Ох, уж эти подростки. Шизоидная акцентуация характера.

Клиентка переживает по поводу своего подрастающего сына. Интеллигентный тихий мальчик, самобытный, вдумчивый, склонный к размышлениям и книгам. На первый план запроса матери вышел пласт появившихся трудностей сына в общении со сверстниками. Ему и интересно, как ей кажется, а в компанию он не идет. Такое впечатление, что молодой человек наблюдает за внешним миром из-из занавески. Выйти -  и хочется, и колется. 

В классификации Нэнси Мак-Вильямс такое поведение попадает под определение шизоидной акцентуации характера. Этот тип личности описывается ею как имеющий нарушение на границе контакта с окружающим миром. Скорлупа. Страх быть поглощенным миром. Замкнутость.

Главная жизненная ценность человека с такой акцентуацией характера: Уникальность своя и любого другого.

Может быть, эта статья поможет взрослым, имеющих дело с подобными детьми, понять их лучше и учитывать особенности их характера. Для этого взрослым нужно понимать, что на первый план в подростковом возрасте выходит потребность общения со сверстниками. В это время групповая принадлежность становится важнее персональной.

В этом возрасте шизоидному подростку особенно трудно, поскольку именно его нарушение связано со страхом быть поглощенным миром. Две противоположные тенденции – страх вхождения в общество и необходимость, жгучее желание сделать это – владеют таким подростком. Ему приходится с трудом преодолевать свою врожденную замкнутость, ему в подростковом возрасте становится вдруг не слишком комфортно в своем одиночестве. Его это может пугать еще больше. Практически, рушится его привычная картина мира.

Быть в группе для него сложно, поскольку его главная жизненная ценность – уникальность каждого человека. А в подростковом возрасте преобладает групповая идентичность. Подростки хотят быть похожими друг на друга в своей группе. Так им в этом возрасте проще, всем вместе, противостоять другим большим социальным группам: детям, которыми они уже не являются, и взрослым, которыми они еще не стали.

Итак, подростки в своих группах стараются быть одинаковыми. И это для шизоидного подростка еще один «удар судьбы». Он не только затрудняется найти уникальность каждого из группы, он вынужден поступиться своей личной уникальностью для налаживания социальных связей. Чтобы быть принятым  в группу, ему придется подражать большинству в своих предпочтениях.

А, поскольку  для шизоидных типов не работает групповая мотивация, для него это крайне сложно. Он может не пойти вместе со всеми в кино просто потому, что не хочет. Группа его, скорее всего, не поймет, потому что подростки других психологических типов пойдут все равно, если даже не хотят. Они могут руководствоваться другими побуждениями и мотивами. Истерички пойдут, чтобы флиртовать и показать себя, мазохистки – чтобы подчиниться большинству и страдать, маниакальные-потому, что им надо дать выход энергии и так далее.

Так же для шизоидных подростков  существует тенденция быть не принятым  в социальную группу  из-за внешнего вида такого подростка. С модой они находятся  в разных реальностях, поэтому, когда подростки , усиливая групповую идентичность, начинают носить примерно одинаковую модную одежду, в этот тренд шизоидный подросток может попасть лишь волей случая. Он может носить такую же одежду, выбрав ее для себя самостоятельно и случайно.  В том же случае, если о гардеробе нужно позаботиться специально, именно для того, чтобы быть «как все» - вряд ли шизоидный подросток выберет вариант намеренной «униформы». И этим фактом усилит свое противостояние социальной группе,  в которую хотел бы войти, но без условия одинаковости всех членов.

Можно предположить, что шизоидный подросток выберет себе одного или двоих друзей, в группе же ему будет сложно стать «своим». В друзья подросток выберет человека, способного держать дистанцию в общении, уважающего личное жизненное пространство шизоидного подростка.

В подростковом возрасте повышается интерес и чувствительность к собственному телу. А, поскольку, у  шизоидного типа очень, самые низкие пороги сенсорной  чувствительности, для него этот  аспект взросления также приобретает масштабы большой проблемы. Низкие пороги чувствительности означают, что самое маленькое раздражение сенсорной системы для него существенно. Он не выносит крепкие ароматы, сильные запахи, громкие звуки, может даже испытывать физическую боль в барабанных перепонках, и так далее.  Половое созревание, притягательность противоположного пола так же может стать проблемой для шизоидного подростка, так как он не любит телесные контакты.  Он может еще больше сторониться противоположного пола, поскольку в этом возрасте подростки не научились пользоваться в меру духами, у них есть тенденция громко слушать музыку, появляются первые сигареты и алкоголь. Для чувствительной сенсорной системы шизоидного типа все эти звуки, запахи и краски становятся мучительными. А телесные контакты могут казаться грубыми и потому еще более отталкивающими.  Шизоидный подросток становится скорее наблюдателем развития отношений своих ровесников. Предпочитает получить не личный, а заочный опыт общения с противоположным полом.  Шизоидный тип опасается быть поглощенным другим человеком, если  слишком  с ним сблизится.

Поскольку, у шизоидного типа самый низкий иммунитет, его потребность в одиночестве и жизненном пространстве может удовлетворятся в частых простудах или других заболеваниях, вынуждающих его быть одному.  Скорее всего, при сильном желании быть в обществе, он будет здоров, при накоплении усталости от общения -  «уйдет в болезнь».  Социальные контакты для такого типа –сильная нагрузка,  при достижении «критической массы» должен сработать «предохранительный клапан».

В подростковом возрасте сильны пессимистичные прогнозы по поводу будущего. Прогнозы шизоидного подростка могут касаться одиночества, быть вечно непонятым, быть больным.

Самоуважение подростка будет поддержано творческой креативной  деятельностью. Подросток может начать рисовать, пойти учиться музыке, освоить что-то новое. Причем, будет делать это не напоказ. Самым важным и единственным критиком его искусства останется он сам.

В качестве кумира, который нужен в подростковом возрасте всем бывшим детям, шизоидный тип, скорее всего, выберет человека искусства. Самобытного и уникального.  

Учитывайте уникальность этого человека, в этом залог ваших добрых и близких отношений. Сделайте усилие, чтобы понять его, как он стремится понять каждого из своего окружения.  На самом деле люди этому подростку очень интересны. Он наблюдает за ними (за нами) и делает выводы. Позвольте ему иметь личное пространство и уважайте его самобытность. Этих детей чаще, чем других называют Детьми-Индиго. 



Просмотров: 481
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чтобы быть с другим, нужно все делать для него
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как быть для мужа женой и перестать быть ему мамой
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Скрытая депрессия может быть в любом возрасте
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Подсознание есть. Его не может не быть.
  • Личностные стили в подростковом возрасте. Шизоидный личностный стиль
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Детская сказка для мам и пап у которых дочки находятся в подростковом возрасте.
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Может быть, со мной что-то не так?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?
  • Что такое «мучительная близость» и как детям и родителям прекратить быть обузой друг для друга*
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Ваша жизнь может быть лучше, но это сложно себе представить!
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Что такое страх и чем он может быть полезен
  • Для изменений к лучшему возраст может быть любым. Пример успеха
  • Быть хорошим для других... или для себя?
  • Что мама может сделать для малыша, пока он еще не родился?
  • Если любимый эгоист и для него отстоять свою позицию важнее, чем быть с вами
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь