивость эмоциональных реакций, искренность, избегание трудностей
9ЭмотивныйЛабильныйглубина чувств, отзывчивость, обидчивость, непредсказуемость
10Тревожный (боязливый)Сензитивныйбольшое количество страхов, неуверенность, ответственность
11ШизоидныйЗамкнутость, отгороженность от окружающего мира
12Неустойчивый*Слабоволие, равнодушие к будущему, плохо переносят одиночество, тяга к уличным группам.
13Конформный*Чрезмерная подчиненность, отсутствие инициативы
14Астено-невротический*Мнительность, капризность, утомляемость, склонность к ипохондрии

*У Личко отсутствует описание дистимного и застревающего типа, поскольку в подростковом возрасте они практически не встречаются. В то же время, в подростковом возрасте достаточно широко распространены неустойчивый, конформный и астено-невротический типы.

Тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения.

В гармоничной семье все возрастные трудности, особенности разных типов акцентуаций в значительной мере сглаживаются и не ведут к социальной дезадаптации. Гармоничная семья способствует выработке своего рода «психологического иммунитета» к неблагоприятным влияниям среды, все члены такой семьи связаны теплой эмоциональной привязанностью друг к другу, их роли в семье не конкурируют друг с другом, а дополняют друг друга, в таких семьях отсутствуют стойкие подгруппы направленные против других членов семьи.

Дисгармоничная семья (собственно негармоничная семья, деструктогенная, распадающаяся и распавшаяся, ригидная псевдосолидарная семья) является основным фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Такая семья характеризуется тем, что один из родителей занимает чрезмерно доминирующее, а другой — слишком зависимое положение («семейный перекос»), интересы одних членов удовлетворяются в ущерб другим, или один из членов семьи игнорирует свою роль и перекладывает свои обязанности на другого. Отсутствует истинное партнерство.

Стиль родительского воспитания сочетает в себе особенности лидерства и педагогического общения, но его наиболее существенными элементами являются эмоциональное отношение и уровень контроля за поведением детей

В таблице представлены основные  типы семейного воспитания и их влияние на акцентуацию характера ребенка, описанные А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, А. А. Вдовиченко, Е. С. Ивановым.

Тип семейного воспитания

Его основные характеристики

Влияние на акцентуацию (какой тип формируется и какой усиливается)

Гипопротекция  

Ребенок предоставлен сам себе. Недостаток контроля, опеки, внимания к потребностям ребенка, его духовной жизни. Крайняя форма — полная безнадзорность. Скрытая гипопротекция — формальный контроль, возможно эмоциональное отвержение. Ребенок чувствует, что родителям не до него.  

Такие подростки чаще оказываются в асоциальных компаниях. Неустойчивый тип – начинают прогуливать уроки, часто дальнейший путь развития проходит с деликвентностью, алкоголизацией, побегами из дома. Конформный тип – если окажется в хорошей компании усвоит положительный модус поведения, но обычно оказывается в асоциальных компаниях и перенимает ее образ жизни. Низкий соц. статус. Возможно формирование других типов, кроме сензитивной и психастенической акцентуации.  

Доминирующая гиперпротекция

Чрезмерная опека, мелочный контроль, вплоть до постыдной слежки. Подавляется самостоятельность, ребенок лишается возможности учиться на собственном опыте. Не формируется ответственность и чувство долга. Данный стиль воспитания усиливает реакцию эмансипации, непослушание .

Гипертимно-неустойчивый тип – резкое усиление реакции эмансипации. Рвут родительские запреты, устремляются в асоциальные компании. Могут уходить из дома к другим родственникам (бабушке, тете). Психастеническая акцентуация, сензитивная акцентуация, астено-невротическая акцентуация – усиление несамостоятельности, неуверенности в себе, нерешительности. Истощение, тревожность.

Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи»)

Чрезмерное покровительство, восхищение, в том числе и мнимыми талантами. Культивируемый эгоизм.

Истероидная акцентуация. Развитие истероидных черт на основы лабильной и гипертимной, реже эпилептоидной и шизоидной акцентуаций. Потворствующая гиперпротекция рано или поздно создает для подростка кризисную ситуацию, с одной стороны, связанную с непомерно высоким уровнем притязаний, с другой, тип воспитания мешает выработке навыков систематического труда.

