|
Тема занятия (тренинга) с аддиктами «Экскурсия на городскую свалку и создание групповой инсталляции».Автор статьи: Артёменко Андрей Валерьевич
Авторское занятие проводилось в РЦ «Перекрёсток Семи Дорог» (г. Ангарск, Иркутская область, Россия), как метод работы с психологическими защитами пациентов – отрицания, проекции, минимизации и рационализации своей зависимости. Предполагается, что пациенты ранее уже прослушали лекции по теме «Сопротивление лечению», «Психологические защиты». Упражнение носит эклектический характер, не претендует на оригинальность и проводилось с учетом сложившейся атмосферы в группе на тот момент. Городская свалка тоже находилось в шаговой доступности, что значительно облегчало проведение такого необычного упражнения. Порядок проведения: Занятие проводилось для пациентов двух групп – базовой группы (основной) и продвинутой (постреабилитационной), исключая мотивационную группу (группа новичков). У ведущего в помощниках должно быть два человека (со-ведущих), чтобы смотреть за соблюдением правил и выполнения задач упражнения. Первая часть занятия: Ведущий после сбора участников двух групп объявляет цель экскурсии – «Сегодня у нас необычное занятие – у вас появилась возможность побыть журналистами по проблеме зависимости, все правила центра сохраняются в период экскурсии. Это экскурсия на городскую свалку, там у каждого из вас будет возможность пообщаться с ее обитателями, узнать, почему они так живут, одновременно отмечая у себя в блокноте виды психологических защит, которые демонстрирует интервьюируемый. Каждый из вас может взять какой-нибудь предмет со свалки, символизирующий вашу проблему в выздоровлении. Время четко регламентировано – экскурсия продолжается не более 30-40 минут». После экскурсии все участники собираются на территории реабилитационного центра, желательно в каком-нибудь уютном тихом уголке, чтобы создать групповую инсталляцию (понятно, что вещи со свалки лучше не нести в помещение). Можно положить в центр большой лист ДВП и на нем выложить каждому участнику свои предметы. Затем каждый рассказывает о своем предмете, что он для него значит. Ведущий предлагает соединить все предметы (с помощью тонкой проволоки или веревки), отметив тем самым, что в группе всех объединяет наличие похожей проблемы и желание с ней справиться. В конце презентации участников ведущий фотографирует* инсталляцию, и все переходят на следующую часть занятия в помещение. Вторая часть занятия: С помощью мультимедийного проектора ведущий демонстрирует фотографию групповой инсталляции. Ведущий предлагает поделиться чувствами по кругу всех участников группы по инсталляции. Затем каждый представляет результаты своего интервью во время экскурсии.
Ведущий задает наводящие вопросы:
*Инсталляция (англ. Inctallation – установка) – пространственная композиция, созданная из различных готовых материалов и форм (промышленных и бытовых предметов, природных объектов, фрагментов текстовой и визуальной информации). Вступая в неординарные комбинации, вещь освобождается от своей утилитарной функции, приобретая функцию символическую. * Кроме фотографирования, возможна также видеосъемка процесса инсталляции, с согласия пациентов. Рекомендации ведущему: Варианты экскурсии могут быть разными, в зависимости от возможностей и ресурсов реабилитационного центра – это может быть экскурсия в наркологический диспансер, а материалы для инсталляции собираются в близлежайшем парке, например.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|