Автором статьи были проведены коррекционно – развивающие занятия по формированию коммуникативных навыков с подростками группы риска (подростки с ЗПР и условно одаренные подростки).
Коррекционно – развивающая программа составлена, подготовлена и реализована на базе общеобразовательной школы № 190 и МЭЛ № 28. В материалах тренинговых занятий для подростков использованы тренинговые упражнения следующих авторов: А.И Захаров, С.А. Игумнов, А.Г.Герцов, Л.Ф. Анн, Н.И. Козлов. Проведенный цикл занятий в большом объеме включал в себя элементы консультирования и психологического просвещения, выраженного в знакомстве детей с эмоциональными состояниями, мимикой, основами доброжелательных взаимоотношений. Продолжительность занятия - 90 минут - два этапа по 40 минут с десятиминутным перерывом, продолжительность цикла – 10 занятий с подростками и 5 занятий с их родителями.
Эмоционально – экспрессивный тренинг (ЭЭТ) направлен на разрешение внутри- и межличностных конфликтов у подростков группы риска, на формирование продуктивных взаимоотношений с окружающими, на повышение социального статуса в коллективе и собственной семье, на развитие компетентности в вопросах нормативного поведения и на обогащение арсенала общения (в том числе невербального), обеспечивающих лучшее взаимопонимание подростков и окружающих людей.
На протяжении времени проведения тренинга участники писали самоотчеты и мнения о занятиях. В написанных ребятами самоотчетах четко прослеживается заинтересованность в общении со сверстниками, желание больше сблизиться с ними, расширить круг друзей, желание узнать что-то о себе, а так же стремление проявить симпатию и к одноклассникам, и к ведущей тренинга.
В некоторых самоотчетах участники тренинга открыто указывают на проблемы в общении, и стремление найти выход из них.
Фрагменты из самоотчетов участников тренинга
Об особенностях общения со сверстниками
Подростки с ЗПР: «Занятия помогли больше узнать одноклассников»
«Можно узнать ближе людей, с которыми учишься, а мне это важно»
«Понравилось общение с девушками»
«Хочется, чтобы наш класс был дружнее, а наши мальчики поумнее»
«На занятиях можно хорошо узнать психологию одноклассника или свою»
«Мне кажется, что после этих занятий я смогла больше сблизиться с классом»
Лицеисты: «Мне интересно посещать занятия и потому, что в группе есть 2 человека, с которыми я до этого совершенно не общалась»
«Игры способствовали сплочению нашего коллектива. Я ближе познакомилась с другими учениками, смогла узнать о них больше. К некоторым поменяла своё отношение»
«После обсуждения упражнения я многое поняла, это помогает мне сблизиться со многими людьми и быть с ними более откровенной, потому, что в классе у меня есть только 3 подруги, в которых я полностью уверена и могу им доверять»
«я стала обращать внимание не только на своих друзей, но и на людей, совершено далёких от меня, не со стороны добренькой маленькой девочки, а на эмоциональном уровне»
«Занятия помогли мне всерьёз посмотреть на девчонок из других классов. Раньше я их считала глупыми и злыми, и мне было противно с ними общаться, поэтому при их виде уходила.
Также я поняла, почему у меня напряженные отношения с классом. Просто я никогда не относилась к ним всерьез, общалась с ними как с детьми»
О своих открытиях:
Подростки с ЗПР: «Я научилась что-то делать жестами и искренне общаться, но я так и не научилась передавать чувства жестами»
«Я узнал некоторые черты своего характера, поэтому мне было интересны все занятия»
«Раньше, когда я гневался, то сидел и старался забыть, но мне не удавалось и я долго обижался потом. А теперь я понимаю, что нужен выброс «плохой» энергии и знаю, что можно делать»
«Я ближе узнал одноклассников, как кто из них на что смотрит»
« Я никогда не могу отказать подруге и сестре, даже в упражнении не получилось»
«Я поняла, что надо не просто твердить: «Нет!», а сказать, почему. И только тогда меня послушали»
Лицеисты: «Я поняла, что не стоит бояться выпускать из себя маленького ребенка, хоть иногда»
«До занятий я считала, что гнев – это плохо, что нельзя его выражать, и очень переживала по этому поводу»
«Интересно было узнать, что каждый из участников думает в данный момент»
«Теперь я буду больше внимания уделять своим словам, ведь некоторые из них могут не на шутку обидеть»
«мне понравились занятия, они показали, в какой степени я могу выразить свои мысли без слов, и как я могу вжиться в различные образы»
«Поняла, что совершенно не слежу за стилем своего общения. Есть над чем подумать»
«мне было очень сложно отказываться, т.к. уговаривала меня моя подруга, как и происходит в жизни. Мне вообще сложно отказывать людям»
«я серьезно задумалась над тем, что не надо бояться сказать: «Нет!», главное – уметь аргументировать свой отказ, чтобы ничего не потерять»
Несмотря на то, что общение является ведущим мотивом деятельности у подростков с ЗПР, оно носит более поверхностный характер по сравнению с нормой психического развития. У условно одарённых учащихся высокий показатель соц. энергичности может быть объяснен и тем, что в условиях повышенных учебных требований и увеличения объема домашних заданий, на общение остаётся не так много времени, как хотелось бы подросткам, поэтому это компенсируется высокой соц. энергичностью.
У подростков группы риска исследуемых групп мы видим много перекликающихся проблем в общении. И у подростков с ЗПР, и у условно одаренных подростков (лицеистов) возникают сложности в понимании одноклассников, с возможностью сказать: «Нет!», с принятием и выражением собственного гнева, с пониманием чувств других людей и возможностью выразить свои чувства без слов.
И у тех, и у других участников коррекционного тренинга есть яркое желание общаться, причем много общаться со сверстниками, а особенно с противоположным полом. Полученная в ходе исследования информация показывает, что подростки с ЗПР имеют те же закономерности по проявлениям эмпатии, как и их нормально развивающиеся сверстники, но испытывают специфические затруднения в общении, при наличии острой потребности общаться, что свидетельствует о возникновении признаков социально-коммуникативной дезадаптации подростков с ЗПР.
У условно одарённых подростков общение часто поверхностно, развитие эмпатии затрудняется из-за постоянного пребывания в ситуации конкуренции со сверстниками. Компенсаторно эмоциональность условно одаренных подростков проявляется в учебной деятельности. Потребность в общении выражена даже более, чем у подростков с ЗПР, что так же свидетельствует о признаках социально-коммуникативной дезадаптации.
Фрагменты из самоотчетов участников тренинга
О занятиях в целом:
Подростки с ЗПР: «Занятия помогают определить типаж другого человека. И вообще, наверное, всё это развивает нас»
«Занятия учат нас быть дружнее, быть более организованнее, развивать чувство собственного достоинства, быть собраннее, развиваться в жизни каждый день»
«На занятиях мы развиваем мозги и смеемся»
«Занятия – это весело, хотелось бы ещё побольше вопросов, над которыми надо было бы хорошо подумать!»
«Понравились игры, много смеха, это создает надолго хорошее настроение»
«понравилось всё, только не помню, что конкретно, и не знаю, какой в этом должен быть смысл!»
«Понравилось общение в кругу»
«Смысл занятий в том, что можно научиться контролировать себя, общаться в кругу без раздражения. Они учат показывать жестами чувства и можно легко высказать всё, что думаешь. Думаю, эти занятия идут на благо»
«Мне понравилось общение с будущим психологом и игры»
«Мне понравились занятия, а Вы – красивая, глядеть на Вас хорошо»
«Понравились все занятия, потому, что мы много общались»
Лицеисты: «Работая на занятии, мы были задействованы в интересных диалогах, играх, общались с окружающими нас участниками, высказывая своё мнение. На мой взгляд, в этом было воплощено наше общение и в жизни, за пределами школы»
«в принципе, после занятия во мне ничего не изменилось, но оно дало мне опыт в общении с людьми. Мне кажется, что я стала немного больше понимать их»
«На занятиях многое понравилось, но зацепило не в лучшую сторону неестественное желание некоторых участников казаться лучше, чем они есть. Я считаю, что в нашей группе не надо изворачиваться и надевать маски»
«Благодаря занятиям можно узнать многое о других и понять сущность самого себя. Беседы и игры помогают не только забыть о проблемах, но и сближают нас. Даже если у людей какой-то конфликт, то на занятиях они на время забывают о нем и становятся хорошими знакомыми»
«Тренинг помогает лучше узнать людей и самих себя. После каждого занятия у меня улучшается настроение»
Самоотчеты подростков свидетельствует о том, что успешно выполнена одна из важных задач, поставленная в ЭЭТ - это «терапия средой» за счет создания в подростковом коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности, плодотворной творческой самореализации, доверия, радости общения и познания мира, облегчающей интеграцию личности в обществе в процессе ее воспитания и самовоспитания.
Групповые формы работы в системе эмоционально-экспрессивного тренинга способствуют развитию адаптивно-коммуникативных навыков, формированию адекватных форм экспрессивного взаимодействия и повышению общего уровня социальной компетентности. Предложенная коррекционно - развивающая программа, основанная на методах эмоционально-экспрессивного тренинга, обеспечивает повышение эффективности психокоррекции экспрессивной дезадаптации в подростковом возрасте.