Эмоциональное отвержение

Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. Скрытое эмоциональное отвержение — родители не признаются в подобном отношении к ребенку, компенсируя его усиленным вниманием к поведению ребенка и мелочным контролем. Оказывает наиболее пагубное воздействие на развитие ребенка.Ситуация усугубляется, если есть брат, сестра, особенно сводные, отчим, мачеха (воспитание по типу «золушки»)

При истероидной акцентуации — реакции оппозиции. При шизоидной — уход в себя. При сензитивной, лабильной, астено-невротической акцентуациях способствует развитию соответствующих психопатий, положение «золушки» оставляет неизгладимый след в жизни этих детей. Для лабильной акцентуации характерно развитие по неустойчивому типу.

Жестокие взаимоотношения

Часто сочетается с крайней степенью эмоционального отвержения ребенка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке «срывают зло», применяя насилие. Скрытое проявление —  душевное безразличие друг к другу, каждый сам за себя, высмеивание, унижение ребенка.

Особо  пагубно  для эпилептоидного и конформного типа  — именно у таких подростков легче всего начинается психопатическое развитие по эпилептоидному типу.

Повышенная моральная ответственность

От ребенка требуют честности, порядочности, несоответствующей его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Внимание к потребностям самого ребенка снижено.

Гипертимные и эпилептоидные задатки развиваются в лидерство и стремление доминировать. У психастенического и сензитивного  типов возможно развитие обсессивно-фобических неврозов

Потворствующая гипопротекция (введен Вдовиченко)

Бесконтрольность в сочетании с некритическим отношением к его поведению. Оправдывают подростка, перекладывают вину на  других

Подростки не могут приспособится к жизни. Склонность к истерическим реакциям.

Культ болезни (введен Ивановым)

Преувеличенные заботы о здоровье,  воспитание в культе режима. Можно рассматривать как одну из форм доминирующей гиперпротекции.

Инфантилизация, эгоистическая фиксация на заботах о здоровье. Истерический способ реагирования с ипохондрическими внешними проявлениями.

Противоречивое воспитание

Члены семьи применяют несовместимые воспитательные походы

Особенно пагубно для подростка, создавая больший риск для удара по слабым сторонам его характера. Подросток оказывается наиболее чувствительным к тому из видов неправильного воспитания, которое адресуется к ахиллесовой пяте его типа акцентуации.


С уважением,
педагог, психолог Стрельцова Наталья

 

 



Просмотров: 398
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Оральный тип характера и его телесная структура.
  • Неполная семья – слабость или сила вашего ребенка? Особенности воспитания в неполной семье
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Стили семейного воспитания. Как они влияют на развитие ребенка.
  • Психоаналитическое Рассмотрение Акцентуаций Характера
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Как мы можем вдохновлять ребенка и поддерживать его творческое развитие?
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...
  • Систематика неправильного воспитания, имеющего значение для формирования личности ребенка
  • Кто такой нарцисс и в чем особенности его характера
  • Клиент и особенности его характера
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Часть 2.2. Истерический тип личности. Истерогенные семьи: воспитание дочери.
  • Истерический тип личности. Часть 2.3. Истерогенные семьи: воспитание сына.
  • Какой вы Смешарик: неустойчивая акцентуация характера на примере Лосяша
  • Какой вы Смешарик: циклоидная акцентуация характера на примере Бараша
  • Какой вы Смешарик: лабильная акцентуация характера на примере Совуньи
  • Какой вы Смешарик: гипертимная акцентуация характера на примере Кроша
  • Какой вы Смешарик: лабильная акцентуация характера на примере Нюши
  • Акцентуации характера. Часть третья: "Неустойчивый".
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Влияние отношений мамы и ребенка на формирование характера
  • Ох, уж эти подростки. Шизоидная акцентуация характера.
  • Семья в кризисе: влияние семейного конфликта на эмоциональное состояние ребенка
  • Тип рождения и его влияние на характер



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь