Где нет границ, там место страхам. Как связаны родительские границы и детские страхи.

Где нет границ, там место страхам.
Как связаны родительские границы и детские страхи.

   Год за годом в своей практике я все отчетливее вижу взаимосвязь между наличием страхов у детей и особенностями стиля родительского воспитания. Расскажу, как это работает.

   Если в отношениях родителя и ребенка есть место излишней уступчивости, лояльности взрослого, если границы родителя неустойчивы, и ребенку несложно их подвинуть, проще говоря, когда ребенок игнорирует просьбы, ограничения, манипулирует, не делает того, что может по возрасту, он ощущает себя сильнее, главнее и влиятельнее своих родителей. Такая перевернутая иерархия.

     А теперь представьте, как себя чувствует ребенок, когда он воспринимает своих родителей как "слабых", податливых, неспособных отстоять своего мнения и своих решений. Ему банально страшно. В тот момент, когда родитель сдается и уступает, власть оказывается у ребенка. Но столько ответственности ребенку не по плечу. Внешне такой ребенок выглядит очень уверенным и напористым, лидером, а внутри - он испуган и напряжен. Он не "за каменной стеной", и рядом нет "большого и сильного". Раз родители не защищают своих границ и правил своего дома, значит, и он не сможет себя защитить (научиться не у кого). И тогда мир воспринимается угрожающим. Не получается конструктивного взаимодействия со сверстниками: выходит либо нарушение границ и вмешательство в чужое пространство, либо ведомая позиция. На податливого родителя невозможно опереться: воспользоваться его опытом, видением, возложить ответственность, пока это еще можно. Часто в такой ситуации ребенок боится спать один. По сути, он не может опираться на себя, он также чувствует себя слабым, так как не может справляться с морально сложными для себя ситуациями, не может выносить неудовольствия (фрустраций) и нуждается в "особом подходе".
В последнее время я наблюдаю целую тенценцию к такому стилю воспитания. Родители чутко прислушиваются к потребностям своего ребенка, проявляют много уважения к его индивидуальности. Так не было принято воспитывать детей в советское время, а тем более, ранее. Выбор в пользу такого подхода может определяться неудовлетворенной потребностью сегодняшних родителей в чутком отношении со стороных их собственных мам и пап. И тогда так хочется не повторить ошибок со своими детьми, не ранить невниманием собственного ребенка.

   Кажется, будто, если я буду непреклонен и строг со своим ребенком, он почувствует ту же боль, злость или нелюбовь ко мне, которую чувствовал я, будучи маленьким. Почувствует себя непонятым и неуслышанным. И это нанесет ему травму и испортит наши отношения.

   И здесь возникает дисбаланс: потребности ребенка отправляются в приоритет над потребностями родителя. На самом деле, это полное повторение картинки из детства: что тогда, будучи маленьким, человек молчал и обесценивал свои чувства и желания, что сейчас. Только тогда внешней обесценивающей фигурой были родители, а теперь - собственный ребенок.

   Перевернутая иерархия в семье возможна по разным причинам. Например, если родителю сложно выдерживать конфликтные ситуации и он пытается их всячески избегать, в том числе с ребенком. Здесь налицо общая сложность взрослого и ребенка: как малыш не выдерживает фрустрации (неудовольствия из-за ограничения, например), так и родитель точно также не может ее выдержать (сдается под напором детского нытья или истерики). Так что, если работать, то обеим сторонам и в одном и том же направлении.

    Ситуацию менять можно и важно.

  Когда я планирую дальнейшую работу с семьей, я ориентируюсь на запрос родителя и его чувства. Если родитель говорит, что насторожен тем, что ребенок плохо слушается, или что он (взрослый) чувствует утомление или раздражение от необходимости постоянно аргументировать свои просьбы, объяснять, находить подход - это половина успеха. Значит, близко "дно", ниже которого родитель не готов спускаться. Это та самая личная граница, которую и следует укреплять. На благо всем.

   Я не большой сторонник общих рекомендаций и советов. Мне кажется, они все равно будут узки, т.к. не могут до конца учитывать индивидуальность клиента. Как психотерапевт, я вижу большую ценность в том, чтобы помочь клиенту (в данном случае, взрослому) почувствовать в себе самом опоры, основания и направления для изменений, а также их меру. Однако здесь я позволю себе высказать некоторые аргументы:

   1. Просто на рациональном уровне помните, что если вы рядом с ребенком - устойчивый, настойчивый, в важных для вас вопросах непреклонный и при этом любящий, ребенку с вами надежно и защищенно. Использование "я-посланий" и активное слушание, описанные Ю.В. Гиппенрейтер, поможет не потерять ощущение любви и привязанности.

    2. Вы не плохой родитель, если ваш ребенок недоволен, расстроен или плачет в тот момент, когда вы ему что-то не разрешаете или настаиваете на просьбе.

  3. Вам не нужно всегда находить особый подход к своему ребенку. Никто в социуме этого делать не будет. Это его задача - адаптироваться к вам, а затем к миру. В этом смысле, ребенку будет полезна ваша честная обратная связь (в форме "я-посланий") о том, что вы чувствуете в связи с тем или иным его поступком/поведением.

  4. Родительская любовь - это не когда дают все, что хочешь. Для успешной социализации, развития, обучения ребенку необходима способность выдерживать некоторую дозу неудовольствия (принять правила игры или поведения в группе, суметь вынести проигрыш, неудачу, ошибку - не сдаться, чтобы потом попробовать еще раз). Постепенно у ребенка будет складываться история о себе, как о человеке, который может быть мужественным, сильным (не испугался сложности или неудачи), настойчивым и упорным (взял и собрал все игрушки, несмотря на то, что не хотелось), самостоятельным, достигающим и т.д. Так формируется крепкая самооценка, ибо складывается она из реальных достижений, а не из восторженных взглядов мамы и папы. На эти качества, знания о себе, на этот опыт ребенок может опираться, выходя в мир. И здесь уже место не страхам, а интересу.



Просмотров: 588
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Когда "все не так, как хочется"...или взросление души
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Что ребенок может "сям"?
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Что делать, если ребенок "психует" из-за гаджетов?
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам
  • Что делать если ребенок "не слышит"
  • "Не такой, как все" или как семье относиться к ребенку с ограниченными возможностями.
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Ну съешь еще ложечку" или как убить чувства своего ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь