Проблема коммуникации со сверстниками глазами подростков

Автором статьи были проведены коррекционно – развивающие занятия  по формированию коммуникативных навыков с подростками группы риска (подростки с ЗПР и условно одаренные  подростки).

Коррекционно – развивающая программа составлена, подготовлена и реализована на базе общеобразовательной школы № 190 и МЭЛ № 28. В материалах тренинговых занятий для подростков  использованы тренинговые упражнения следующих авторов: А.И Захаров, С.А. Игумнов, А.Г.Герцов, Л.Ф. Анн, Н.И. Козлов. Проведенный цикл занятий в большом объеме включал в себя элементы консультирования и психологического просвещения, выраженного в знакомстве детей с эмоциональными состояниями, мимикой, основами доброжелательных взаимоотношений. Продолжительность занятия - 90 минут - два этапа по 40 минут с десятиминутным перерывом, продолжительность цикла – 10 занятий  с подростками и 5 занятий с их родителями.

Эмоционально – экспрессивный тренинг (ЭЭТ) направлен на разрешение внутри- и межличностных конфликтов у подростков группы риска, на формирование продуктивных взаимоотношений с окружающими, на повышение социального статуса в коллективе и собственной семье, на развитие компетентности в вопросах нормативного поведения и на обогащение арсенала общения (в том числе невербального), обеспечивающих лучшее взаимопонимание подростков и окружающих  людей.

На протяжении времени проведения тренинга участники писали самоотчеты и мнения о занятиях. В написанных ребятами самоотчетах четко прослеживается заинтересованность в общении со сверстниками, желание больше сблизиться с ними, расширить круг друзей, желание узнать что-то о себе, а так же стремление проявить симпатию и к одноклассникам, и к ведущей тренинга.

В некоторых самоотчетах участники тренинга открыто указывают на проблемы в общении, и стремление найти выход из них.

Фрагменты из самоотчетов участников тренинга


Об особенностях общения со сверстниками

Подростки с ЗПР: «Занятия помогли больше узнать одноклассников»


«Можно узнать ближе людей, с которыми учишься, а мне это важно»
 

«Понравилось общение с девушками»


«Хочется, чтобы наш класс был дружнее, а наши мальчики поумнее»
 

«На занятиях можно хорошо узнать психологию одноклассника или свою»

«Мне кажется, что после этих занятий я смогла больше сблизиться с классом»

Лицеисты: «Мне интересно посещать занятия и потому, что в группе есть 2 человека, с которыми я до этого совершенно не общалась»

 
«Игры способствовали сплочению нашего коллектива. Я ближе познакомилась с другими учениками, смогла узнать о них больше. К некоторым поменяла своё отношение»
 

«После обсуждения упражнения я многое поняла, это помогает мне сблизиться со многими людьми и быть с ними более откровенной, потому, что в классе у меня есть только 3 подруги, в которых я полностью уверена и могу им доверять»


 «я стала обращать внимание не только на своих друзей, но и на людей, совершено далёких от меня, не со стороны добренькой маленькой девочки, а на эмоциональном уровне»

«Занятия помогли мне всерьёз посмотреть на девчонок из других классов. Раньше я их считала глупыми и злыми, и мне было противно с ними общаться, поэтому при их виде уходила.

Также я поняла, почему у меня напряженные отношения  с классом. Просто я никогда не относилась к ним всерьез, общалась с ними как с детьми»
 

О своих открытиях:


Подростки с ЗПР: «Я научилась что-то делать жестами и искренне общаться, но я так и не научилась передавать чувства жестами»
 

«Я узнал некоторые черты своего характера, поэтому мне было интересны все занятия»


«Раньше, когда я гневался, то сидел и старался забыть, но мне не удавалось и я долго обижался потом. А теперь я понимаю, что нужен выброс «плохой» энергии и знаю, что можно делать»


«Я ближе узнал одноклассников, как кто из них  на что смотрит»

« Я никогда не могу отказать подруге и сестре, даже в упражнении не получилось»

«Я поняла, что надо не просто твердить: «Нет!», а сказать, почему. И только тогда меня послушали»

Лицеисты: «Я поняла, что не стоит бояться выпускать из себя маленького ребенка, хоть иногда»
 

 «До занятий я считала, что гнев – это плохо, что нельзя его выражать, и очень переживала по этому поводу»

 
«Интересно было узнать, что каждый из участников думает в данный момент»


«Теперь я буду больше внимания уделять своим словам, ведь некоторые из них могут не на шутку обидеть»


«мне понравились занятия, они показали, в какой степени я могу выразить свои мысли без слов, и как я могу вжиться в различные образы»


«Поняла, что совершенно не слежу за стилем своего общения. Есть над чем подумать»


 «мне было очень сложно отказываться, т.к. уговаривала меня моя подруга, как и происходит в жизни. Мне вообще сложно отказывать людям»


«я серьезно задумалась над тем, что не надо бояться сказать: «Нет!», главное – уметь аргументировать свой отказ, чтобы ничего не потерять»
 

Несмотря на то, что общение является ведущим мотивом деятельности у подростков с ЗПР, оно носит более поверхностный характер по сравнению с нормой психического развития. У условно одарённых учащихся  высокий показатель соц. энергичности может быть объяснен и тем, что в условиях повышенных учебных требований и увеличения объема домашних заданий, на общение остаётся не так много времени, как хотелось бы подросткам, поэтому это компенсируется высокой соц. энергичностью.

У подростков группы риска исследуемых групп мы видим много перекликающихся проблем в общении. И у подростков с ЗПР, и у условно одаренных подростков (лицеистов) возникают сложности в понимании одноклассников, с возможностью сказать: «Нет!», с принятием и выражением собственного гнева, с пониманием чувств других людей и возможностью выразить свои чувства без слов.

И у тех, и у других участников коррекционного тренинга есть яркое желание общаться, причем много общаться со сверстниками, а особенно с противоположным полом. Полученная в ходе исследования информация показывает, что подростки с ЗПР имеют те же закономерности по проявлениям эмпатии, как и их нормально развивающиеся сверстники, но испытывают специфические затруднения в общении, при наличии острой потребности общаться, что свидетельствует о возникновении признаков социально-коммуникативной дезадаптации подростков с ЗПР.

У условно одарённых подростков общение часто поверхностно, развитие эмпатии затрудняется из-за постоянного пребывания в ситуации конкуренции со сверстниками. Компенсаторно эмоциональность условно одаренных подростков проявляется  в учебной деятельности. Потребность в общении выражена даже более, чем у подростков с ЗПР, что так же свидетельствует о признаках социально-коммуникативной дезадаптации.

Фрагменты из самоотчетов участников тренинга

О занятиях в целом:

Подростки с ЗПР: «Занятия помогают определить типаж другого человека. И вообще, наверное, всё это развивает нас»

 
«Занятия учат нас быть дружнее, быть более организованнее, развивать чувство собственного достоинства, быть собраннее, развиваться в жизни каждый день»


«На занятиях мы развиваем мозги и смеемся»

«Занятия – это весело, хотелось бы ещё побольше вопросов, над которыми надо было бы хорошо подумать!»


«Понравились игры, много смеха, это создает надолго хорошее настроение»


 «понравилось всё, только не помню, что конкретно, и не знаю, какой в этом должен быть смысл!»
 

«Понравилось общение в кругу»


«Смысл занятий в том, что можно научиться контролировать себя, общаться в кругу без раздражения. Они учат показывать жестами чувства и можно легко высказать всё, что думаешь. Думаю, эти занятия идут на благо»

 «Мне понравилось общение с будущим  психологом  и игры»


«Мне понравились занятия, а Вы – красивая, глядеть на Вас хорошо»
 
«Понравились все занятия, потому, что мы много общались»

Лицеисты: «Работая на занятии, мы были задействованы в интересных диалогах, играх, общались с окружающими нас участниками, высказывая своё мнение. На мой взгляд, в этом было воплощено наше общение и в жизни, за пределами школы»


«в принципе, после занятия во мне ничего не изменилось, но оно дало мне опыт в общении с людьми. Мне кажется, что я стала немного больше понимать их»


«На занятиях многое понравилось, но зацепило не в лучшую сторону неестественное желание некоторых участников казаться лучше, чем они есть. Я считаю, что в нашей группе не надо изворачиваться и надевать маски»

 «Благодаря занятиям можно узнать многое о других и понять сущность самого себя. Беседы и игры помогают не только забыть о проблемах, но и сближают нас. Даже если у людей какой-то конфликт, то на занятиях они на время забывают о нем и становятся хорошими знакомыми»


 «Тренинг помогает лучше узнать людей и самих себя. После каждого занятия у меня улучшается настроение»
 

Самоотчеты подростков свидетельствует о том, что успешно выполнена одна из важных задач, поставленная в ЭЭТ  - это «терапия средой» за счет создания в подростковом коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности, плодотворной творческой самореализации, доверия, радости общения и познания мира, облегчающей интеграцию личности в обществе в процессе ее воспитания и самовоспитания.

Групповые формы работы в системе эмоционально-экспрессивного тренинга способствуют развитию адаптивно-коммуникативных навыков, формированию адекватных форм экспрессивного взаимодействия и повышению общего уровня социальной компетентности. Предложенная коррекционно - развивающая программа, основанная на методах эмоционально-экспрессивного тренинга,  обеспечивает повышение эффективности психокоррекции экспрессивной дезадаптации в подростковом возрасте.



Просмотров: 356
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что мне нужно сделать, чтоб в моей жизни было больше позитива?
  • Слушайся меня, потому что я лучше тебя знаю, как Мне Страшно.
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Нейропсихологические занятия – что это и зачем нужно.
  • Узнать и признать себя: Осуждение и Что обо мне подумают другие?
  • Привычка быть одной, как вариант того, что «моё от меня не уйдёт, а чужого мне не надо»
  • Почему все так? За что мне это?
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Но только не говори мне, что любишь меня!
  • Что важно знать родителям, выбирая развивающие занятия для ребёнка.
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Зачем быть искренним? Что мне это даст?
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Мне просто нужна уверенность, что у меня всё получится
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • За что мне хорошему это всё !?
  • Мне интересно. Что это значит?
  • Мне плохо, что мне делать? Памятка для самопомощи
  • Почему со мной все ОК, даже если мне кажется, что я схожу с ума



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь