Этапы формирования психологических границ. Как помочь нашим детям лучше чувствовать себя. Часть 1.

От автора: Эта статья может быть интересна тем, кто пытается разобраться в причинах своей эмоциональной зависимости в отношениях с другими людьми и тем, кто хочет предотвратить подобную ситуацию у своих детей. В данной статье сделана попытка проанализировать, объединить несколько известных психодинамических концепций развития и выделить ключевые этапы формирования границ личности, начиная от рождения и до подросткового возраста. В частности в основу легли психоаналитическая теория сепарации и индивидуации Маргарет Малер и бодинамическая концепция развития личностного пространства Лизбет Марчер.
Для лучшего понимания контекста статьи, рекомендуется ознакомиться с материалами про функции границ и виды границ.

   Наткнулась как-то на просторах интернета на пост одного мужчины, который рассуждал о том, как правильно надо воспитывать ребенка. Основной посыл у него был в том, что до 5 лет можно не особо включаться во взаимодействие с малышом, нужно просто проявлять элементарную заботу и удовлетворять его физиологические потребности, а уже после 5 лет, когда ребенок начнет что-то соображать, можно, понемногу, начинать заниматься развитием его личности. И было удивительно видеть, как много людей поддержало эту идею.

    А ведь действительно нередко маленький ребенок приравнивается как бы к растению. Раз он не умеет разговаривать, мало что понимает еще, да и вообще не вспомнит, что с ним было в этом раннем детстве, то вроде бы и не стоит особо уделять внимание данному периоду, все равно на его личности это никак не отразится. Собственно, эта статья и родилась как ответ на подобную точку зрения. В ней хотелось бы рассмотреть влияние первых месяцев и лет жизни ребенка на формирование его личности.

                                          Этапы формирования психологических границ Как помочь нашим детям лучше чувствовать себя Часть 1

   В данной статье, раз речь идет именно о личности ребенка, мне показалось важным рассмотреть процесс развития именно с точки зрения формирования границ. Ведь благодаря наличию психологических границ мы можем обозначить очертания нашей личности, сформулировать для себя и для других наш образ, определить где мы, а где начинается личность другого человека. Границы это возможность понять какие мы, на что способны, что нам важно, чего мы хотим или чего не допускаем. И они формируются уже в самом раннем детстве, влияя потом на нашу дальнейшую жизнь и отношения с окружающим миром.

   Огромную роль в развитии границ играет взаимодействие с мамой (или с другим объектом привязанности). Родитель становится для ребенка как бы прообразом окружающего мира, с помощью которого ребенок учится отношениям с собой, с реальностью, с другими людьми и значимыми объектами. Формирование границ ребенка, его первые пробы близости и сепарации в этом контакте являются и большой проверкой сформированности границ у мамы. Поэтому в данной статье хотелось бы рассмотреть этот процесс с точки зрения и ребенка, и матери, чтобы была возможность выделить некоторые рекомендации, как сделать развитие личности ребенка более благоприятным и психологически безопасным.

(Разделение на периоды сделано достаточно условно, так как возрастные границы могут немного сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей. А функции, описанные на каждом этапе продолжают развиваться и в дальнейшем).


             
1. Эмбриональный период – «Безграничный контакт»                             

                                             


Описание:
Это этап полного слияния. Существуют только материнские границы, внутри которых находится ребенок, именно они защищают и ее саму, и эмбрион. По словам Д. Пайнз во время беременности женщина переживает идентификацию со своей матерью и с собственным детским Я, оживают инфантильные желания слиться с родителем и одновременно страх перед этим. Соответственно, на прохождение данного периода будет влиять то, как сама женщина прошла свою сепарацию. Если сепарация с матерью не пройдена, страх слияния может быть настолько сильным, что женщина бывает не готова принять в свои границы новую жизнь, из-за чего возможны выкидыши и аборты. При благоприятном прохождении сепарации, беременность позволяет женщине перейти на важную стадию ее идентичности и стать «как мама» - физиологически зрелой женщиной. С этой сильной внутренней позиции она готова открывать свои границы для будущего ребенка, давать ему безопасное пространство, любовь, заботу и защиту. При здоровом протекании беременности ребенок уже в утробе матери приобретает элементарное ощущение себя, происходят первые подготовительные шаги к формированию личности. На 5 неделе он начинает реагировать на внешние воздействия - например, на прикосновения к животу, на музыку, звуки голоса. На последнем триместре есть уже простейшие ощущения кожи, как ранняя основа телесных границ, ребенок понемногу пробует различать, что находится внутри него, а что снаружи.

Рекомендации: На этом этапе у ребенка происходит формирование базового доверия к миру, его ощущения стабильности и безопасности окружающего пространства. В утробе ребенок чувствителен к эмоциональным проявлениям матери, сильные стрессы могут осложнить протекание беременности и процесс родов. Здесь очень важно, чтобы мать имела возможность позаботиться о себе, избегая каких-либо волнений. И в то же время ее задача - дать ребенку ощущение, что он желанный, его ждут, ему рады, и он имеет право быть в этом мире. Именно это является фундаментом для дальнейшего построения границ. (Условно говоря, тем самым мать открывает некоторую площадку для ребенка, на которой ему разрешается размещать свои границы.)

 

 2. От 0 до 2 месяцев – «Контейнирующий контакт»

                                             

Описание: Появляясь на свет, ребенок уже вроде бы физически существует отдельно от матери, но на психическом уровне ощущает себя одним целым с ней. Он еще не может разделить где он, а где не он. Его Я слито с материнским, да и с внешним миром тоже, никакой дифференциации еще нет. Поэтому если он чувствует себя плохо (не удовлетворены какие-то его потребности, что-то болит), для него это ощущение, что разлетается весь мир. В ситуации психологического неблагополучия он начинает болеть. Не сформировано еще восприятие времени, а потому и нет ощущения конечности своего страдания. Но при этом данная фаза является частью предадаптивного поведения младенца, это по сути некоторая физиологическая прелюдия для формирования дальнейших отношений матери и ребенка. Происходит сонастройка их биоритмов, все физиологические системы работают на то, чтобы установить связь между ними. И если благодаря этой сонастройки мать хорошо чувствует и понимает своего малыша, удовлетворяет его потребности (то есть он получает адекватный отклик от окружающей среды), у него начинает закладываться контакт с реальностью. Он получает ощущение, что мир устойчив и стабилен вне зависимости от его внутренних процессов, а потому возникает предпосылка для формирования Эго (отдельного от окружающего мира). То есть грубо говоря внутри материнских границ начинают закладываться границы личности ребенка, но при этом ее границы все еще продолжают защищать и оберегать его от внешней среды, служа своеобразным контейнером.

Рекомендации: На этом этапе со стороны родителей важно уделить особое внимание развитию телесных границ. Ребенок уже хорошо ощущает кожу, а потому телесный контакт с родителями может помочь отделить себя от мира (Благодаря этому ребенок сможет понять, что окружающий мир начинается там, где заканчивается его тело и кожа – это первая граница, которая формируется в процессе развития). Именно поэтому в этот период должно быть много нежных прикосновений, поглаживаний, объятий, возможно даже легкий массаж. Хороший эффект оказывает регулярное купание в ванночке, так как теплая вода стимулирует приятные ощущения кожи и создает безопасную, знакомую ребенку атмосферу для развития диапазона движений. Важную роль на этом этапе играет и пеленание, которое также помогает почувствовать ребенку границы своего тела. Телесный контакт успокаивает ребенка и в то же время помогает вытягивать его интерес наружу, выводя из аутистической фазы, так ребенок постепенно начинает замечать, что происходит во внешнем мире и психологически готовится выходить в него.


Продолжение статьи здесь: https://www.psyoffice.ru/article/formirovanie_granic2/

Если понравилась статья,


 

Приглашаю Вас на терапевтические группы по работе с границами в Москве:
Интенсив "С заботой о личном пространстве"
Цикл тренингов "Путь к гармоничным отношениям"
Психологический клуб: "Магия тела"



Просмотров: 484
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этапы формирования психологических границ. Как помочь нашим детям лучше чувствовать себя. Часть 3.
  • Этапы формирования психологических границ. Как помочь нашим детям лучше чувствовать себя. Часть 2.
  • Нарушение границ у ребенка: как правильно реагировать матери
  • Психологические границы. Часть 3. Функции границ. Как они влияют на нашу жизнь?
  • Психологические границы. Часть 4. Как понять, что наши границы нарушаются? Признаки нарушения границ.
  • Установление телесных границ и представления об интимности у ребенка.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Про формирование психологических границ с точки зрения физиологии.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • К вопросу о регуляции границ бытийного пространства личности.
  • "Визуализация границы" - техника диагностики актуального состояния личных границ
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Психоаналитические подходы к пониманию психологических границ личности
  • Волшебные границы границ
  • Границы-1. Ценность собственных границ.
  • Акселерометр для границ личности.
  • Дом как показатель границ личности
  • Границы-2. Необходимые составляющие для установления границ.
  • Умные часы: источник невротизации родителя и способ нарушения границ ребенка
  • Бабушка приехала...! О сложностях выстраивания границ в воспитании ребенка со старшим поколением
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Стадии формирования границ. Мое тело (продолжение)
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Гештальт-терапия. Контакт. Контактирование. Границы личности в контакте.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Где нет границ, там место страхам. Как связаны родительские границы и детские страхи.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь