Как помочь ребенку говорить о своих чувствах и переживаниях.

С первого момента появления ребенка на свет и даже до его рождения мы вступаем с ним в эмоциональный контакт. Наблюдая за сменой настроений, гримасок, вытирая ему слезы или дружно хохоча мы пытаемся понять, что он чувствует, что с ним происходит. У каждого ребенка есть своя эмоциональная палитра, но насколько она будет богата и разнообразна, насколько чистыми и яркими будут оттенки, во многом зависит от нас, родителей. Чтобы он мог переживать свои чувства полно и глубоко, понимая и не пугаясь их, и в то же время чтобы умел выражать их вовне уместно и понятно для окружающих, ему понадобится помощь «проводника»
Изначально, весь эмоциональный репертуар малыша состоит из ограниченного количества реакций. Негативный полюс в основном выражается плачем во всех вариациях от хныканья до рыданий, а позитивный — улыбкой, смехом или умиротворенным спокойствием. На этом этапе родителям приходится настроить свои эмоциональные «радары» на очень высокий уровень чувствительности, чтобы понимать о чем плачет чадо и в чем нуждается. С радостной частью спектра проще — ребенок доволен и вам не о чем беспокоиться, можно радоваться вместе с ним. Такая тонкая взаимная настройка очень важна, она станет основой для доверительного контакта и взаимопонимания.
Постепенно эмоциональная жизнь ребенка усложняется, становится более разнообразной, появляются новые способы показать свое состояние, свои переживания. Удивление, восхищение, любопытство, восторг, испуг, злость, обида — мир эмоций маленького человека открыт для вас. Он находится в постоянном потоке новых впечатлений и немедленно реагирует на них. Он переходит от одного состояния к другому, еще не умея понять, что с ним происходит, но ему очень важно, чтобы его понимали окружающие, в первую очередь родители. Ребенку нужно, чтобы вы объясняли ему его самого, те спонтанные реакции, которые «выпрыгивают» из него, иногда очень бурные и непредсказуемые. Например, если ваш ребенок потерпел неудачу на детской площадке и обиженно рыдает, можно сказать: «Я вижу как ты расстроился из-за того, что тебя не приняли в игру. Это очень обидно. Надеюсь, тебе все таки удастся подружиться с ними. Или ты можешь попробовать поиграть с кем-то другим». Так вы не только посочувствуете своему ребенку, но и дадите знать, что его положение не безвыходное, вы не считаете его беспомощным, и надеетесь, что новая попытка будет успешной.
Чтобы ребенок научился лучше ориентироваться в потоке эмоций важно не только говорить ему о том, что по вашему мнению с ним происходит, но и стараться ясно и однозначно показывать собственные переживания. Если его поступок вас рассердил или огорчил, дайте ему об этом знать, не подменяйте прямое выражение чувств замкнутостью или враждебным молчанием. Если ребенок дал вам повод для восхищения и гордости, не скупитесь, пусть он узнает об этом. Помогая своему чаду упорядочить и понять его переживания, мы получаем возможность вступить в близкий контакт с собственными. Многим родителям бывает трудно «раскрываться» перед своими детьми, взрослея, мы учимся держать лицо и скрывать некоторые чувства. Ребенку же важно, чтобы родитель был понятным, близким, открытым и предсказуемым в своих реакциях на него. Но, в тоже время, это не значит, что мы должны вываливать на детскую голову все свои неприятности. Если вы находитесь в стрессе и вас легко вывести из равновесия, постарайтесь отложить на некоторое время совместные игры. Дети легко "заражаются" эмоциональным состоянием родителей. Лучше сказать об этом ребенку. "Я сейчас очень расстроена, поиграй, пожалуйста, сам. Мне надо успокоиться". Детям свойственно многое принимать на свой счет, ребенку важно услышать, что ваше состояние не связано с ним.
Почему важно научить ребенка распознавать свои эмоции и чувства, дать им названия? Это безусловно даст ему возможность хорошо знать себя, свои сильные и слабые стороны. А значит, чем лучше он будет ориентирован, тем лучше он будет регулировать свое поведение, научится оттормаживать некоторые реакции, неуместные в определенный момент. Он сможет сообщить вам о своих переживаниях, вместо того чтобы замыкаться или «заметать их под ковер», он сможет запросить эмоциональную поддержку, предложить вместе чему-то порадоваться, разделить восхищение и восторг. Кроме того сформированное представление о собственных эмоциях поможет ему лучше понимать других людей, причины их реакций и поступков. Давайте ребенку понять, что его переживания важны и заслуживают сочувствия, но также показывайте ему, что ваши чувства имеют не меньшее значение. Это даст ему возможность преодолеть эгоцентрическую позицию, свойственную всем детям и научиться сопереживанию, научиться учитывать чувства и интересы других людей.

Советы родителям:

– Техника «называния чувств» очень популярный психологический прием во взаимодействии с ребенком, но нужно понимать как им пользоваться, чтобы это имело смысл для вашего чада. Простой констатации чувств недостаточно. Мало сказать ребенку «Ты сейчас злишься». Да, он зол, не может успокоиться и чувствует себя из-за этого беспомощным. Ваша реплика не принесет ему облегчения, а скорее всего приведет к усилению гнева. Когда вы называете для ребенка чувства, стоит назвать и причину, и пути выхода из этого переживания. А также обязательно дать понять, что каким бы ни было его огорчение — оно закончится, он постепенно успокоится и его состояние изменится. Например, попробуйте сказать: «Ты злишься на меня, потому что я не позволила тебе лечь спать попозже. У меня есть причины для этого. Когда ты немного успокоишься, я попробую тебе их объяснить. Надеюсь мы сможем договориться.»
– Очень часто «называние чувств» используют для того, чтобы помочь ребенку справиться с «плохими чувствами» - гневом, обидой, подавленностью. Но не забывайте, что многим детям нужна помощь в свободном и спонтанном выражении «хороших» чувств - радости, дружелюбия, нежности.
– Не ждите, что воспитательные стратегии заработают сразу. Для того чтобы произошли изменения в эмоциональной сфере ребенка, необходимо определенное время. Но наступит момент, когда его душевная жизнь станет более упорядоченной и гармоничной.



Просмотров: 593
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как легко объяснить ребенку, что ему надо
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Что я могу ему дать, чтобы он остался?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как помочь близкому человеку, когда ему плохо, в его переживаниях.
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Важно научиться терять время, чтобы потом его приобрести...
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Слезы ребенка. Как правильно реагировать, чтобы помочь ему вырасти психологически устойчивой личностью?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Если к другой уходит мужчина: не факт что она лучше, но подходит именно ему..
  • Что такое счастье? И почему так важно понимать свои чувства?
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Что нужно иметь для того чтобы знакомиться с мужчинами
  • Что нужно делать для того, чтобы стать женщиной мечты?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь