|
Стресс от иммиграции и дети: показывать свои переживания или лучше эмоционально закрытьсяАвтор статьи: Виктор Пасниченко
Переезд в другую страну, так или иначе, сопровождается стрессом, причиной которому реакция психики и организма на изменение окружающих условий. А меняется почти все: язык, культура, люди, друзья, быт, климат, юмор и т.д. В новой культуре взрослый человек становится ребенком-переростком: ходить уже умеет, а вот окружающий мир только начинает познавать. Вот и получается противоречие между желаемым и реальным. Ребенок, вырастая в культуре, адаптируется постепенно и при поддержке взрослых. От эмигранта требуется адаптация в считанные месяцы, а то и недели, и во всех сферах жизни. При отсутствии социальной поддержки со стороны родных и близких (семьи), друзей и знакомых, специализированных адаптационных организаций возникает риск развития депрессии и формирования всевозможных психических травм и психосоматических проявлений. В практике работы с иммигрантами приходится сталкиваться с острым стрессом. У некоторых достаточно серьезные проблемы, особенно у тех молодых людей, кого родители отправили учиться в Чехию, а сами остались дома (в одной из стран СНГ). Отсутствие проработки этой проблематики может иметь тяжелые последствия, крайним проявлением чего может быть социальная неадаптивность, депрессивные состояния, переживания чувства тревоги и сиротства. В некоторых случаях, даже присутствие родителей рядом может приводить к таким результатам. Причиной чего может быть отстранение от ребенка. В практике консультирования наблюдаются два вида такого отстранения. Одни родители делают это, якобы из лучших побуждений, чтобы не заражать ребенка своими отрицательными переживаниями. В другом случае, родители считают ребенка уже взрослым, достаточно самостоятельным и способным самому адаптироваться в новой среде. Как показывает практика психотерапии, в обоих случаях такое отстранение негативно влияет на психику ребенка. Считается, что родителям лучше проявить свои негативные переживания, нежели быть эмоционально холодным и отстраненным. Конечно, особо острые реакции в виде рыданий или истерик детям видеть нежелательно. А вот спокойно делиться переживаниями по поводу адаптации в новой стране и которые беспокоят, можно и нужно. Оказывается, это лучше, чем молчание, которое говорит о том, что жизнь остановилась и в ней нет изменений к лучшему. Ребенку очень важно ощущать контакт хотя бы с одним из родителей. При отсутствии контакта он остается один на один с миром и может ощущать себя беспомощным и беззащитным. Родитель, который тяжело переживает процесс адаптации и говорит об этом – это все равно защита. А вот холодный и отстраненный родитель – это приводит к мыслям о том, что «я остался один, меня некому защитить от этого чужого мира, который мне враждебен». И, что самое страшное, практика консультирования показывает, что враждебность мира позже может переноситься и на свое ближайшее окружение, считая родителей, братьев и сестер своими врагами.
Особенности поведения ребенка, которые могут указывать на наличие у него стрессового состояния и должны настораживать родителей Каждая возрастная группа имеет свои особенные признаки наличия стрессового состояния. Возраст ребенка до двух лет: повышенная и постоянная раздражительность, резкое и неожиданное нарушение сна, проблемы с потреблением пищи. Ребенку от двух до пяти: избыточные страхи, заикание, агрессивное поведение или неконтролируемые вспышки плохого настроения, гипперактивность, слезы, как реакция на все новое, регрессия в поведении (ребенок вновь начинает мочиться в кровать или в штаны, тянется к соске). Ребенку от пяти до десяти: отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, необъяснимые боли и расстройства, рвота, повышенная озабоченность своим здоровьем, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, снижение самооценки, проблемы со сном и нарушение питания. Ребенку десять и более: симптомы стресса практически такие же, как и у взрослого. Это - чувство одиночества и неуверенности в себе, проблемы с концентрацией внимания и запоминанием, усталость и расстройство сна, избегание общения с людьми, колебание настроения, раздражительность и вспыльчивость, бурная активность, навязчивые действия, плохой аппетит, чрезмерное внимание к своей внешности.
Помощь детям, которую родители могут оказать своими силами При возрасте ребенка до двух лет снятию стресса лучше всего способствуют подвижные игры, особенно прятки, в которых ребенок видит, что, несмотря на периодические исчезновения, мама и папа возвращаются и доступны для контакта визуального, эмоционального и телесного. Ребенку от двух до пяти лет снять стресс помогает быстрое, хаотичное и рисование и рисование без определенной тематики (краски более эффективны, нежели карандаш), а также крик: необходимо стимулировать ребенка в проявлении своих эмоций во время активных игр или же просто покричать вместе с ним на улице. Необходимо чаще просто болтать с детьми, брать их на руки и обнимать. Помочь выяснить, что происходит с ребенком, может быть внимание к его разговорам с игрушками, когда малыш бывает достаточно откровенен, что не всегда можно получить при расспросах его взрослыми. Ребенку от пяти до десяти в первую будут полезны различные ролевые игры, в которых он имеет возможность проявить особенности своего поведения в той или иной ситуации. Как мы говорили выше, психологи рекомендуют не скрывать от детей правду о проблемах иммиграции. И, конечно же, ребенок должен знать, что родители безусловно принимают и любят его, поддерживают и гордятся им. И не только знать, но и чувствовать повышенную заботу со стороны родителей, более тесный эмоциональный и даже телесный контакт. Если поведение родителей конструктивно и проблема не запущена, то результат будет и можно обойтись и без посещения психолога. Недели активных действий со стороны родителей обычно хватает, чтобы понять действенность влияния и наличие признаков, которые говорят об улучшении ситуации. Если изменений не происходит и состояние ребенка не улучшается, то нужно обращаться к психологу. Бывает, что родители поведение ребенка списывают на «плохой характер» и не обращаются к психологу. В результате у ребенка на всю жизнь может остаться повышенный уровень тревожности. Во взрослой жизни такому человеку будет трудно самореализоваться, он будет пассивным и его могут мучить постоянные сомнения – «а все ли я делаю правильно …, а вдруг я ошибусь?». При не разрешении противоречий через полтора – два года к внутренним сомнениям могут добавиться и психосоматические проявления.
Что может психолог и как он работает Психологи работают с такими детьми в рамках привычной и естественной для них деятельности. Это арт-терапия (рисование и сказкотерапия), игровая и телесно-двигательная терапия. Продолжительность работа с психологом будет зависеть от ситуации в семье, индивидуальных особенностей ребенка и продолжительности нахождения его и семьи в проблемной ситуации. Период терапии может продолжаться несколько месяцев, а иногда и годы, бывает, что достаточно кратковременной. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|