Стресс от иммиграции и дети: показывать свои переживания или лучше эмоционально закрыться

Автор статьи: Виктор Пасниченко

Стресс от иммиграции и дети показывать свои переживания или лучше эмоционально закрыться


Стресс от иммиграции

Переезд в другую страну, так или иначе, сопровождается стрессом, причиной которому реакция психики и организма на изменение окружающих условий. А меняется почти все: язык, культура, люди, друзья, быт, климат, юмор и т.д. В новой культуре взрослый человек становится ребенком-переростком: ходить уже умеет, а вот окружающий мир только начинает познавать. Вот и получается противоречие между желаемым и реальным. Ребенок, вырастая в культуре, адаптируется постепенно и при поддержке взрослых. От эмигранта требуется адаптация в считанные месяцы, а то и недели, и во всех сферах жизни.

При отсутствии социальной поддержки со стороны родных и близких (семьи), друзей и знакомых, специализированных адаптационных организаций возникает риск развития депрессии и формирования всевозможных психических травм и психосоматических проявлений.

В практике работы с иммигрантами приходится сталкиваться с острым стрессом. У некоторых достаточно серьезные проблемы, особенно у тех молодых людей, кого родители отправили учиться в Чехию, а сами остались дома (в одной из стран СНГ). Отсутствие проработки этой проблематики может иметь тяжелые последствия, крайним проявлением чего может быть социальная неадаптивность, депрессивные состояния, переживания чувства тревоги и сиротства.

В некоторых случаях, даже присутствие родителей рядом может приводить к таким результатам. Причиной чего может быть отстранение от ребенка. В практике консультирования наблюдаются два вида такого отстранения. Одни родители делают это, якобы из лучших побуждений, чтобы не заражать ребенка своими отрицательными переживаниями. В другом случае, родители считают ребенка уже взрослым, достаточно самостоятельным и способным самому адаптироваться в новой среде.

Как показывает практика психотерапии, в обоих случаях такое отстранение негативно влияет на психику ребенка. Считается, что родителям лучше проявить свои негативные переживания, нежели быть эмоционально холодным и отстраненным. Конечно, особо острые реакции в виде рыданий или истерик детям видеть нежелательно. А вот спокойно делиться переживаниями по поводу адаптации в новой стране и которые беспокоят, можно и нужно. Оказывается, это лучше, чем молчание, которое говорит о том, что жизнь остановилась и в ней нет изменений к лучшему. Ребенку очень важно ощущать контакт хотя бы с одним из родителей. При отсутствии контакта он остается один на один с миром и может ощущать себя беспомощным и беззащитным. Родитель, который тяжело переживает процесс адаптации и говорит об этом – это все равно защита. А вот холодный и отстраненный родитель – это приводит к мыслям о том, что «я остался один, меня некому защитить от этого чужого мира, который мне враждебен». И, что самое страшное, практика консультирования показывает, что враждебность мира позже может переноситься и на свое ближайшее окружение, считая родителей, братьев и сестер своими врагами.

 

Особенности поведения ребенка, которые могут указывать на наличие у него стрессового состояния и должны настораживать родителей

Каждая возрастная группа имеет свои особенные признаки наличия стрессового состояния.

Возраст ребенка до двух лет: повышенная и постоянная раздражительность, резкое и неожиданное нарушение сна, проблемы с потреблением пищи.

Ребенку от двух до пяти: избыточные страхи, заикание, агрессивное поведение или неконтролируемые вспышки плохого настроения, гипперактивность, слезы, как реакция на все новое, регрессия в поведении (ребенок вновь начинает мочиться в кровать или в штаны, тянется к соске).

Ребенку от пяти до десяти: отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, необъяснимые боли и расстройства, рвота, повышенная озабоченность своим здоровьем, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, снижение самооценки, проблемы со сном и нарушение питания.

Ребенку десять и более: симптомы стресса практически такие же, как и у взрослого. Это - чувство одиночества и неуверенности в себе, проблемы с концентрацией внимания и запоминанием, усталость и расстройство сна, избегание общения с людьми, колебание настроения, раздражительность и вспыльчивость, бурная активность, навязчивые действия, плохой аппетит, чрезмерное внимание к своей внешности.

 

Помощь детям, которую родители могут оказать своими силами

При возрасте ребенка до двух лет снятию стресса лучше всего способствуют подвижные игры, особенно прятки, в которых ребенок видит, что, несмотря на периодические исчезновения, мама и папа возвращаются и доступны для контакта визуального, эмоционального и телесного.

Ребенку от двух до пяти лет снять стресс помогает быстрое, хаотичное и рисование  и рисование без определенной тематики (краски более эффективны, нежели карандаш), а также крик: необходимо стимулировать ребенка в проявлении своих эмоций во время активных игр или же просто покричать вместе с ним на улице. Необходимо чаще просто болтать с детьми, брать их на руки и обнимать. Помочь выяснить, что происходит с ребенком, может быть внимание к его разговорам с игрушками, когда малыш бывает достаточно откровенен, что не всегда можно получить при расспросах его взрослыми.

Ребенку от пяти до десяти в первую будут полезны различные ролевые игры, в которых он имеет возможность проявить особенности своего поведения в той или иной ситуации. Как мы говорили выше, психологи рекомендуют не скрывать от детей правду о проблемах иммиграции. И, конечно же, ребенок должен знать, что родители безусловно принимают и любят его, поддерживают и гордятся им. И не только знать, но и чувствовать повышенную заботу со стороны родителей, более тесный эмоциональный и даже телесный контакт. Если поведение родителей конструктивно и проблема не запущена, то результат будет и можно обойтись и без посещения психолога. Недели активных действий со стороны родителей обычно хватает, чтобы понять действенность влияния и наличие признаков, которые говорят об улучшении ситуации. Если изменений не происходит и состояние ребенка не улучшается, то нужно обращаться к психологу.

Бывает, что родители поведение ребенка списывают на «плохой характер» и не обращаются к психологу. В результате у ребенка на всю жизнь может остаться повышенный уровень тревожности. Во взрослой жизни такому человеку будет трудно самореализоваться, он будет пассивным и его могут мучить постоянные сомнения – «а все ли я делаю правильно …, а вдруг я ошибусь?».

При не разрешении противоречий через полтора – два года к внутренним сомнениям могут добавиться и психосоматические проявления.

 

Что может психолог и как он работает

Психологи работают с такими детьми в рамках привычной и естественной для них деятельности. Это арт-терапия (рисование и сказкотерапия), игровая и телесно-двигательная терапия.

Продолжительность работа с психологом будет зависеть от ситуации в семье, индивидуальных особенностей ребенка и продолжительности нахождения его и семьи в проблемной ситуации. Период терапии может продолжаться несколько месяцев, а иногда и годы, бывает, что достаточно кратковременной.



Просмотров: 613
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Истории клиентов, или что может мешать рождению ребенка
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Что может быть важно ребенку
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Зашифрованное послание родителям. Что может скрываться за болезнями и проблемным поведением ребенка
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Что может нанести ребенку психическую травму и стать причиной страхов и фобий?
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь