Зачастую, дети в подростковом возрасте являются очень ранимыми, чувствительными и восприимчивыми к окружающему их миру. Важную роль играет принятие и признание их обществом. На данном этапе развития у подростков возникают вопросы: «Кто я? Зачем я живу? Чего я хочу в этой жизни? Что я могу? Как правильно жить? Что можно делать, а что нельзя? Почему? А примут ли меня такой(им) окружающие? и т.д.» Появляется оценка, анализ своих действий, поступков. Дети начинают сравнивать себя с окружающими. Мнение других становится значимым для них. Данный процесс начала поиска себя в этой жизни, в норме, должен сопровождаться мощной поддержкой со стороны родителей. Родители являются для детей опорой; гнездом, куда они могут всегда вернуться в случае различных опасностей. Там примут, обнимут, согреют, выслушают, постараются услышать и помочь. На сегодняшний день, к сожалению, мало благополучных семей, которые могли бы:
1) обеспечить безопасность на психологическом уровне (безусловно любить и принимать своего ребенка таким, какой он есть);
2) дать именно ту поддержку, которая нужна ребенку;
3) помочь ребенку в поиске собственных жизненных опор.
В своей практике я часто встречаю семьи, где родители оказывают большое давление на своих детей: пытаются навязать своё мнение, желания, взгляды, при этом не хотят слышать, понимать и принимать мысли, чувства, желания, взгляды своих детей. Многие родители сравнивают их с другими; предъявляют требования, не соответствующие реальным возможностям детей; чрезмерно контролируют, многое запрещают, постоянно обвиняют, не доверяют и не верят в своих детей; манипулируют чувством долга и т.д. Такие родители искренне верят, что помогают своим детям, не видят реальности. В итоге дети начинают чувствовать себя отвергнутыми, не любимыми, одинокими, потерянными, запутавшимися в своих желаниях, чувствах, жизненных позициях, убеждениях. Они не знают, кому и чему верить, как дальше жить. Один из вариантов дальнейшего развития событий может стать вступление в «группы смерти», заканчивающиеся массовыми суицидами подростков. Как правило, организаторы подобных групп ищут уязвимые места детей, например: дети, испытывающие огромную потребность в любви и признании, выполнив все задания, вроде как получают желаемое. Очень легко спровоцировать подростков, если их жизненные ценности (ценность собственной жизни, например) слабо развиты, если их убеждения, установки, чувства, личный опыт перестали быть опорами, а новые не найдены. Часто их берут на «слабо». Опора является одним из необходимых условий существования человека.
Как помочь родителям своим детям?
Полезные методы:
Безоценочное наблюдение. Понаблюдайте за тем, что говорит ребенок, как говорит (интонация, мимика, жесты), что при этом он делает? Как ребенок реагирует на ваши высказывания? Как вы реагируете на его высказывания? Что при этом чувствуете? Что думайте по этому поводу? Это поможет Вам лучше видеть реальность происходящего.
Умение слушать и слышать играет огромную роль в понимании друг друга. Старайтесь больше слушать и задавать уточняющих вопросов для более точного понимания сказанного ребенком.
Очень важно научиться говорить друг другу о своих чувствах, не обвиняя и не нападая. Это способствует большему сближению и доверию.
«Я-высказывание». В диалоге имеет огромное значение говорить только о себе, о том, что Вы думайте и чувствуйте по поводу своего поведения и как влияет на Вас поведение ребенка? А что думает и чувствует ребенок насчет своего поведения? Как на его состояние влияет Ваше поведение? Очень важно говорить безоценочно, так как оценка может унизить, оскорбить. Данный метод создает безопасные условия для сближения и доверия друг другу.
Уважение. Для ребенка, как и для любого взрослого, очень важно, чтобы его желания, мысли, чувства, убеждения, установки, взгляды, идеи уважали и давали право им быть в этом мире, независимо от того, согласны Вы с ними или нет!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.