Трудности общения в подростковом возрасте

Автор статьи: Александрова Яна

Современные подростки уделяют повышенное внимание к технологическим новинкам. Мир виртуальных игр захватывает все большее внимание детей, они очень быстро осознают, что общаться виртуально намного проще, чем в реальной жизни. Это приводит к интернет зависимости, к деструктивному поведению и к тому, что трудности в реальном общении неизбежны, как между сверстниками, так и с более страшим поколением.

Новый этап развития потребности в общении, а значит и самих взаимоотношений, начинается с поступления ребенка в школу и активно продолжается на протяжении всего школьного процесса обучения, в который входит подростковый возраст.

Мудрик А.В. отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков, считает по своей специфике, является коллективно-групповым.

Мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей. Подростки формируются в постоянные группы, в них происходит общение и самоутверждение. Непопулярность у сверстников становится проблемой и приносит глубокие, мучительные переживания. Это влияет на психоэмоциональное состояние и здоровье подростков.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.

Так же общение со сверстниками идентичного или противоположного пола – это важный специфический канал информации; по нему подростки обсуждают то что не могут сообщить родителям, например, о сексуальных взаимоотношениях.

Подростковый возраст, как отмечал Выготский Л.С., характеризуется отмиранием старого, когда ребенок многое теряет из приобретенного прежде и рождением нового. В этом возрасте изменяется взгляд на себя, подростки перестраивают все отношения с окружающим миром и самоопределяются в жизни, они встают на последнюю ступень формирования, помогают им в этом родители, сверстники и окружающая действительность.

Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества.

Очень важным для подростка остается общение со взрослым, ему неоходима поддержка родителя. Как бы не было трудно общение для родителя со свим подростоком, ему необходимо сделать усилие над собой и постараться услышать ребенка, давать высказаться, давать ощущение свободы и возможность принимать хотя бы частично самостоятелные решения. Подросток хочет чувствовать свою значимость в этом мире, не всегда получается это в группе сверстников, и у родителя есть возможность дать это ощущение своему ребенку, в своей маленькой группе «семье».

Как показали наши исследования, на основании проективного теста «Рисунок человека», затрудненное общение присутсвует у 91,67%. У 8,33% нет признаков затрудненного общения, но эти подростки страше 14 лет. Показателями затрудненного общения являются следующие личностные качества: агрессивность, конфликтность, негативизм, асоциальность, замкнутость.

Показатели агрессивности встречаются в риунках у 44% подростков, у 39% замкнутость, завышена самооценка у 80%, у 3% занижена самооценка, интеллектуальная недостаточность у 11%, демонстративность у 69%, тревожность у 40%, эгоизм у 72%, негативизм у 37%.

С целью коррекции и профилактики для преодоления трудностей в общении были проведены арт-терапевтические техники, а именно методики «Фототерапия» и «Парное рисование».

Результаты  проведения бесед с родителями показали: 70% - испытывали положительное эмоциональное состояние после занятий; 35% - спокойное  и ровное эмоциональное состояние; 80% - делились с родителями своими впечатлениями.

Видимые изменения в поведении отметили 40% родителей; незначительные изменения — 31%; нет изменений  — 13% родителей.

Значительные изменения в общении с взрослыми отметили 40% родителей; незначительные изменения — 32%; нет изменений  — 13%. Значительно улучшили  общение со сверстниками – 45%; 30% — незначительно улучшили; нет изменений  — 13%.

Особо хочется отметить такой метод как «Фототерапия», довольно молодой и все еще не распространенный метод в России. Использование фототерапии эффективно в качестве коррекционного и развивающего средства. Фотография может стать составной частью весьма эффективной здоровьесберегающей «технологией», что в сочетании с ее доступностью для детей и взрослых, способно сделать ее ценным инструментом для работы практических психологов.

Проведение методик с целью коррекции и профилактики показали следующие результаты: развитие саморегуляции, умения работать по правилам, развитие навыков конструктивного взаимодействия, умения понимать собеседника, совместно работать и договариваться для достижения единого результата, снятие психоэмоционального напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности.

Но все же нужно помнить, что каждый человек индивидуален, и варианты коррекции и профилактики нужно подбирать, индивидуально. На наш взгляд именно арт-терапия в работе с подростками, дает членам группы свободу выражать свои чувства и фантазии в любой форме.

Арт-терапия способствуют развитию уровня креативности, повышению самооценки, раскрепощению, снижению уровня тревожности, агрессивности. Позволяет справиться с застенчивостью и замкнутостью, развить ответственность и повысить уровень общительности за счет работы в группе.

Очень важным считаем отметить, о необходимости добавить в школьную программу такой предмет как арт-терапия в работе с детьми. Родителям, которые хотят помочь своему подростку развиваться, а так же более мягко проходить кризисные периоды его жизни, необходимо быть более осведомленными в области психологии, и уметь в нужный момент применять арт-терапевтические техники, с целью урегулирования отношений. Чем раньше мы обратим внимание, на ребенка, тем раньше можем помочь ему преодолеть трудности любого рода.



Просмотров: 527
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Самооценка ребенка и общение со сверстниками.
  • Детский сад в вопросах и ответах. Общение детей в детском саду со взрослыми и сверстниками.
  • Подростки. Проблема взаимоотношений со сверстниками. Самооценка.
  • Безопасность ребенка в общении с посторонними. Что нужно знать родителям.
  • Как на нас влияет общение родителей между собой
  • Ошибки родителей в общении со Взрослыми детьми…
  • Переходный возраст: ошибки родителей в общении с подростком
  • О чем молчат подростки...Часть 5: о том, что им нужно ваше внимание, родители!
  • Как помочь ребенку преодолеть страх быть высмеянным сверстниками
  • Личная терапия и дружеское общение
  • Воспитание с пониманием или три роли родителя в общении с детьми.
  • Значимость родителей в жизни детей-подростков(мини статья).
  • Психологические группы для приемных детей и подростков - трудности и пути решения.
  • Ошибки родителей при общении с детьми
  • Развитие отношений младших школьников со сверстниками.
  • Типичные ошибки родителей в общении с детьми
  • Разговор глухого с глухим (общение родителя и подростка)
  • Нужны ли родителям непослушные подростки, а подросткам родители?
  • Развод родителей и реакция детей. Подростки
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Типичные ошибки родителей в общении с детьми. Ошибка вторая.
  • Как преодолеть обиду на родителей и стоит ли продолжать общение?
  • Когда общение с родителями вызывает сильный стресс.
  • Проблема коммуникации со сверстниками глазами подростков
  • Трудности в общении
  • Трудности в общении
  • Трудности в общении
  • Почему я не понимаю своего ребенка? Или три основные ошибки в общении с детьми
  • Общение ребенка и взрослого. Первый год жизни
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь